Ведущий 1: Сколько замечательных людей бесследно исчезло в пропасти невежества царской России! Изобретатели, механики, живописцы, сказочники из среды крепостных и прочих “людей низшего звания” – имена большинства утеряны для нас навсегда.
Ведущий 2: Технический прогресс мало интересовал хозяев отсталой крепостной России. Зачем нужны машины, когда есть крепостные? На изобретателей смотрели как на вольнодумцев, опасных людей, которые “хотят умнее господ быть”.
Шум за кулисами. Все, кто на сцене переглядываются и переговариваются:
Ведущий 1: Слышите? Это помещица Салтычиха зверствует. Опять крепостных до смерти забивает. Ее крепостной какой-то насос для поливки цветов в помещичьем саду придумал.
На сцену выбегает крепостной, за ним с куском шланга бежит помещица.
Крепостной: Помилуй, барыня! Я ж как лучше хотел!
Салтычиха кричит и старается ударить: Нелюдь окаянный! Сегодня кишку для цветов выдумал, а завтра, смотришь, с топором на господ пойдет! Убегает крепостной, за ним с куском шланга бежит помещица.
Салтычиха: Вот задам я тебе этим шлангом, окаянный, неповадно тебе будет. Совсем обленились, работать не хотят.
Ведущий 2: В лучшем случае помещики смотрели на крепостных изобретателей, как на забавников, способных потешить господина.
Ведущий 1: Имя Кулибина стало нарицательным для всех самоучек-изобретателей. А он предлагал ряд крупнейших изобретений – оптический телеграф, водоходные суда, сеяльную машину, самокатку. Но все его замечательные изобретения не имели успеха у современников. Зато кулибинские “зеркальные фонари”, часы, поющие церковные мотивы, – дали ему известность и средства.
Ведущий 2: Отчасти такими же забавниками-автоматчиками были для известных предпринимателей и меценатов - богатейших князей Демидовых - крепостные: отец и сын Черепановы – создатели первого паровоза в России. О них и наш рассказ.
Чтец 1:
Пусть не покажется вам прозой
Что в век, когда мы все спешим,
Мы вспомнили о паровозах?
Как будто нет других машин!Он в тупике стоит, ржавеет
Былых времен железный конь
Бока ему в мороз не греет
Из топки рвущийся огонь.Сегодня требуется скорость,
Цена минуты высока,
И скоростной электропоезд
Летит сквозь ветры и снега.А паровозы остаются,
И не пыхтят, и не гудят,
Дымки остывших труб не вьются,
А только память бередят.
Ведущий 1: Железная дорога стала привычной частью нашей жизни. Электрички, поезда дальнего следования, наконец, метро. Они передвигаются с помощью электричества. Но еще недавно по железным дорогам ездили паровозы, перевозя пассажиров, многотонные грузы и выпуская клубы черного дыма.
Как же появился паровоз в России?
Ведущий 2: В 2004 году в Нижнем Тагиле отмечали 230 лет Ефима Алексеевича и 200 лет Мирона Ефимовича Черепановых – создателей первого паровоза в России – крепостных князей Демидовых. В богатых архивах демидовских заводов, хранятся сведения об этих замечательных механиках.
Ведущий 1: Конец 18 века – начало 19-го. Умерла Екатерина II. Россией правит Павел. А на Урале царствуют Демидовы.
Ведущий 2: Николай Никитич Демидов. Биографы выделяли его как “просвещенного и передового” русского человека. Уйдя в отставку с воинской службы и совершив путешествие по Европе, он занялся усовершенствованием техники на своих заводах в Тагиле, завязал торговые отношения с Англией, для чего построил несколько морских судов, был российским посланником во Флоренции. Демидовский Тагильский завод работал исключительно на экспорт. Вывозили железо, главным образом, в Англию.
Ведущий 1: В отсталой России машина казалась игрушкой, капризом. Но Демидовы были не только любителями шутов и шуток; прежде всего они были заводчиками, умными, хитрыми и жадными хозяевами.
Ведущий 2 (медленно): Урал. Дом Демидова. Прием по случаю возвращения Николая Никитича из столицы.
Гость 1 (девушка – играет на рояле).
Гость 2 (девушка – раскладывает пасьянс): - Ну, где пропал наш “хозяин Урала”? Все-то у него дела, да заботы.
Гость 3 (юноша – читает газету): - Столько времени в Петербурге пробыл! Новостями бы поделился.
Жена (стоит у рояля): - Николай Никитич, гости-с ждут.
Входит Демидов с подарками (подарки несет на подносе крепостной).
Демидов: Что расшумелись?! Вот он я! За презентами отлучался! Сурприз вам готовил! Раздает презенты (жене – бусы; девушке за роялем – платок на плечи; другу – шахматы; девушке – веер)
Гости благодарят хозяина:
Жена: - Спасибо, как мило!...
Девушка 1: - Вы всегда так галантны!...
Юноша: - Знаешь, как угодить старому другу!...
Девушка 2: - О, какая вещица!..
И между собой переговариваются:(-Сурприз? Сурприз! Какой сурприз?)
Демидов рассказывает предысторию сюрприза:
- Ехал я из столицы на Урал трактом, через орловские степи. Осень, скукатища! Дорога однообразная, скажу я вам! И казалось, нет конца этой дороге!..
На одной станции, так долго меняли лошадей, так что смотритель тамошний из кожи лез, чтобы как-нибудь развлечь меня. Рассказывал разные необыкновенные истории. И как бы, между прочим, сообщил, что неподалеку, у помещика как-то его там (задумывается). Ах, да! Свистунова, есть крепостной человек, большой мастер на всякие любопытные штуки: то танцующих кукол выделывает, то приспособит к часам такого деревянного петушка, который в полдень выскакивает из ящика и кричит “ку-ка-ре-ку”.
А я, как вы знаете, люблю забавников, всякого рода фокусников и штукарей. Так я к этому Свистунову-то коней и направил. За две тысячи рублей он охотно продал своего дворового искусника. Вот и мой суприз! Ефим, подь сюды!
Входит Черепанов.
Ведущий 1: Вот так у Демидовых появилась целая династия изобретателей Черепановых.
Черепанов к Демидову: Звали, барин? (Кланяется).
Демидов: Послушай, Черепанов, вот что я надумал: отправлю-ка я тебя в Англию. Посмотришь на тамошние чудо - машины. Может и у нас, такое чудо-юдо сделаешь. (Хитро смеется). Гости поддерживают, смеются новой потехе хозяина.
Ефим Черепанов (испугано): Что, Вы, Николай Никитич, разве можно! Как же так?! В такую даль! Помилуй, барин, не посылай в страну заморскую! У меня же сын малой еще! Куклы заводные, да часы с птичкой – это ж забава! А машины аглицкие – грешное дело! Не губи, барин, Николай Никитич!
Демидов отмахиваясь: Часто бываю я в столицах и странах заморских. Видел их машины. Чую в машине не только пустую забаву, но и движение вперед! (Торжественно) Машина будет для российского промышленника той силой, которая выведет на большую дорогу процветания! Так что не ради забавы, а ради дела большого посылаю тебя в Англию, (хитро) подсмотреть, как они там выделывают свои хитрые машины.
Черепанов ( уходя) расстроено ворчит: Вот незадача! И сынишка мал еще!
Пока говорят ведущие, гости прощаются и уходят. На сцене остаются Демидов и его жена.
Ведущий 2: Демидов, пораженный и восхищенный пытливым умом и способностями “хитрого механика”, разгадав в Черепанове недюжинный ум и способности, в 1821 году отправил его в Англию. Черепанов в то время не обладал, конечно, техническими знаниями, правда грамоте был обучен.
Ведущий 1: “Перенять” опыт английских механиков было делом нелегким. Однако Черепанов был механиком по призванию. Он заинтересовался техническими нововведениями, которые в Лондоне увидел впервые, о которых даже не слышал никогда раньше, и начал жадно изучать “тайны механики”.
Паровые машины поразили и восхитили его. Домой Черепанов возвратился законченным механиком. Другого такого на всем Урале нельзя было сыскать среди русских техников.
Ведущий 2 (медленно): Дом Демидова. Возвращение Ефима Черепанова из Англии.
Демидов жене: Расторгуевы, Строгановы, привозят из столицы немцев, англичан, голландцев. Деньги им платят не малые! А у меня - Демидова (показывает на себя) “свой человек” – настоящий механик, который не хуже заморских мастеров! В английских газетах его чуть ли не шпионом называют! (смеется)
Входит Черепанов (можно с дорожным мешком)
Ну, Ефим, рассказывай как тебе Англия. Что интересного увидел там?
Черепанов с восторгом: Николай Никитич, они придумали такие машины! Раскочегаривают котел, пар валит по трубам, а машина сама воду качает! Их называют - Паровые машины. Это могущественная сила! Но конструкция не очень удачная, рычагов уж больно много...
Черепанов, уходя вместе с Демидовым, продолжает восхищаться: Шум, суета в Лондоне и дамы в модных нарядах ходят... Но машина паровая!... Замысел, конечно, хорош, но уж больно громоздкая, сложная....
Ведущий 1: На Нижнетагильском демидовском заводе Ефим сконструировал и построил паровую водокачку в шахте глубиной в сорок пять сажень. Потом – другую, в тридцать лошадиных сил. Демидов назначил Ефима Черепанова главным механиком по всем девяти Нижнетагильским заводам.
Ведущий 2: Главный начальник горных заводов Урала направляет в министерство финансов ходатайство с представлением Ефима Черепанова к золотой медали “для поощрения сего русского художника к дальнейшим трудам и предприятиям”.
Ведущий 1: Медаль дали, но только серебряную, хотя и на почетной аннинской ленте. Не решились члены Комитета министров присудить золотую медаль крепостному.
Ведущий 2: Ефим Черепанов строил паровые машины. И они работали. Но никто не умел, ни управлять ими, ни наладить их в случае затора или порчи. Один механик Черепанов знал “тайну”. Помощником ему был его же сын - Мирон.
Ведущий 1: Молодой Черепанов, приставленный к паровой водокачке, работал под руководством отца. Этот серьезный, наблюдательный, быстро все схватывавший юноша так легко освоился с машиной, точно родился около нее. Способный, дельный механик получился из него.
Ведущий 2: В 1828 году скончался Николай Никитич Демидов и его дело принял сын - Анатолий Николаевич Демидов, князь Сан-Донато. Достаточно образованный для своего времени, усвоивший все внешние признаки западноевропейской культуры.
Ведущий 1: О пароходах и локомотивах тогда много, хоть и бестолково, говорили и даже писали в России. Вопрос был “модный”, а для людей, желавших прослыть передовыми и просвещенными, – соблазнительный.
На сцену выходят Анатолий Николаевич Демидов и Мирон Черепанов.
Демидов к Черепанову-сыну: Россия – страна отсталая, близко время, когда передовые страны Европы, технически хорошо вооруженные и оснащенные, задавят рабовладельческое государство кустарей и пахарей.
Ты поедешь в Лондон – высмотреть у англичан, как они устраивают свои движущиеся паровые машины. Ты образованнее и, пожалуй способнее отца, да к тому же и моложе. Собирайся! С первым же обозом поедешь! Ты уж там смотри во все глаза, не подведи!
Черепанов-сын: Не подведу, барин, Анатолий Николаевич! О паровой телеге я давно думал. Еще когда отец рассказывал об увиденном в Англии. Вот наблюдаю за лошадьми, тянущими по рельсам вагонетки с рудой, а мне паровая машина видится.
Уходят.
Ведущий 2: Весенним вечером 1833 года младший Черепанов отправился в путь. Ехал он с обозом через Москву на Петербург. Оттуда уральский механик на корабле плыл к берегам Англии.
Ведущий 1: В Лондоне Черепанов увидел пароходы и лично мог убедиться в преимуществах паровых судов перед парусными кораблями. Черепанов познакомился с английскими шахтовладельцами. В шахтах работали паровые машины – удивительные, далеко опередившие те, которые сооружал старик Черепанов на Урале. Но больше Мирона интересовали самоходные паровые машины. Он к ним там присматривался, но конструкция пароходки у него зрела своя.
Ведущий 2: В Лондоне Мирон Черепанов познакомился с Георгом Стефенсоном - изобретателем локомотива, ставшим самым знаменитым человеком своего времени. Черепанов увидел паровоз Стефенсона “Ракета”, который двигался со скоростью двадцать три километра в час.
Ведущий 1: Полон светлых надежд, Мирон торопится домой с мыслью о строительстве паровых телег. Будет и в России своя пароходка!
Ведущий 2 (медленно): Дом Демидова. Анатолий Николаевич с женой Матильдой Бонапарт.
А. Демидов: Вот послушай, дорогая, что пишет “Горный журнал” о новой конструкции парового котла моего Черепанова: “После первых опытов, для усиления жара, прибавлено в котел некоторое количество парообразовательных медных трубок, и теперь имеется оных до 80”.
Жена: А про механизм обратного хода пишут? У Англичан-то такого нет!
А. Демидов: Нет. Это секрет разработчика. Молодец Мирон! Додумался-таки, как сделать этот механизм! Смотри, вот что еще пишут: “Пароходный дилижанец остройкою совершенно окончен, а для ходу оного строится чугунная дорога, и для сохранения дилижанца отстраивается деревянный сарай...”
Да-а, скупые строки. А ведь строится первая в России железная дорога!
Жена: Анатоль, но ведь французский инженер, профессор Дестрем находит, что железные дороги неприемлемы для России. У нас суровый климат, где взять такую тьму топлива, а зимой вообще все завалит снегом! Полагают, что паровоз убьет извозчиков и ямщиков, съест все леса в стране! Опасаются, что железные дороги вызовут развитие демократических идей! А если кто захочет сбежать? Сел в паровоз и ищи его по всей империи! Это же опасно!
А. Демидов: Все возможно, дорогая. Но прогресс ведь не стоит на месте! Только представь, какая нам будет выгода, когда мы сможем отправлять руду в Англию не обозами, а вагонами!
Жена: Анатоль, но Черепановы делают колею шире, чем в Европе. Это же будет неудобно! Придется перегружать груз на “Ракету” Стефенсона, чтобы он доехал до Англии.
А. Демидов (смеется): Да, Черепановы – новаторы, за что ни возьмутся: на английских дорогах использовались каменные опоры под рельсы, а они положили деревянные шпалы, да и сама колея шире английской. Но, во-первых, такая ширина колеи делает движение парохода устойчивее. А во-вторых, даже сам император Николай Первый, инженер по образованию, одобрил увеличение ширины колеи на 10 см, которую предложили Черепановы, по сравнению с принятой на европейских дорогах. Исходя, в том числе и из стратегических соображений. Предполагается, что эта разница затруднит неприятелю въезд в Россию на своих паровозах!
Демидовы уходят, пока говорит ведущий.
Ведущий 1: Разница в ширине колеи сыграла значительную роль в годы Второй мировой войны. Замена тележек под вагонами на приграничных станциях затрудняло снабжение вермахта.
Ведущий 2: Так во время решающих боёв под Москвой осенью 1941 года суточный подвоз составлял 23 эшелона, когда для победы требовалось 70, и Гудериан был вынужден прекратить наступление на Тулу и остановить войска в разгар боёв.
Ведущий 1: Год 1833. Недалеко от Тагила на пустыре – проложили пробную “железную дорогу”: четыреста сажень чугунных рельсовых путей. На рельсы водрузили “Сухопутный пароход” – так назвал свой паровоз Черепанов.
Ведущий 2: Вот свидетельства очевидцев первого рейса паровоза Черепановых.
Очевидец: “В тот день на Выйское поле шли люди и становились вдоль линии чугунных колесопроводов. Тяжелые заводские ворота открылись, и вскоре появился сухопутный пароход – машина невиданная, ни на что не похожая, с высокой дымящейся трубой, сверкающей начищенными бронзовыми частями. На площадке у рукояток стоял Мирон Черепанов.
Очевидец 2: Пыхтя паром, мелькая спицами колес, пароход покатил мимо молчаливой толпы. Затем Мирон повернул какую-то рукоятку, клуб пара вылетел из трубы, и машина ускорила ход. Машинист довел паровоз до тупика и дал задний ход. Обратно машина шла очень быстро. Следующий рейс пароход сделал с прицепной повозкой пудов на 200 груза. А позже в повозку забралось десятка два-три людей, пожелавших стать первыми пассажирами”.
Ведущий 1: Проба “сухопутного парохода” показала, что черепановская машина – дело серьезное.
Ведущий 2: Итак, в 1833 году на Урале пошел первый в России поезд!
Ведущий 1: Да, Мирон Черепанов не был новатором – идея парового двигателя принадлежала не ему. Но и Стефенсон, и Эдисон, и Попов, которых принято считать единственными в своей сфере творцами соответствующих изобретений, в действительности – лишь последние, завершающие звенья длинной цепи изобретателей.
Таким последним звеном для России был Черепанов!
Чтец 2:
Раздаётся стук колёс,
Мчит по рельсам ПАРОВОЗ,
Целый поезд возит он, —
За вагончиком вагон!Пар в котле — вот это да, —
Может двигать поезда!
Уголь в топку кочегар
Без конца бросает,Паровозу нужен пар —
Воду нагревает!
Прямо в небо из трубы
Дыма чёрные клубы!
Ведущий 2: За всю долгую, безупречную службу, за создание заводских новых машин и первых двух паровозов Петербургская контора заслуженно наградила отца и сына Черепановых: Ефима Алексеевича золотым перстнем, сына его Мирона Ефимовича – отпускной на волю.
Ведущий 1: В Санкт-петербургском музее железнодорожного транспорта стоит модель “сухопутного парохода” Черепановых.
Ведущий 2: Они создали не только Нижнетагильскую железную дорогу и ее подвижной состав, но и сконструировали много паровых машин, металлообрабатывающих станков, построили паровую турбину.
Ведущий 1: А первая в России Царскосельская железная дорога, была торжественно открыта 30 октября 1837 г., шесть паровозов закупили в Англии и один – в Бельгии. В 1838 г. на дороге начал работать паровоз “Проворный”, построенный по чертежам специалистов Санкт-Петербургского политехнического института.
Ведущий 2: Сначала поезда вызывали страх у людей, но потом к ним привыкли и поняли какой это удобный транспорт. В 1840 году появилась первая песня о паровозе: Глинка “Попутная песня” (на припеве – выходят на сцену, на куплете говорим)
Танцор 1: В середине 19 века строительство железной дороги стало воплощением самой передовой инженерной мысли. Успех первой линии дал толчок к дальнейшему развитию сети "железных ниток", как называли в те годы этот вид транспорта.
Танцор 2: 30 октября 2012 железным дорогам России исполнилось 175 лет. В середине 19 века никто бы не поверил, что спустя 175 лет между Москвой и Санкт-Петербургом будут "летать" скоростные поезда "Сапсан", доставляющие пассажиров из города в город всего за четыре часа.
Танцор 3: В наши дни в России действует 16 железных дорог общей протяженностью более 86 тысяч км. По своей протяженности железные дороги России занимают второе место в мире после США.
Танцор 4: Но самым первым паровозом, построенным в России, был “сухопутный пароход” Черепановых, построенный на Урале и долгое время возивший грузы и пассажиров Тагила.
Включается песня “Семь – сорок”, на сцену выходит юноша с нарисованным паровозом, танцоры приглашают участников занять места в поезде (все встают за паровозом в линию), танец, танцоры присоединяются к остальным участникам и поезд под музыку “уезжает” со сцены. Девушки машут рукой, юноши – шляпами (танцевальные движения см. Приложение 1)
(после песни и танца)
Ведущий 2: Спасибо за внимание!
Ведущий 1: Счастливой Вам дороги по жизни!
(расположение на сцене участников и элементы костюмов см. Приложение 2)