Цели:
- Обучающая: формировать интерес к изучению Земли, как к дому, в котором мы живём; убедить, что судьба нашей Земли – наша судьба, раскрыть данную экологическую проблему.
- Развивающая: развивать навыки экологического мышления, умения применять полученные знания в жизни; развивать основы экологической грамотности, культуры поведения в окружающей среде, гражданской ответственности за её сохранение; развивать познавательную активность.
- Воспитательная: воспитывать любовь и бережное отношение к Земле, как к общему дому для всего живого.
ТСО: компьютер; мультимедийное оборудование.
Оборудование:
Демонстрационный материал:
- презентация;
- яблоко на блюдце;
- бумага;
- консервная банка;
- полиэтиленовый пакет;
- кусочек стекла.
Раздаточный материал:
- экологические знаки и карточки с экологическими правилами; (Приложение 1)
- карточки со словами для “постройки дома”; (Приложение 2)
- стихи; (Приложение 3)
- слова песни. (Приложение 4)
Ход классного часа
Дети рассаживаются в 3 группы. На столе каждой группы лежат карточки с заданиями.
- 1 группа – знаки и карточки с написанными правилами.
- 2 группа – карточки-“кирпичики” для строительства экологического дома.
- 3 группа – стихи.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Приветствие Учитель читает стихотворение - Был, говорят, где-то случай такой: ехали люди с работы домой. Только доехали, вдруг – чудеса! Все позабыли свои адреса. Ищут, волнуются, смотрят кругом: где эта улица? Где этот дом? Ищут водители: “Где наш гараж?” Мечутся жители: “Где наш этаж?” Всё перепуталось, всё заблудилось! К счастью, такое лишь в сказке случилось. - Я рассказала про это нарочно, |
Слушают стихотворение. |
- Но я не спрашиваю о том доме, где вы живете с родителями. Как называется общий дом для всех людей? | - Планета Земля. |
- Да, мы живём на планете Земля. Это и
есть наш общий дом. - Определите тему классного часа. Слайд 1 |
Определяют тему классного часа - “Земля – наш общий дом” |
- Общий, потому что: 1) У нас под ногами общий пол... 2) У нас над головой общая крыша... 3) У нас одна на всех лампа и печка... 4) У нас общий водопровод... 5) И вентилятор у нас тоже один... Слайд 2 (в ходе ответов детей на слайде выстраивается картинка) - И всё это кажется таким большим, бесконечным. Кажется, что Земля наша огромна и необъятна. Но это только кажется. Возьмём, к примеру, яблоко. |
- Земная поверхность - Голубое небо. - Ласковое солнышко. - Дождевые и снеговые тучи. - Ветер. |
Практические действия с яблоком (Учитель демонстрирует все действия с яблоком) Представим, что это наша Земля. Делим яблоко на четыре части. Три из них – это вода. И только четвёртая маленькая часть – это тот кусочек Земли, на котором живут все люди. Правда, удивительно? - А кто хозяйничает на этом кусочке Земли? - Всегда ли хорошо и правильно человек хозяйничает на Земле? - Почему? |
- Человек. Свободные высказывания о том, как человек загрязняет окружающий мир. |
- Вы – маленькие хозяева Земли. Я хочу
проверить, умеете ли вы хозяйничать? Поиграем в игру “Если я приду в лесок”. Если я поступаю хорошо, вы говорите “да”, если плохо - “нет”. |
Ответы хоровые |
Если я приду в лесок И сорву ромашку? |
- нет |
Если съем я пирожок И выброшу бумажку? |
- нет |
Если хлебушка кусок На пеньке оставлю? |
- да |
Если ветку подвяжу, Колышек подставлю? |
- да |
Если разведу костёр, А тушить не стану? |
- нет |
Если сильно насорю, И убрать забуду? |
- нет |
Если мусор уберу И с собой я заберу? |
- да |
Я люблю свою планету, Я ей помогаю! |
- да |
- Вы - хорошие хозяева! Но среди людей, к
сожалению, есть много таких, которые нарушают
порядок в доме. И на сегодняшний день существуют три
основные экологические проблемы: Слайд 3
(слова сопровождаются показом предметов) - Знаете ли вы, что бумага, брошенная вами, будет лежать более 2 лет; консервная банка – более 30 лет; полиэтиленовый пакет – более 200 лет; стекло – 1000 лет. |
|
- Если в нашем общем доме беспорядки
наводит человек, кто же будет наводить порядки? - А поможет ему наука экология. - Что означает слово “экология”? Слайд 4 |
- Тоже сам человек. |
- Экология – это наука, которая учит нас
бережно относиться к нашему дому – Земле. В доме
должен быть порядок. Экология учит нас наводить
порядок на Земле. - У нас даже существуют экологические даты в календаре! Слайд 5
- Это праздники добрых дел, любви к Земле, праздники человеческой души. В этот день с нами должны радоваться деревья и цветы, рыбы и насекомые, животные и птицы. Сегодня 11 марта. У нас тоже свой, маленький экологический праздник. Сейчас мы к нему подготовимся. Задание:
|
- Слово происходит от двух греческих слов: “ойкос” - дом, “логос” - учение. |
Выступление 1 и 2 групп После выступления 1 и 2 групп учитель обобщает: - Вы правильно выбрали знаки и правила, на основе своих знаний вы построили дом, в котором чистая вода, свежий воздух, зелёные насаждения, а над всем этим – сияющая радуга. Вы построили экологически чистый дом, значит вы... (учитель переворачивает карточку - “крышу дома”, на обороте которой написаны слова: счастливые люди) счастливые люди. - Нашему дому дети 3 группы посвящают стихи. |
Выступают 1 и 2 группы. Обосновывают свой
выбор.
Читают хором: “счастливые люди”. |
Выступление 3 группы Слайд 6 (слова песни) Все стоя исполняют песню на мотив “Песенки друзей” из м/ф “Бременские музыканты”. (Приложение 4) |
Выступает 3 группа. Читают стихи. Исполняют песню |
Слайд 7 (заключительные слова) Возьмёмся
за руки, друзья, Слайд 8 - Закончить наш классный час я хочу словами словацкого поэта Павла Гвездослава: “Я сорвал цветок – и он завял, я поймал жука – и он умер у меня на ладони. Я посадил птицу в клетку – и она погибла в неволе. И тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно только сердцем”. Я желаю, чтобы к красотам нашего дома, нашей неповторимой хрупкой Земли, вы прикасались только добрым сердцем. Рефлексия Слайд 9 |
Выразительно произносят слова, взявшись за руки. |