Тип урока: комбинированный с элементами “Мастер-класса”.
Цель урока: способствовать развитию понимания взаимосвязей и приспособленности обитателей морей и океанов к жизни в разнообразных условиях; развивать при этом монологическую речь; создание условий для развития познавательных интересов, интеллектуальных и творческих особенностей в процессе работы над изучением нового материала.
Задачи:
- Помочь в осознании и осмыслении материала о разнообразии растений и животных морей и океанов, об особенностях приспособлений к жизни в мелководной прибрежной части в толще, на дне, в коралловых рифах, на поверхности воды.
- Способствовать обучению школьников умению находить необходимые сведения в тексте учебника и материалов электронного носителя.
- Способствовать развитию монологической речи школьников.
- Развивать у детей эстетическое отношение к объектам живой природы.
- Воспитывать позитивное отношение к учению, взаимодействуя в работе, создавая комфортные отношения между учениками.
Планируемые результаты. Формирование УУД:
Личностные: формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, направленной на изучение жизни морей и океанов.
Метапредметные.
- Познавательные: умение структурировать материал, работать с разными источниками информации, преобразовывать информацию из одной формы в другую.
- Коммуникативные: адекватное восприятие устной речи и способность передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания; умение перефразировать мысль; способность работать совместно в атмосфере сотрудничества.
- Регулятивные: владение навыками контроля и оценки своей деятельности; умение найти и устранить причины возникших трудностей.
Предметные: умение объяснять приспособленность организмов к среде обитания и связи с различными условиями жизни в морях и океанах.
Оборудование и организация образовательного пространства:
Учебники, электронное приложение, презентация учителя, компьютер, медиапроектор, наличие Интернета, глобус, чучела, схемы позвоночных животных, раздаточный материал, канцелярские принадлежности (фломастеры, клей, ватман и др.)
ХОД УРОКА
1. Организационный момент (1-2 мин).
А) Проверка готовности учащихся к уроку, отсутствующих.
Б) Деление класса на группы.
В) Повторение “Правила и законы поведения на уроке”.
1.Закон точности.
2. Закон един, говорит один (уважай говорящего)
3. Закон инициативы.
- “Не согласен выражай”
- “Выражаешь – предлагай”
- “Предлагаешь – делай”
4. Закон чистоты (содержи свое рабочее место в порядке).
2. Проверка выполнения домашнего задания. Приложение №1
- Проведение тестового задания в форме “лото”, работа с таблицей на 4-5 минут.
3. Определение темы урока. Актуализация изучаемого материала. 2-3 мин
Звучит музыка – шум моря.
Демонстрация морских рыб, медуз, китов, коралловых рифов.
Вопрос учителя:
Как вы думаете, что мы сегодня будем изучать на уроке?
Дополнительные вопросы учителя:
- Где живут данные виды?
- Почему они такие разные?
- Какая особенность их жизни?
Ответ учащихся:
- изучить жизнь в морях и океанах.
Формулировка темы, цели и задач урока.
4. Изучение нового материала
А) Слово учителя. Самоопределение к деятельности (3 мин).
- прочитать первый абзац текста параграфа 26 учебника и, составление плана изучения нового материала с помощью текста учебника.
План изучения нового материала.
- Шаг первый: “Сообщество поверхности воды”.
- Шаг второй “Сообщество толщи воды”
- Шаг третий “Донное сообщество”
- Шаг четвертый “Сообщество кораллового рифа”
- Шаг пятый “Глубоководное сообщество”
Б). Учебно-познавательная деятельность. 7 мин (5+2) Приложение №2
Самостоятельное чтение текста с пометками:
- Уже известно- v
- Новое, интересное, неожиданное +
- Противоречит прежним представлениям –
- Желание узнать о чем-то подробнее - ?
Шаги | Известно “v” | Новое “+” | Непонятно “-” | Хотелось бы узнать “?” |
1 | ||||
2 | ||||
3 | ||||
4 | ||||
5 |
В) Интеллектуально-преобразовательная деятельность (3 мин).
А) Проверка заполнения таблицы (по цепочке).
Б) Интерактивная игра: составление мап - конспектов “Сообщества морей и океанов” на ватмане с использованием раздаточного материала(карточки с изображением животных и растений морей и океанов) с информацией учащихся (демонстрационно), вносятся дополнения, корректировки учащихся.
5. Игровой момент. Предметы – загадки: фонарик, раковина, воздушный шар, шахматная доска, коралл (5 мин).
Вопрос учителя: Как связан каждый предмет с приспособлениями организмов в различных сообществах морей и океанов?
6.Оценочно-рефлексивная деятельность (5мин).
А) Выполнение интерактивного задания с использованием таблицы
Название сообщества | Организмы | Приспособления |
Поверхности воды | ||
Толщи воды | ||
Донное | ||
Коралловые рифы | ||
Глубоководные |
7. Самоанализ и самооценка. (5 мин) Приложение №3
1)
- Я понял (а).....
- Я умею.....
- Я знаю.....
2) Составление “Синквейна” Приложение №4
Существительное “Море”
Два прилагательных ..., ...
Три глагола ..., ..., ... .
Фраза из 4-5 слов.
Ключевое слово.
8. Домашнее задание.(1- 2 мин)
А) Подготовить вопросы п.27.
Б) Составить кроссворд о морских обитателях (по желанию).
В) Создать ребусы по теме урока.
УМК под редакцией Н.И. Сонина. Базовый учебник: А.А. Плешаков, Н.И. Сонин "Введение в биологию" 5 класс 2013 г.