Класс: 2
Авторы учебника: Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова
Программа: “Школа России”
Урок: Литературное чтение
Цель урока: Формирование представлений о содержании и смысле прочитанного произведения, как средстве духовно-нравственного развития личности младших школьников; познакомить учащихся с жизнью и творчеством Л.Н. Толстого; учить добру, сопереживанию, состраданию.
Задачи.
- Образовательная: познакомить детей с творчеством и биографией Л.Н. Толстого и его произведением “Старый дед и внучек”. Совершенствование навыков чтения.
- Воспитательная: формировать уважительное отношение к людям старшего возраста, сострадание и умение оказывать помощь в разных жизненных ситуациях.
- Развивающая: развитие речи детей, словарного запаса, творческих способностей, осознанного и правильного чтения. Развитие интеллектуальных умений (анализа, синтеза, сравнения, обобщения).
Содержание
I. Организационный момент
Здравствуйте, дорогие читатели!
У нас сегодня необычный урок - много гостей. Но, волноваться не стоит, мои дорогие, ведь мы одна семья! Я улыбнусь вам, а вы мне.
II. Проверка домашнего задания.
На прошлом уроке мы с Вами прочитали басню А. И. Крылова “Стрекоза и муравей”. Сейчас мы послушаем наших актеров, которые подготовили выразительно рассказывать наизусть эту басню в диалоге.
III. Актуализация знаний.
Собери пословицу.
У вас на столе находятся карточки. Ваша задача – соотнести начало и конец пословицы.
Без труда не вытащишь | а человека труд. |
Глаза страшатся, | приходит слабость. |
Землю солнце красит, | а руки делают. |
Под старость | рыбку из пруда. |
- О чем эти пословицы?
- Найдите пословицу, которая отличается от других?
- Объясните, почему вы так думаете?
Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством Л. Н. Толстого.
- Может кто-нибудь нам может рассказать о жизни этого писателя?
- Какие произведения, написанные им, вы знаете?
Послушайте внимательно рассказ о его жизни и будьте готовы ответить на мои вопросы:
Лев Николаевич Толстой родился в 1828 г. в Ясной поляне, Тульской губернии. Лев Толстой известен не только как автор серьезных произведений. Он так же написал “Азбуку” и “Книгу для чтения” для детей. Толстой изучал историю, музыку, рисование, медицину. Лев Николаевич очень любил детей. В то время, было очень мало школ и дети бедных детей вообще не могли учиться. В Ясной поляне Л.Н. Толстой открывает лесную школу для бедных детей и сам стал их учить по своим учебникам. Лев Толстой очень любил детей. Своих у него было 13, но выжили только 10. В своих небольших рассказах для детей он пишет о сочувствии, помощи, о настоящей дружбе и смелости.
(вопросы на слайде появляются до начала чтения)
1. В каком году родился Л.Н. Толстой?
2. Где прошла его жизнь?
3. Как он помогал бедным детям?
4. Сколько у него было своих детей?
5. О чем он писал в своих рассказах?
Молодцы, вы были внимательны и правильно ответили на все вопросы!
Мы сегодня прочитаем очень интересную басню-рассказ. А кто главный герой, вы узнаете отгадав загадку:
Кто всю жизнь работал,
Окружал заботой
Внуков, бабушку, детей,
Уважал простых людей?
На пенсии уж много лет
Нестареющий на ... (дед)
- Ребята, а кем вы приходитесь деду?
- Есть ли у вас общие с ним дела?
Посмотрите на доску. На доске ребус. Отгадайте его. Какое слово зашифровано?
- Как вы понимаете слово “семья”?
- Зачем люди создают семьи?
Работа с иллюстрацией:
Кого вы видите на этой фотографии? Где они живут? Как вы думаете, эта семья живет в наше время? Почему вы так считаете? |
IV. Первичное восприятие текста.
Сейчас мы познакомимся с поучительным рассказом. Сядьте удобней, спинку выпрямите. Я прочту рассказ, а вы слушайте внимательно-внимательно и постарайтесь понять, о чем рассказ и чему он нас учит.
(После прочтения на слайде появляются возможные названия заглавия текста)
- “Дедушка”
- “Старый дед и внучек”
- “Злая невестка”
- Как вы считаете, какой заголовок наиболее четко раскрывает содержание текста и почему?
- Что вы почувствовали, когда я вам читала этот текст?
V. Работа с учебником.
Открываем учебники и проверяем, соответствует ли название содержанию текста.
- Кто может прочитать первую часть текста?
- Встретились ли вам непонятные слова?
- Кого мы называем невесткой?
- Как вы думаете, какие чувства испытывал дедушка, когда ему приходилось обедать одному за печкой?
- Найдите отрывок, что случилось у дедушки во время обеда?
- Почему дедушка разбил чашку?
- Как бы вы оценили поступок невестки?
- Что означает слово бранить?
- Что такое лоханка? (демонстрация предмета)
- Найдите предложение, в котором говорится о том, как себя вел дедушка?
- Как вы думаете, всегда ли дедушка был таким слабым и беспомощным?
- Чем занимался Миша?
- Что означает слово “слаживает”? Подберите синоним к этому слову.
- Что складывал Миша из дощечек?
Чтение по ролям.
- Найдите в тексте диалог сына и отца.
VI. Анализ текста
- Как вы думаете, что почувствовали родители, услышав ответ сына?
- Почему родители заплакали?
- Как изменилась жизнь дедушки после этого случая?
- Как вы думаете, счастливо ли дедушки все это время жилось в этой семье? Почему?
- Давайте составим описание данной семьи. Кто были членами этой семьи?
На доске появляется схема семьи
Какое отношение к себе у вас вызывает дед? Невестка? Сын? Внук?
У вас на партах находится карточка с заданием. Соедините рамку с номером, который соответствует последовательности событий текста. Несколько учеников работают на Macbook, где задание предложено в программе HotPotatoes. Один ученик работает на доске (за разворотом).
Лоханка для родителей |
Забота за стариком |
Обед за печкой |
Стал дед стар |
Разбил чашку |
- А что надо сделать, чтобы пожилым людям было хорошо?
- Вначале урока мы этот рассказ назвали басней. Чем отличается басня от других произведений?
- Что такое мораль?
- Какова мораль этой басни?
- Как вы думаете, почему прошло много лет, а мы – новое поколение, перечитываем этот рассказ снова и снова?
- Есть ли в вашей семье пожилые люди? Как вы относитесь к ним, с какими чувствами?
VII. Итог урока.
Вот мы закончили знакомство с рассказом-басней “Старый дед и внучек”.
Выберите предложение и продолжите его (на доске):
- Я узнал, что...
- На уроке мне понравилось...
- Я хочу, чтобы...
- После урока мне захотелось...
Оценивание работы учащихся на уроке: способ чтения и умение приводить доказательства.
VIII. Домашнее задание.
Прочитать текст и составить к нему 4 вопроса.
Спасибо за работу на уроке!