Учебник: Математика – 5 класс. Н.Я. Виленкин и др.
Цели:
- Обобщить и систематизировать знания по теме “Деление десятичных дробей на натуральные числа”.
- Закрепить умения и навыки в решении задач, уравнений, нахождении значений выражений.
- Развивать вычислительные навыки, логическое мышление.
- Воспитывать уважительное отношение к окружающим, чувство ответственности, внимание, уверенность в себе.
Оборудование: компьютер, проектор, индивидуальные карточки с тестовыми заданиями, презентация.
Ход урока
1. Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте, ребята. Наш мир хранит множество тайн. Если вам нравятся приключения, вы не боитесь трудностей, то некоторые из тайн мы сегодня раскроем. Вы наверняка слышали о несметных богатствах, зарытых пиратами на неизвестных островах. Сегодня мы отправимся на остров Сокровищ (слайд 1). И прежде, чем добыть заветный сундук, вам предстоит пройти много испытаний. И пусть удача улыбнется вам.
Девизом нашего урока будут слова В.А.Сухомлинского “Презирай лень мысли!” (слайд 2). Как вы можете объяснить эти слова?
Ученики: нужно не давать мозгу лениться, постоянно его тренировать, учиться мыслить, а помогает в этом математика.
2. Устный счет.
Учитель: Чтобы попасть на остров, нам нужна карта. Но, к сожалению, в результате кораблекрушения, карта разлетелась на куски, а собрать мы ее сможем, только, правильно решив устно примеры (слайд 3).
Ученики: устно решают примеры.
0,3 * 2 = 0,6 3,4 – 0,2 = 3,2 1,2 *• 2 = 2,4 3,7 * 10 = 37 5 + 0,35 = 5,35 2,3 * 3 = 6,9 0,8 * 3 = 2,4 1,4 – 0,7 = 0,7 0,09 * 6 = 0,54
Учитель: С какими дробями мы сейчас работали? Какие действия выполняли? Как складывать и вычитать десятичные дроби? Как умножить десятичную дробь на натуральное число?
Ученики: отвечают.
Учитель: Молодцы, ребята! Карта собрана. Мы можем отправляться в путь.
3. Целеполагание.
Учитель: Итак, мы в “Бухте неизвестности”. Здесь нам предстоит разгадать ребус, чтобы узнать тему урока (слайды 4, 5).
Ученики: разгадывают ребус. “Деление”
Учитель: Деление каких дробей мы изучали?
Ученики: Деление десятичных дробей на натуральные числа (слайд 6).
Учитель: Сформулируем цели нашего урока. Мы эту тему изучали. Что сегодня будем делать?
Ученики: отвечают (слайд 7).
4. Актуализация знаний.
Учитель: Давайте возьмем наши судовые
журналы (тетради). Запишем дату, “Классная
работа”. Выполним графический диктант (слайд 8).
V – согласен с утверждением,
5 утверждений:
- Чтобы разделить десятичную дробь на натуральное число, нужно разделить ее, не обращая внимания на запятую.
- Чтобы разделить десятичную дробь на 100, нужно перенести запятую влево на 2 знака и записать результат.
- Если при делении десятичной дроби на натуральное число целая часть дроби меньше делителя, то частное начинается с нуля целых.
- Чтобы умножить десятичную дробь на натуральное число, нужно: 1. умножить, не обращая внимания на запятую; 2. в произведении отделить запятой справа, столько знаков сколько знаков после запятой в дроби.
- Чтобы умножить десятичную дробь на 1000, нужно перенести запятую влево на 2 знака и записать результат.
Взаимопроверка. Ответы /\ V V V /\ (слайд 9).
Ученики: подводят итог. Еще раз повторяют правило деления. Читают в учебнике.
5. Закрепление.
Учитель: Молодцы, ребята! Теперь мы можем продолжить наш путь. А приближаемся мы к неизвестному берегу с названием “Загадочное побережье” (слайд 10). Пока причаливает наш корабль, мы выполним задания этого побережья (слайд 11).
Учитель вызывает к доске учащихся, решать задания.
Ученики: у доски и в тетрадях решают примеры и уравнения с комментированием.
1) 10,2 : 3
2) 19 : 50
3) 3,71 : 100
4) 3х = 21,9
5) 15,1 : у = 5
Учитель: наш корабль попал в шторм (слайд 12). И мы должны срочно найти значение выражения (слайд 13) Как будем выполнять это задание?
, при a = 2; 3; 10
Что понимаем под знаком черты дроби?
Ученики: отвечают и у доски и в тетрадях решают задание.
Учитель: хорошо, ребята! Но вдруг мы попали на морское дно (слайд 14) , морские обитатели приготовили для нас испытание, чтобы выбраться, мы должны справиться с ним.
Задача (слайд 15).
Стороны одного прямоугольника 24 см и 13,2 см. Площадь второго прямоугольника в 11 раз меньше площади первого. Найдите ширину второго прямоугольника, если его длина 16 см.
Ученики: записывают краткую запись задачи (слайд 16), вспоминают формулу нахождения площади прямоугольника (S = ab), один решает у доски, остальные в тетрадях.
13,2 * 24 = 316,8 (см2) – S1
316,8 : 11 = 28,8 (см2) – S2
28,8 : 16 = 1,8 (см) - b2
Ответ: ширина второго прямоугольника 1,8 см
Учитель: Молодцы! Мы справились с заданием и выбрались с морского дна.
6. Физкультминутка (слайд 17)
Учитель: Итак, плывем дальше. Давайте выйдем на палубу и разомнемся.
А теперь, ребята, встать,
Руки медленно поднять,
Пальцы сжать, потом разжать,
Руки вниз и так стоять.
Наклонись ты вправо, влево
Упражненье делай смело!
Вниз потянемся, пройдёмся,
И на место вновь вернёмся.
Закрепление.
Учитель: Пока мы гуляли, кок приготовил нам обед (слайд 18). А на десерт решил нас угостить ореховым тортом, но просит помочь ему.
Задача (слайд 19)
- САХАР – 10 ЧАСТЕЙ
- ГРЕЦКИЕ ОРЕХИ – 6 ЧАСТЕЙ
- МУКА – 7 ЧАСТЕЙ
- СЛИВОЧНОЕ МАСЛО – 4 ЧАСТИ
- СЛИВКИ - 3 ЧАСТИ
СКОЛЬКО ГРАММ КАЖДОГО ПРОДУКТА НУЖНО ВЗЯТЬ, ЧТОБЫ ПОЛУЧИТЬ ТОРТ МАССОЙ 4,5 КГ?
Учитель: Как называются такие задачи? Как их решают?
Ученики: Задачи на части, решаем с помощью уравнения, массу 1 части обозначим за х. Один решает у доски, остальные в тетрадях.
10х + 6х + 7х + 4х + 3х = 4,5
30х = 4,5
х = 4,5 : 30
х = 0,15 кг – масса 1 части
0,15 кг = 150 г
10 * 150 = 1500 г – сахар,
6 * 150 = 900 г – орехи,
7 * 150 = 1050 г – мука,
4 * 150 = 600 г – сливочное масло,
3 * 150 = 450 г – сливки.
8. Самостоятельная работа.
Учитель: Мы незаметно приблизились к “Тропическому острову”, где водится много экзотических бабочек, самых красивых на земле (слайд 20)
А как они называются, мы узнаем, сделав тест (слайд 21, 22)
2 варианта, раздаточный материал на партах.
ВАРИАНТ 1 1) 6,86 : 2
2) 10,5 : 5
3) 80,64 : 8
4) 0,3 : 6
5) 2,4 : 4
6)1 : 4
ВАРИАНТ 2 1) 10,29 : 3
2) 0,3 : 6
3) 1, 25 : 5
4) 0, 15 : 3
5) 8,4 : 4
6) 40,32 : 4
КЛЮЧ Ф – 2,5 Р – 0,6
Д – 10,8 К – 1,8
Н – 10,08 М – 3,43
Х – 0,25 А – 0,05
Е – 0,5 О – 2,1
Ученики: решают самостоятельно тест, с помощью ключа разгадывают названия бабочек (МОНАРХ, МАХАОН – самые красивые бабочки на Земле)
Взаимопроверка (слайд 23)
9. Итог урока. Рефлексия.
Учитель: Смотрите, ребята, на горизонте появился Остров Сокровищ (слайд 24)
А вот и сундук. Но здесь нет ни золота, ни бриллиантов. Здесь ЗНАНИЯ. А знания – это самое превосходное из всех владений для человека.
Как вы думаете, достигли мы наших намеченных целей? Что повторили? Что узнали нового?
Оцените свою работу на уроке с помощью смайликов (слайд 25)
- Хорошо понял тему и поработал на уроке
- :Недостаточно хорошо понял тему, поработал на уроке
- Много нужно работать над данной темой
Ученики: отвечают и в тетради рисуют смайлики.
10. Домашнее задание (слайд 26)
- из учебника № 1386 -1389(а,б)
Спасибо за урок!