Внеклассные занятия по предмету являются важной частью учебно-воспитательной работы в школе. Одной из эффективных форм внеклассной работы, ориентированной на развитие личности учащегося, развитие его познавательных и творческих способностей, привитие интереса к предмету является ежегодно проводимая неделя дисциплин естественнонаучного цикла. Предметная неделя позволяет привлечь большое количество учеников с разными способностями и интересами и вовлечь их в разнообразные виды деятельности. Несмотря на игровой характер предметных недель, польза от их проведения для образовательного процесса очевидна, поскольку все мероприятия преследуют развивающие, образовательные и воспитательные цели. Разработанная мною игра для 11 класса по принципу известной настольной игры “Активити” позволяет в форме вербального, мимического и графического общения вспомнить основные понятия и термины науки, обмениваться идеями, устанавливать межпредметные и метапредметные связи.
Предлагаю два варианта игры “Активити”, разработанных мною для учащихся 11 классов: по химии и интегрированную игру по естественнонаучным дисциплинам химии, физике и биологии. В соответствии с этим разработаны 2 комплекта карточек с понятиями, которые в процессе игры учащимся нужно будет друг другу объяснять разными способами.
Правила игры.
Игроки делятся на команды с равным количеством игроков в каждой команде. Учитель готовит игральный кубик, грани которого обклеены картинками, изображающими разные действия участников игры:
Объяснение
На двух противоположных гранях нарисована говорящая пробирка, означающая, что понятие надо будет объяснить словами. Это устная форма общения. Нельзя употреблять однокоренные с объясняемым понятием слова. За нарушение этого правила команда получает 0 баллов и ход переходит к другой команде. За правильно угаданное понятие команда получает 1 балл.
Рисование
На двух других противоположных гранях нарисован карандаш, означающий, что понятие надо будет нарисовать. Ответ должен быть нарисован (используем доску и мел) таким образом, чтобы команда смогла угадать его. Рисующий должен сохранять молчание, за произнесённое слово рисующий и его команда получают 0 баллов, и ход переходит к следующей команде. Только кивком головы он может дать понять своей команде, что ответ правильный. В рисунке не должны использоваться слова. Для облегчения задачи, особенно для понятий, состоящих из нескольких слов, можно рисовать объяснение по частям. За правильно угаданное понятие команда получает 3 балла.
Демонстрация
На оставшихся двух противоположных гранях нарисован лаборант, это означает, что понятие надо будет объяснить мимикой и жестами. Игрок, демонстрирующий понятие, не должен произносить слова. Он может показывать на предметы, брать их и показывать их части, указывать на части своего тела и даже попросить члена своей команды присоединиться к пантомиме. Можно также (не вслух) указать на то, сколько букв в слове или же, сколько слов в загаданном выражении, и какую его часть он продемонстрировал. Он не может произносить ни слова в случае правильного ответа своей команды, он использует только жесты. За нарушение этих правил, команда получает 0 баллов, и ход переходит к другой команде. За правильно угаданное понятие команда получает 5 баллов.
После жеребьёвки, первый игрок начинающей игру команды подходит к учителю, кидает игральный кубик. Ему выпадает одно из трёх действий: объяснение словами, рисунок или демонстрация. Соответственно этому данная команда может заработать, правильно угадав понятие 1, 3 или 5 баллов. Игрок достаёт из стопки карточку (карточки перевёрнуты рубашками вверх). Выбирает понятие, которое будет объяснять в соответствии с картинкой на кубике.
Например, в данной карточке каменную соль надо нарисовать, кислород изобразить пантомимой, а что такое катализатор, объяснить словами.
Если понятие записано красным шрифтом, то раунд “ОТКРЫТЫЙ”, это означает, что все команды имеют право отгадывать понятие, кто первый даст правильный ответ, той команде и переходят соответствующие баллы. Если понятие выделено синим шрифтом, то раунд “ЗАКРЫТЫЙ”, т.е. игрок объясняет только своей команде, другие игроки должны сохранять молчание. Объясняющий игрок сразу объявляет о том, какой будет раунд “ОТКРЫТЫЙ” или “ЗАКРЫТЫЙ”. За нарушение дисциплины жюри может команды штрафовать, снимая с них баллы.
На отгадывание понятия, команде даётся 1 мин. (время засекает жюри по песочным часам). Заканчивается игра, когда каждый игрок во всех командах объяснил понятие (в зависимости от количества игроков и количества карточек игрок может объяснять и больше одного раза). В конце игры жюри подсчитывает баллы набранные командами. За научное объяснение терминов и понятий жюри может добавить дополнительные баллы игрокам. Выигрывает команда, набравшая большее количество баллов.