Во все времена именно школа, учителя были и остаются носителями общечеловеческих ценностей и культуры. Кто, если не мы, поможет ребёнку разобраться, где ценности истинные, а где мнимые? И как быть, а не казаться, по-настоящему здоровым и успешным человеком в жизни.
Классным руководителем своего 11 “А” я стала в 7 классе. Это был очень живой и шустрый коллектив. Я поняла, что они смогут добиться успеха, если их энергию направить в правильное русло. Подросток в возрасте 14-16 лет вдруг начинает отвергать всё и сомневаться во всём, отвергать, чтобы сделать свой собственный уникальный выбор системы ценностной иерархии.
Как классный руководитель, я поставила перед собой следующие задачи по здоровьесберегающим технологиям:
- Научить ребят самостоятельно принимать решения и сопротивляться негативному социальному давлению;
- Поддерживать друг друга;
- Ценить здоровый образ жизни;
- Помочь учащимся и их родителям в формировании правильного отношения к жизни, основанного на традиционных духовно-нравственных ценностях.
На классном часе “Вредные привычки и зависимость – как их распознать?” мною были выявлены следующие причины почему подросток поддаётся соблазнам:
- Дефицит свободы общения, недостаток коммуникативных навыков, подавленное состояние личности;
- Потребность в социально значимой позиции. Негативный пример в семье, в искусстве и т.д.;
- Незнание вредных последствий для организма подростка и окружающих. Безнаказанность.
- Давление со стороны сверстников. Неумение отстоять свою позицию, сказать “нет” соблазну;
- Бедность социокультурной среды, событийности. Отсутствие увлекательных видов деятельности;
- Неудачи в учёбе, в общении с педагогами, родителями (отсутствие признания);
- Пессимистическая перспектива.
Проанализировав все эти причины я приняла решение, что в моём классе должен быть простор для раскрытия талантов каждого ребёнка и ни в коем случае не отказывать в общении и суметь выслушать всех .
На сегодня, проведя диагностику уровня мотивации к успеху класса, получились следующие результаты:
- 9% слишком высокий
- 67% умеренно высокий
- 24% средний
Изучив направленность личности, ребята показали такие результаты:
- 3% на себя
- 30% на общение
- 67% на дело
Диагностика профориентации класса выявила следующие результаты:
Разделение типов профессий по признаку “предмет труда”:
- 14% человек-человек
- 33% человек-техника
- 10% человек-знаковая система
- 29% человек-художественный образ
- 14% человек-природа
Разделение типов профессий по характеру труда:
- 24% исполнительские профессии
- 76% творческие профессии
Желание быть первыми в спортивных соревнованиях или творческих конкурсах я поддержала, заявив класс на участие в “Соревновании классов свободных от курения”, в котором мы принимали участие два года подряд. В течение года для ребят запланированы были интересные конкурсы и соревнования. Конкурсные мероприятия одна из наиболее популярных форм детской развивающей деятельности, они способствуют гармоничному развитию личности ребёнка, позволяют сформировать адекватную самооценку, развить свои волевые качества, воспитать эстетический вкус, самоопределиться в мире увлечений и профессий. Мы с ребятами приняли участие в международной интеллектуальной игре “Что? Где? Когда?”. Два года подряд вместе с родителями принимали участие в областной контрольной работе. Заканчиваем учебный год мы по традиции “Весёлыми стартами” вместе с родителями, после которых нас ожидает пикник на свежем воздухе. Каждую субботу , на протяжении всего учебного года, мы вместе с родителями играем в волейбол. (команда родителей и команда учеников). В этом учебном году “Новый год” в классе, мы встречали по семейному все вместе.
50% учащихся класса занимаются в кружках и спортивных секциях. В прошлом году учащиеся 10 “А” класса приняли участие в городском конкурсе “Формула здоровья” и заняли 2 место. Этот фильм учащиеся продемонстрировали на уроках физической культуры в 5-7 классах. Вот такие отзывы они получили: “Мне понравилась формула здоровья. Ребята всё чётко продумали, всё подобрали, сложили вместе все компоненты здорового образа жизни.... Просто без всяких сложностей. Вроде бы обычный ролик, но сколько в нем смысла и гармонии..... Посмотрев слайд-фильм захотелось ещё больше дарить добра, радости, позитивных эмоций, больше времени проводить на свежем воздухе. Неодолимое чувство радости и позитива появилось у меня, а лицо озарила ясная улыбка.....
.....Такая формула подходит всем людям на планете...
Хотелось бы похвалить тех ребят, которые работали над этим проектом... мне кажется формула поможет тем людям которые её не знали. Всё расставлено по полочкам. Нам это пригодится. Ребята молодцы! Сейчас таких не много...
Фильм просто супер! Интересно, увлекательно, познавательно!... Я в восторге, мне понравилось! Весёлые картинки, подходящая музыка....” Когда группа ребят узнала отзывы, о своем фильме, то они осознали, значимость своего конкурсного проекта, который можно использовать на уроках и классных часах.
Проведя опрос класса о наличие курящих в нём, получились такие результаты, которые меня конечно порадовали. Хотите верьте, а хотите нет!
100% учащихся не курят!!!
Но мы не святые и 67% класса подтвердили своими ответами, что пробовали курить, и только 33% нет. А вот возраст, когда была выкурена первая сигарета, меня признаться удивил и огорчил: 6 человек попробовали до 11 лет и 8 человек до 15.
На вопрос “Почему не хочу курить?”, учащиеся ответили:
- От сигарет перебивает дыхание и становится тяжелее дышать и заниматься спортом.
- Я не хочу спонсировать табачные компании. Мне дорого моё здоровье.
- Не вижу в этом смысла и необходимости.
- Понял, что курить очень вредно.
- Пробовал, потому что смотрел как это делают другие. Не понравилось, не вкусно, да и здоровье свое портить не хочу.
“Ничего не делая, люди учатся делать дурное”. Так гласит античный афоризм. Мне очень хотелось занять своих ребят интересными делами и уберечь от ничего не делания, поэтому мы много времени проводили вместе.
Мне кажется выбранные мною методы и формы работы позволили моему классу выполнять любое задание на творческом уровне и оказали положительный эффект в формировании здорового образа жизни.