Цели собрания:
- раскрывать роль отца в воспитании детей;
- продолжить изучение семей учащихся;
- развивать интерес отцов к школе и школьной жизни.
Задача собрания:
- сохранить, обобщить и передать исторический опыт старших поколений; создать благоприятную среду для самосознания родителями необходимости, уникальности и неповторимости их общения с детьми.
Средства:
- выставка детских рисунков “Главный мужчина в моей семье”;
- фотовыставка “Я и папа”;
- поделки для пап;
- фонограмма песни “Папа может...”.
Предварительная подготовка:
- анкетирование пап “Уроки семейной любви”;
- поделки, выполненные ребятами на уроках технологии;
- оформление фотовыставки “Я и папа”.
Ход родительского собрания
“Мой отец погиб на фронте, когда мне было четыре года...
Вы думаете, я не помню его... Помню, как отец уходил
На фронт: его запах, его глаза. Глаза были светящиеся. Не помню цвета его глаз, но хорошо помню выражение. Не помню, что он говорил мне, но
хорошо помню тембр его голоса – громкого, чуть с хрипотцой. Помню его руки – крепкие, сильные, надёжные. Поднимающие меня к самому небу, над всей землёй. И это ощущение любви, надёжности, силы, защищённости от всех бед на свете, не покидало меня никогда более. За всё, что есть во мне хорошего, чистого я обязан не только маме своей, но и ему – отцу, погибшему где - то далеко, и которого я видел в последний раз четырёхлетним ребёнком...”
Герой Советского Союза В.Г. Потапенко.
Здравствуйте, уважаемые папы моих учеников! Хочу поздравить Вас с наступающим праздником и пожелать всего самого наилучшего. Перед нашим собранием я попросила вас заполнить небольшую анкету “Уроки семейной любви”. Только взглянув на Ваши ответы, мне стало ясно, что все вы – замечательные отцы, все очень любите своих детей. Да и пригласила я вас не для того, чтобы дать мастер-класс отцовской любви.
Каждый из нас готов заявить, что дети играют огромную роль в его жизни, но когда доходит до дела, зачастую нам не хватает времени, терпения, сил, а иногда даже умения общаться со своим собственным ребёнком. Давайте сейчас ответим на простой вопрос: “Какую роль играет отец в семье? Что он должен, по вашему мнению, делать в кругу своих родных?” Высказывайте свои мнения, а я буду просто их систематизировать. Родители включаются в дискуссию. После недолгого обсуждения формулируются примерно такие выводы:
- Преданность и верность отцовскому долгу. Преданность – это отдача себя другому: неразрывное единство в общении с детьми, решимость действовать в интересах детей, выделение детям части своего времени. Мужчина должен всегда делать то, что от него ожидается. Отец, преданный отцовскому долгу, принимает на себя все без исключения родительские обязанности и готов выполнять их в любой момент, в любой период жизни ребёнка. Почаще заглядывайте в своё сердце и проверяйте, открыто ли оно для детей.
- Знать своего ребёнка. Нужно знать, как растут и развиваются все дети вообще, и что из себя представляет Ваш ребёнок. Так Вам проще будет увидеть и осознать проблемы малыша. Проще будет помочь ему решить эти проблемы.
- Защитник и кормилец. Мужчина создан для того, чтобы кормить и защищать свою семью. И это никто не может отнять у них и заменить. Самоощущение мужчины связано с этой ролью.
- Хозяин своего слова. Это качество отца всегда показывает ребёнку стабильность обстановки. Детям необходимо, чтобы мы были предсказуемы в нашем поведении.
- Любить мать своих детей. Мы должны чётко понимать, что благополучный брак родителей имеет огромное значение в жизни детей. А также он сильно влияет на дальнейшую жизнь детей в их собственных семьях. Хороший отец преисполнен твёрдой решимости сохранять прочные супружеские отношения с матерью своих детей. Отец должен: быть примером достойного отношения мужчины к женщине в глазах своих детей, укреплять свой брак, создавать романтичность в браке и его сохранять.
- Умение слушать своих детей. Это помогает получить ясное представление о том, что нам следует делать. Если мы не способны выслушать своих детей, это принесёт много разочарований как нашим детям, так и нам. Дети сразу понимают, когда они нам не интересны. Выслушивая их, мы ещё более становимся с ними друзьями.
- Быть положительным примером во всех сторонах жизни .
Вот видите, мы с Вами очень быстро определили роль отца в самой обычной среднестатистической семье. У нас не возникло ни споров, ни разногласий. Папа – это сложные отношения, совершенно другая, чем мама организация. Если маме достаточно увидеть наворачивающиеся слёзы крохи, то на папу приходится действовать совершенно другими силовыми методами. Папа – это тот человек, которого малыш держит за руку вместе с мамой, а значит роль папы в воспитании крохи, равносильна, вкладываемому мамой багажу.
Традиционно, в недавнем прошлом, отец занимал бесспорно главенствующее место в воспитании детей в семье. Именно он был главным воспитателем. В то время. Как мать являлась, скорее, нянькой. Сиделкой, кормилицей – взращивала ребёнка, кормила, поила его, следила за его одеждой, внешним видом, мыла и обстирывала. Отец же больше отвечал за духовно-нравственное воспитание в семье. Именно от отца ребёнок приобретал первые религиозные понятия и догмы. Именно он учил детей своих таким нравственным понятиям, как долг, совесть, уважение, честь. Именно отец учил ребёнка патриотизму. Именно через его отношение к матери своих детей, его собственные дети учились любить или ненавидеть. Время идёт. Нравы меняются, но истина остаётся истиной : отец непременно должен иметь место в жизни ребёнка.
Хотелось бы сообщить Вам интересные факты по психологии младенцев. Контакты между матерью и младенцем и отцом и младенцем очень различаются по своему характеру. Общаясь с малышом, мать чаще использует игрушки. Отцы же склонны использовать собственное тело: руки – как турник, колени – как “лошадку” и т.д.
Отцы склонны давать больший простор личности ребёнка , чаще выпускают его из поля зрения и позволяют ему в два раза больше по времени передвигаться самостоятельно. Отцы дают возможность самостоятельно познакомиться с котом или другим мальчиком, или с какой-то незнакомой вещью. Исследования показали, что дети, чьи отцы принимали активное участие в воспитании, реже плакали при разлуке или при появлении незнакомого человека. У таких детей реже наблюдаются вспышки немотивированной ярости, выше интеллектуальные способности, они лучше владеют собой и легче адаптируются в обществе, то есть все показатели душевного здоровья ребёнка выше. Мама и папа представляют собой пару, где мама олицетворяет детство – уютный тёплый мир, где всегда угадываются и исполняются все желания, где ничего не требуют и всегда помогут. А папа – посланец другого взрослого, мира, где каждый человек отвечает за себя, где есть неизвестность, риск, успех. Где тоже есть любовь, хотя она и отличается от маминой. Родители обсуждают данные факты, приводят свои примеры из жизни.
И мальчики, и девочки нуждаются в обществе отца, в его любви. Хорошо, если дети имеют возможность проводить много времени с отцом. Ощущать его ласку и помогать ему. Я уверена, что после нашей встречи Вы уяснили огромное значение и ценность Вашего общения с детьми. И будете уделять им больше времени.
Мальчик не становится мужчиной по духу только потому, что он родился с мужским телом. Он начинает чувствовать себя мужчиной и вести себя, как мужчина, благодаря способности подражать и брать пример с тех мужчин и старших мальчиков, к которым он чувствует дружеское расположение. Он не будет брать пример с человека, который ему не нравится. Итак, если отец хочет, чтобы его сын вырос настоящим мужчиной, он не должен стыдить и унижать ребёнка, заставлять его вести себя по-мужски. Отец должен с удовольствием проводить время с сыном, ходить вместе на прогулки, обсуждать свои маленькие секреты.
В жизни девочки же отец играет совершенно другую, не менее важную роль. Девочка не подражает отцу, но его одобрение придаёт ей уверенности в себе. Учась ценить в отце те качества, которые делают его настоящим мужчиной, девочка готовится выйти в большой мир, наполовину состоящий из мужчин.
Так что, милые папы, любите своих детей, играйте с ними в “бешенные” игры, только пусть они будут добрыми, пусть они всегда учат добру и справедливости. Никогда не насмехайтесь над своими детьми. Неосторожная насмешка отца способна сделать из них людей с избытком комплексов. То, что ребёнок через пять минут прощает матери, он никогда не простит отцу – будет помнить о насмешке всю жизнь. Любите своих малышей – больших и маленьких. И поверьте, их любовь вернётся Вам заботой и вниманием, поддержкой и пониманием тогда, когда Вы будете в этом особенно нуждаться.
Родители приглашаются на просмотр фотовыставки и получают подарки к празднику.
Литература
- Березина В.А., Виноградова Л.И., Сысенко В.А. Под редакцией Волжиной О.И. “Педагогическое сопровождение семейного воспитания. Программы родительского всеобуча”.
- Дереклеева Н.И. “Родительские собрания в 1–11 классах”.
- Коллектив авторов. Составители: Спиваковская А.С., Ковалёв Г.А. “Популярная психология для родителей”.
- Ярёменко Е.О., Лобачёва Е.К. “Родительские собрания”.