Самым уязвимым местом уроков русского языка является работа по развитию речи. Умение учащихся понимать и сознательно строить словесные сообщения формируется в процессе их мыслительной деятельности. Задача учителя состоит в том, чтобы активизировать эту деятельность. В такой работе можно использовать следующие направления:
- Целенаправленный анализ источника – читаемый текст, картинка, наблюдаемое событие из жизни.
- Процесс овладения содержанием словесного сообщения.
- Процесс осознания структуры связного сообщения.
Хочу привести пример из опыта работы над сочинением с элементами описания зимней природы в 4 классе “На зимней прогулке”. Для подготовительной работы использую возможности уроков русского языка, литературы, окружающего мира, изо. Мы с ребятами осуществляем сбор материала для описания красоты зимнего дня, заучиваем понравившиеся фразы наизусть, беседуем о картинах (К.А. Коровин “Русская зима”, А.К. Саврасов “Зима”, И.Э. Грабарь “Зимний пейзаж”), проводим работу с текстами. Вот некоторые виды подготовительной работы.
1. Чтение и озаглавливание.
Стоит хороший зимний день. Небо ясное и голубое. Поля и лес покрыты пушистым снежным ковром. Яркий снег слепит глаза. Деревья в лесу стоят, словно в сказке. На стволе ветвистой сосны мы заметили пёстрого дятла. Он ловко долбил шишки. Хорошо в лесу! Легко дышать свежим воздухом.
2. Выделение в тексте главной мысли.
Хороша русская зима! Мы любим её за красоту, морозы, сугробы. Особенно за то, что зимой можно бродить на лыжах по лесным просекам, мчаться на коньках по звонкому льду, кататься на санках с горки. Зима бодрит и закаляет нас!
3. Списывание с заданием вставить пропущенные буквы.
Ст...ит м...розная п...года. Иней запуш...л в лесу берё...ки, ...синки, старую ольху.
Ож...ла л...сная полянка. Прил...тели сн...гири, синич...ки. Под елью за...ц з...рылся в снегу.
4. Составление предложений на тему “Красавица-зима”.
Снег, снег....Побелел, (сгорбился ) кустарник. (Изогнулась) берёзка: снег набился ей в косы и (притянул) к земле. А под ёлочкой выросли (сугробы). Мохнатая по самые лапы ушла в снег, словно (присела) на корточки.
Н.Надеждина
5. Деление текста на предложения.
Зима в лесу.
Заглянула зима в лес обрядила она сосны и ели в тяжёлые снеговые шубы до самых бровей нахлобучила им шапки стоят лесные великаны друг возле друга внизу под ними кустики и молодые деревца укрылись их зима в белые шубы одела тепло деревьям.
6. Письмо по памяти.
Сыплются снежинки,
Белые пушинки.
К удивлению ребят,
Будто искорки горят.Хорошо бежать на лыжах
Мимо елей и берёз.
Воздух чист и неподвижен,
Не пугает нас мороз.
7. Викторина по литературным произведениям.
Широкий двор был весь покрыт сияющим, белым мягким снегом. Воздух, морозный и тонкий, защипал в носу, иголочками уколол щёки. Сараи и дворы стояли приземистые, покрытые белыми шапками, будто вросли в снег.
А.Н. Толстой
Первый снег очень к лицу земле. Земля была нарядная, похожая на застенчивую невесту. В лесах было торжественно, светло и тихо. День как -будто дремал. С неба изредка падали одинокие снежинки.
К.Паустовский “Первый снег”
Рано утром старик вышел из избушки. За одну ночь всё в природе изменилось. Низкие облака ползли над самой землёй. Они чуть не цеплялись за верхушки елей. Вид был печальный. В воздухе кружилась живая сетка из мягких пушистых снежинок.
Д.Н. Мамин-Сибиряк “Серая шейка”
А погода великолепная. Воздух тих, прозрачен и свеж. Ночь темна, но видно всю деревню с её белыми крышами, деревья, посеребрённые инеем, сугробы.
А.П. Чехов “Ванька”
8. Восстановление деформированного текста.
Вот и зима. (Стоят, идут) сильные морозы. Пушистый снег (укутал, покрыл) леса и поля. (Кругом, везде) тишина. Я люблю (смотреть, глядеть) на деревья в снегу. Сверху, (за холмом, с холма), берёзы кажутся одуванчиками. Чуть (понесёт, дунет) ветер, иголки инея падают с концов ветвей.
9. Текст контрольного диктанта.
Хороша зимняя лунная ночь в окрестностях села Ильинского. По сторонам дороги в бледном свете застыли берёзки, ели, осины. Редкие снежинки падают на мёрзлую землю. Луна освещает избушку лесника около речки Любани. Тёмное небо пестрит частыми звёздами. Кругом тишь. Вот послышался лёгкий шорох. Это белочка прыгнула с ветки на ветку и сбросила тяжёлые комья снега. А мороз всё крепчает. Потрескивает лёд на озере. Вот ветер прошумел в вершинах деревьев. И опять тишина.
После подготовительной работы начинается этап систематизации полученных сведений, точнее обучающая беседа по итогам работы с текстами для подготовки сочинения с элементами описания зимнего дня. У ребят получается вступление – несколько предложений о красоте зимней природы.