Занятия музыкой в начальной школе предполагают знакомство с музыкальной культурой и её освоение. На уроках музыки возможно создание необходимой среды, в которой ребёнок будет совершенствовать умение планировать и осуществлять не только творческую, но и поисковую, деятельность как индивидуально, так и в сотрудничестве с другими учениками.
Групповые задания способствуют тренировке у учеников навыка совместной работы, распределения ответственности в небольших группах, выявляют способности учеников, а также способ коммуникации с окружающими людьми.
Индивидуальные задания преследуют цель активизации личного поиска детей при освоении материала, предполагают большую свободу творчества и большую ответственность за результат.
Смена групповых и индивидуальных заданий стимулирует активность ученика в обеих формах работы и обеспечивает больший простор для реализации фантазий, замыслов, которые играют важную роль и имеют большое значение в младшем школьном возрасте. То, что нельзя сделать индивидуально, возможно в группе и наоборот - то, что не получается осуществить в группе, ученик может сделать сам.
Проектный подход к обучению, с использованием групповых и индивидуальных заданий, позволит ориентироваться на личность ученика, что поможет раскрыть его способности, будет способствовать развитию интереса к освоению материала и к учебной деятельности вообще, что положительно скажется на дальнейшем обучении в школе.
Всё это является реализацией принципов гуманистической психологии и педагогики, предполагающей особый акцент на ученике, как отдельном самостоятельном человеке. Данный подход реализуется на практике при помощи таких педагогических технологий, цель которых состоит в выявлении и развитии творческих интересов ребёнка, расширении его сферы интересов, общей эрудиции, формировании способности в процессе самостоятельной и продуктивной учебной деятельности.
Программа Е.Д. Критской и Г.П. Сергеевой предлагает проектно-исследовательский способ обучения в серии тематически запланированных уроков музыки. Это позволяет заинтересовать учеников, удерживать их внимание на протяжении длительного времени [1].
Проектная деятельность на уроках может преследовать различные цели, добиваться различного результата в зависимости от вида и характера конечного продукта этой деятельности.
Проектная деятельность может включать:
Ролевые проекты. Это может быть театрализованная инсценировка песен или разыгрывание "по ролям" тех или иных фрагментов биографии известных композиторов. Подобное погружение в тему позволяет ученикам лучше запомнить материал, "вжиться", сделать знание личностным.
Классическая работа в стиле информационно-исследовательских проектов, в ходе которых изучается, например, биография композитора с целью выступления перед классом, способствует развитию устной речи ученика.
Ученики участвуют в создании сценария внеклассного мероприятия с музыкальными или информационными элементами. Таким образом, ребята будут погружены не только в "жизнь класса", но и в "жизнь школы".
Разнообразные творческие проекты, которыми могут быть музыкальные спектакли, танцы, фестивали ещё больше способствуют раскрытию способностей и талантов учеников.
Создание стенгазет, стендов, то есть дополнительных информационных проектов, результаты которых станут фондом музыкального класса, останутся для дальнейшей работы.
Для учеников, обладающих выдающимися способностями, возможна дополнительная форма работы, предполагающая создание дидактических, разъясняющих материалов. Проект "Помощь начинающим музыкантам".
Осуществление проектной деятельности на уроке музыки способствует развитию самостоятельности у учащихся, а именно:
- планирование работы,
- поиск материалов по теме,
- установка контактов с людьми,
- решение возникающих конфликтов,
- подбор и запись музыки.
При работе над проектом ученики с различным уровнем музыкальной подготовки могут выполнять разные действия, что позволит каждому поучаствовать в создании продукта.
Таким образом, учитель, задающий общие правила и контуры задания, оставляет большую долю свободы для реализации замысла учащихся. Такой подход, не снимая профессионального участия педагога, как специалиста, пробуждает интерес в самих учениках, поскольку проект - это их личный результат, их личная фантазия, нашедшая воплощение на практике.
В начальной школе проектная учебная деятельность существует в форме творческих заданий по темам, изученным ранее. На первых этапах обучения такой подход становится наиболее эффективным, он позволяет сформировать соответствующие навыки учеников и привычки к новой и нестандартной форме работы.
"От простого к сложному" - принцип работы проектной деятельности на уроках. В своей практической деятельности я использую следующие проекты для развития познавательного интереса к музыке.
Во 2-м классе учащиеся выполняют творческие проекты.
Проект: "Посмотрите, песенка".
Цель: Составление презентации, подбор рисунков к песне, создание мультипликационного фильма.
Планируемый результат: исполнение песни сопровождается презентацией или рисунками на выбранную тему, выполненную учениками.
В качестве тем предлагаю слова: дружба, природа, мама, папа и др.
Выбрав тему и подготовив выступление, ребята исполняют песню, сопровождая ее презентацией рисунков или фотографий. Важным требованием к рисункам будет их уникальность - они не должны повторяться, поэтому лучшим решением будет нарисованная авторская иллюстрация. То же относится и к фотографиям.
Также возможна упрощённая форма работы, когда дети в группах изображают ту или иную сцену из детской песни, которая разучивается на уроке. Разные группы рисуют сценки из различных куплетов.
Проект: "Мой музыкальный инструмент".
Цель: создание группы шумовых инструментов.
Планируемый результат: ученики мастерят шумовые музыкальные инструменты, представляют их классу, аргументируя выбор и показывая способ изготовления.
В ходе выполнения этого задания ученики ищут способы звукоизвлечения из разнообразных предметов окружающего мира. Ученики могут найти или смастерить различные шумовые музыкальные инструменты, а затем показать его классу, продемонстрировав музыкальные возможности.
Такое задание позволит создать уникальные шумовые инструменты для дальнейшей работы в классе. Эти инструменты мы активно используем на уроках. Через исследование окружающего мира рождается новый уникальный инструмент.
Важно не только найти и смастерить свой музыкальный инструмент, но и составить инструкцию по его использованию для других. Это позволит выявить и развить артистические, коммуникативные и творческие навыки учеников.
Проектный характер деятельности, работа с необычными предметами будут способствовать концентрации внимания, развитию мышления и представления об окружающем мире.
Учитель должен правильно распределить ребят на группы для выполнения этого задания, потому что важно не только придумать и найти необычный музыкальный инструмент, но ещё и описать его, и продемонстрировать классу.
Сначала требуется указать на важность этого процесса и даже на его серьёзность, поскольку музыканты нередко прибегают к помощи необычных предметов для получения нужных им звуков.
Создание инструкции по использованию - ещё одна важная часть работы. Описание инструмента должно быть таким, чтобы любой ученик мог им воспользоваться.
Предлагается следующий алгоритм работы:
- Тщательно изучить предметы дома и на улице, исследовать возможность получения необычных звуков.
- Продумать и смастерить "свой" инструмент, способный издавать эти звуки.
- Составить подробное описание того, как сделан музыкальный инструмент и как на нем играть.
- Рассказать в классе о полученном результате другим обучающимся, продемонстрировать игру на авторском инструменте.
- При возникновении трудности обратиться за помощью к родителям.
Технология проекта на уроках музыки продолжается и в 4-5 классах. И в этих классах проект предполагает творчество учащихся.
Проект: "Тайны музыкальной Вселенной".
Цель: создание стенгазеты с загадками по тематике изученного материала.
Планируемый результат: ученики должны составить загадки по темам изученного материала на уроках музыки и оформить их на стенгазете. Это могут быть кроссворды, шарады, ребусы и так далее.
Продолжительность данного проекта - 3 урока.
В дальнейшем следует организовать конкурс стенгазет, определив лучшие варианты, отметив находки и оригинальные решения в работах учеников. При составлении можно использовать справочные издания, различные учебники.
Учитель объявляет о предстоящем конкурсе стенгазет с загадками, разделив класс на небольшие группы, доходчиво объясняет смысл задания.
Обсуждение эскизов, выбор наиболее интересных работ, соединение оригинальных вариантов в единую композицию - все эти действия будут проведены на следующем уроке.
Эскизы выполняются учениками самостоятельно во внеучебное время. Помощь родителей возможна при выполнении данного задания.
Также к третьему уроку готовится итоговый вариант стенгазеты, выбранной редакционной командой. На заключительном третьем занятии всем классом обсуждается полученный продукт.
В пятом классе задания по проектам усложняются, но творческий характер работ остается.
Проект: "Я расскажу тебе сказку ..."
Цель: сочинение музыкальной сказки.
Планируемый результат: разработка и сочинение сказок о "волшебной" силе музыки, изготовление сборника музыкальных сказок.
Продолжительность данного проекта - 3 урока.
Сочинение учениками сказок об особой, "волшебной" или "чудесной" силе музыки может стать сложным и интересным испытанием для детей. Создание сказок, то есть фантастических коротких историй, учениками способствует развитию их эстетических способностей, художественных интересов, коммуникативных навыков, вовлечение в учебный процесс даже тех, кто не имеет особенных склонностей к занятиям музыкой.
Ученик может выступать здесь в нескольких ролях. Он может стать автором текста, художником, который оформит текст в виде иллюстраций, или руководителем проекта, координирующим деятельность одноклассников.
Учитель объясняет смысл задания, рассказывает о том, что такое сказка, как выбрать подходящую тему для написания истории. Героем сказки должна стать Музыка. Сказка должна быть уникальной, оригинальной, а также простой и доступной для понимания. Например, темы работ могут быть такими:
- "История появления музыкального инструмента";
- "Как появилась музыка";
- "Где прячутся музыкальные нотки" и т.д.
Ученики, распределившись по ролям, приступают к выполнению задания на черновиках к следующему занятию. На третьем уроке обсуждаются готовые работы, выбираются лучшие для общего сборника.
Проект: "Музыка в театре, в кино, на телевидении. Компиляция известных детских песен".
Цель: создание попурри из песен известных детских фильмов и мультфильмов с общей тематикой.
Планируемый результат: развить художественно-эстетические способности и навыки детей при создании своего произведения на основе известных детских песен.
Задача заключается в том, чтобы композиция была целостной, то есть представляла последовательно какую-то единую тему, например, дружбу или красоту.
В ходе занятия ученики должны будут найти ответ на вопрос: существует ли граница между различными видами искусства, например, музыкой и литературой. Для этого к обсуждению предлагаются следующие темы:
- Что общего между музыкой и литературой?
- Что стало бы с музыкой без литературы?
- А возможна ли литература без музыки?
- Являются ли музыка и литература соперниками?
Важно, чтобы ученики аргументировали свои ответы, подтверждали теми или иными фактами, примерами.
Разделившись заранее по группам, ученики к занятию готовят свои варианты компиляций из известных песен (кинофильмов, мультипликационных фильмов). На уроке группы представляют свои проекты, затем в совместном обсуждении происходит выбор наилучших вариантов. В конце защиты проекта оцениваются содержательность, логика подбора и исполнение песен.
Таким образом, общая цель проектного подхода на уроках музыки состоит в том, чтобы вовлечь ученика в образовательный процесс, создать такие условия, когда он сам захочет активно и творчески искать информацию по теме в различных справочных источниках.
Дети учатся использовать приобретенные знания на практике, развивают коммуникативные навыки, навыки презентации.
Объёмы, способы и темы выступлений различны и зависят от количества времени и объёма пройденного материала.
Подобный тип работы позволяет закрепить изученные темы, сделать акцент на чём-то важном для обучения, заинтересовать учеников.
Список литературы и интернет-ресурсы.
- Музыка. 1-8 классы: развернутое тематическое планирование по программе Е.Д. Критской, Г.П.Сергеевой - Волгоград: Издательство "Учитель",2010 - 198 с.
- Исаева Л.А., Кудинов Ю. Н., Курченко И.В., Чижикова В.П. Педагогические вариации на тему "Искусство в школе". Учебно-методическое пособие для учителя. - Саратов: Издательство "Научная книга", 2002.-118 с.
- Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя. - М.: Просвещение,2011.- 192 с.
- Давыдова М.А. Уроки музыки: 1-4 классы.- М.: ВАКО, 2010. - 288 с.