Советский тыл в годы Великой Отечественной войны

Разделы: История и обществознание


Эпиграф к уроку:

О мое поколенье! Мы шли с тобой
Ради счастья земли сквозь дымы и беды,
Пятна алой зари на земле сухой
Словно память о тяжкой цене победы.

Асадов Э.А.

Цель урока: расширение и углубление знаний учащихся о роли тыла в ходе войны, о чрезвычайных условиях жизни, труда и быта в тылу.

Задачи:

  • Обучающая: формирование целостного представления о деятельности советского тыла в годы войны, выявить социально-экономические предпосылки коренного перелома
  • Развивающая: продолжить формирование умений самостоятельной работы с учебником, дополнительной литературой, умения анализировать исторические факты и делать выводы и работать в группах.
  • Воспитывающая: приобщать учащихся к ценностям национальной культуры, воспитание чувства гордости за доблестный труд советских граждан в годы войны

Тип урока: урок изучения нового материала

Оборудование: учебник; копии документов, мультимедийное оборудование.

Новые понятия: эвакуация, местоблюститель

Ход урока

1. Оргмомент.

2. Изучение новой темы.

3. Выводы, домашнее задание.

О чем строки эпирграфа к нашему уроку? Мы сегодня с вами поговорим о цене победы, которую заплатил наш народ. Нападение Германии коренным образом изменило жизнь и быт советских людей.

Задание на урок: составить кластер по теме "Вклад советского народа в достижение победы.

Учащиеся будут работать в группах по темам:

1. Советское общество в первый период войны. Анализ выступления по радио И.В.Сталина 3 июля 1941 г. с.214 и стихотворение Б.Б.Полякова "Труженикам тыла"

Вопросы по теме:

- Почему в своем обращении он говорит "Братья и сестры"?

- Как оценил Сталин характер войны?

- В чем выразился героизм тружеников тыла?

2. Социально-экономические предпосылки коренного перелома. Работа с текстом из учебника с. 215 "Из дневников тружеников тыла", а также плакат времен ВОВ "Всё для фронта, всё для победы!".

Вопросы по теме:

- Что такое эвакуация? Каковы были задачи эвакуации? Запись в тетради эвакуация-комплекс мероприятий по организованному вывозу (выводу) из городов персонала объектов экономики, прекративших свою работу в условиях чрезвычайной ситуации, а также остального населения.

- Попытайтесь определить для себя, что такое доблестный труд.

- Что вы понимаете под лозунгом "всё для фронта, всё для победы!"

3. Образование, наука и культура в годы войны. Проанализировать отрывок из "Ленинградской поэмы" О.Берггольц

Вопросы по теме:

- В каких условиях проходил процесс обучения?

- Какие отрасли науки стали развиваться в военное время?

- Каким предстает перед нами духовный облик жителей блокадного Ленинграда?

4. Церковь в годы Великой Отечественной войны. Работа с текстом "Пастырям и пасомым Православной Христовой Церкви. 22 июня 1941 г." с.218

Вопросы по теме:

- Как изменились отношения РПЦ и советского государства?

- Дайте понятие местоблюститель Запись в тетради местоблюститель- лицо, замещающее или исполняющее обязанности патриарха.

- В чем состояло значение этого обращения?

Итак, вернемся к заданию на урок, что на ваш взгляд помогло советскому народу в достижении победы в войне? Просмотр видеоролика "Трудовой подвиг советского народа". https://www.youtube.com/watch?v=9Ymk8vglit4. По итогам обсуждений нарисовали на доске кластер.

Итоговое повторение и обобщение материала:

1. Какие перемены произошли в советском обществе в период ВОВ?

2. Какой вклад внесли деятели науки и культуры в достижение победы?

3. Расскажите о позиции церкви в годы войны.

Домашнее задание: подготовить сообщение на тему "Вклад моей семьи в дело победы".

Стих "Труженикам тыла"

Когда земля от крови стыла.
Когда горел наш общий дом.
Победу труженики тыла
Ковали праведным трудом.
Когда фашизму рвали тело
Отцы, мужья и сыновья.
В тылу бурлило и кипело -
Трудилась Родина моя.
Сильнее стали женщин плечи.
Взрослели дети на глазах.
Горели доменные печи,
Рожь колосилась на полях.
Всё для Победы! Всё для Фронта!
А сами в поле и к станку.
Чтобы отправить хлеб и танки
На фронт солдату - мужику.
Всё отдавали: силы, средства...
Война тащила за собой
Детей, не ведающих детства.
И женщин с горькою судьбой.
Кто был в окопах, те - герои.
Остановившие фашизм,
Но тыл решительным настроем
Не меньший ведал героизм.
Жива ещё в потомках память
Тех героических времён -
Советским труженикам тыла
Низкий наш земной поклон


Приложение

Все для фронта! Все для победы".
Автор плаката - Лазарь Лисицкий. 1942 год.

Любители истории http://myhistori.ru/blog/43773943165/Plakatyi-vremen-Velikoy-Otechestvennoy-voynyi (дата обращения 23.12.2016)