Л.Н.Толстой "Старый дед и внучек"

Разделы: Начальная школа


Класс: 2

Авторы учебника: Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова

Программа: “Школа России”

Урок: Литературное чтение

Цель урока: Формирование представлений о содержании и смысле прочитанного произведения, как средстве духовно-нравственного развития личности младших школьников; познакомить учащихся с жизнью и творчеством Л.Н. Толстого; учить добру, сопереживанию, состраданию.

Задачи.

  • Образовательная: познакомить детей с творчеством и биографией Л.Н. Толстого и его произведением “Старый дед и внучек”. Совершенствование навыков чтения.
  • Воспитательная: формировать уважительное отношение к людям старшего возраста, сострадание и умение оказывать помощь в разных жизненных ситуациях.
  • Развивающая: развитие речи детей, словарного запаса, творческих способностей, осознанного и правильного чтения. Развитие интеллектуальных умений (анализа, синтеза, сравнения, обобщения).

Содержание

I. Организационный момент

Здравствуйте, дорогие читатели!

У нас сегодня необычный урок - много гостей. Но, волноваться не стоит, мои дорогие, ведь мы одна семья! Я улыбнусь вам, а вы мне.

II. Проверка домашнего задания.

На прошлом уроке мы с Вами прочитали басню А. И. Крылова “Стрекоза и муравей”. Сейчас мы послушаем наших актеров, которые подготовили выразительно рассказывать наизусть эту басню в диалоге.

III. Актуализация знаний.

Собери пословицу.

У вас на столе находятся карточки. Ваша задача – соотнести начало и конец пословицы.

Без труда не вытащишь а человека труд.
Глаза страшатся, приходит слабость.
Землю солнце красит, а руки делают.
Под старость рыбку из пруда.
  • О чем эти пословицы?
  • Найдите пословицу, которая отличается от других?
  • Объясните, почему вы так думаете?

Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством Л. Н. Толстого.

  • Может кто-нибудь нам может рассказать о жизни этого писателя?
  • Какие произведения, написанные им, вы знаете?

Послушайте внимательно рассказ о его жизни и будьте готовы ответить на мои вопросы:

Лев Николаевич Толстой родился в 1828 г. в Ясной поляне, Тульской губернии. Лев Толстой известен не только как автор серьезных произведений. Он так же написал “Азбуку” и “Книгу для чтения” для детей. Толстой изучал историю, музыку, рисование, медицину. Лев Николаевич очень любил детей. В то время, было очень мало школ и дети бедных детей вообще не могли учиться. В Ясной поляне Л.Н. Толстой открывает лесную школу для бедных детей и сам стал их учить по своим учебникам. Лев Толстой очень любил детей. Своих у него было 13, но выжили только 10. В своих небольших рассказах для детей он пишет о сочувствии, помощи, о настоящей дружбе и смелости.

(вопросы на слайде появляются до начала чтения)

1. В каком году родился Л.Н. Толстой?

2. Где прошла его жизнь?

3. Как он помогал бедным детям?

4. Сколько у него было своих детей?

5. О чем он писал в своих рассказах?

Молодцы, вы были внимательны и правильно ответили на все вопросы!

Мы сегодня прочитаем очень интересную басню-рассказ. А кто главный герой, вы узнаете отгадав загадку:

Кто всю жизнь работал,
Окружал заботой
Внуков, бабушку, детей,
Уважал простых людей?
На пенсии уж много лет
Нестареющий на ... (дед)

  • Ребята, а кем вы приходитесь деду?
  • Есть ли у вас общие с ним дела?

Посмотрите на доску. На доске ребус. Отгадайте его. Какое слово зашифровано?

  • Как вы понимаете слово “семья”?
  • Зачем люди создают семьи?

Работа с иллюстрацией:

Кого вы видите на этой фотографии?

Где они живут?

Как вы думаете, эта семья живет в наше время?

Почему вы так считаете?

IV. Первичное восприятие текста.

Сейчас мы познакомимся с поучительным рассказом. Сядьте удобней, спинку выпрямите. Я прочту рассказ, а вы слушайте внимательно-внимательно и постарайтесь понять, о чем рассказ и чему он нас учит.

(После прочтения на слайде появляются возможные названия заглавия текста)

  • “Дедушка”
  • “Старый дед и внучек”
  • “Злая невестка”
    • Как вы считаете, какой заголовок наиболее четко раскрывает содержание текста и почему?
    • Что вы почувствовали, когда я вам читала этот текст?

V. Работа с учебником.

Открываем учебники и проверяем, соответствует ли название содержанию текста.

  • Кто может прочитать первую часть текста?
  • Встретились ли вам непонятные слова?
  • Кого мы называем невесткой?
  • Как вы думаете, какие чувства испытывал дедушка, когда ему приходилось обедать одному за печкой?
  • Найдите отрывок, что случилось у дедушки во время обеда?
  • Почему дедушка разбил чашку?
  • Как бы вы оценили поступок невестки?
  • Что означает слово бранить?
  • Что такое лоханка? (демонстрация предмета)
  • Найдите предложение, в котором говорится о том, как себя вел дедушка?
  • Как вы думаете, всегда ли дедушка был таким слабым и беспомощным?
  • Чем занимался Миша?
  • Что означает слово “слаживает”? Подберите синоним к этому слову.
  • Что складывал Миша из дощечек?

Чтение по ролям.

  • Найдите в тексте диалог сына и отца.

VI. Анализ текста

  • Как вы думаете, что почувствовали родители, услышав ответ сына?
  • Почему родители заплакали?
  • Как изменилась жизнь дедушки после этого случая?
  • Как вы думаете, счастливо ли дедушки все это время жилось в этой семье? Почему?
  • Давайте составим описание данной семьи. Кто были членами этой семьи?

На доске появляется схема семьи

Какое отношение к себе у вас вызывает дед? Невестка? Сын? Внук?

У вас на партах находится карточка с заданием. Соедините рамку с номером, который соответствует последовательности событий текста. Несколько учеников работают на Macbook, где задание предложено в программе HotPotatoes. Один ученик работает на доске (за разворотом).

Лоханка для родителей
Забота за стариком
Обед за печкой
Стал дед стар
Разбил чашку
  • А что надо сделать, чтобы пожилым людям было хорошо?
  • Вначале урока мы этот рассказ назвали басней. Чем отличается басня от других произведений?
  • Что такое мораль?
  • Какова мораль этой басни?
  • Как вы думаете, почему прошло много лет, а мы – новое поколение, перечитываем этот рассказ снова и снова?
  • Есть ли в вашей семье пожилые люди? Как вы относитесь к ним, с какими чувствами?

VII. Итог урока.

Вот мы закончили знакомство с рассказом-басней “Старый дед и внучек”.

Выберите предложение и продолжите его (на доске):

- Я узнал, что...

- На уроке мне понравилось...

- Я хочу, чтобы...

- После урока мне захотелось...

Оценивание работы учащихся на уроке: способ чтения и умение приводить доказательства.

VIII. Домашнее задание.

Прочитать текст и составить к нему 4 вопроса.

Спасибо за работу на уроке!