НОД по познавательному развитию с детьми средней группы "В гости к березке"

Разделы: Работа с дошкольниками


Дидактическое обоснование

Цель: учить детей любоваться красотой родной природы.

Задачи:

  • Обучающая: формировать представление детей о характерных особенностях берёзы, условиях, необходимых для роста дерева.
  • Развивающая: развивать и поддерживать интерес к природе.
  • Воспитательная: воспитывать бережное, заботливое отношение к природе, умение работать в парах.

Интеграция областей: речевое, познавательное, социально-коммуникативное развитие.

Средства деятельности

Методы и приёмы: словесные, наглядные, игровые

Предварительная работа: чтение художественной литературы, загадывание загадок, просмотр презентации “В парке”, беседа о деревьях, кустарниках.

Материал: сделанные из цветной бумаги фигурки: капельки воды, солнышко, птицы, земля в мешочке, корзиночка, лупы.

Формы организации: Фронтальная, в парах.

Ход мероприятия

Дети вместе с воспитателем выходят на прогулку.

Воспитатель: Сегодня мы с вами отправимся в гости к самому красивому осеннему дереву. Послушайте про него загадку.

“Стоит столб белый, на нём шапка мохнатая, летом зелёная, осенью желтоватая”.

Дети: Берёза.

Воспитатель: Молодцы. Правильно отгадали.

(Дети с воспитателем идут по дорожке вокруг детского сада, находят берёзку и собираются вокруг неё)

Воспитатель: Вот мы и пришли в гости к красавице берёзке. О ней придумано много стихов, песен, загадок. Давайте с ней поздороваемся.

Дети: Здравствуй, берёзка. Мы пришли к тебе в гости.

Воспитатель: Посмотрите, берёзка в ответ качает нам веточками. Она хочет, что бы мы с ней познакомились поближе. Давайте рассмотрим берёзку, и расскажем, что есть у дерева.

Дети называют

Воспитатель: Молодцы! Какого цвета ствол у берёза?

Дети предлагают свои варианты ответов.

Воспитатель: Только у берёзы, такой чёрно – белый ствол. Через тёмные полоски и чёрточки берёзка дышит, летом, в жару, они открываются и пропускают воздух к корням дерева. Обнимите берёзку, попробуйте вытащить дерево из земли. Не получается? Почему?

(Дети высказывают свои предположения)

Воспитатель: Да верно, дерево в земле держат большие, крепкие корни.

Погладьте кору берёзы. Какая она? Гладкая или шершавая? Тёплая или холодная?

(Дети самостоятельно обследуют кору дерева)

Воспитатель: Кора – это “одежда” берёзки, она защищает её от холода. Возьмите лупы и рассмотрите кору.

(Дети через лупы исследуют кору берёзы и выясняют, что на коре есть трещины и неровности)

Воспитатель: Сейчас осень и многие насекомые прячутся на зиму под корой деревьев, потому что там теплее.

Воспитатель: Посмотрите на ветки берёзы. Какие они?

Дети называют

Воспитатель: Отгадайте загадку: “Висят на ветках золотые монетки”

Дети: Листочки.

Воспитатель: Молодцы! Посмотрите на листочки берёзы, где листочков больше на ветках или под деревом?

Дети: Под деревом больше.

Воспитатель: Интересно, кто же их с веток срывает?

Дети: Сильный ветер.

Воспитатель:

Ветер с листьями играет,
Листья с веток обрывает.

Листья жёлтые летят,
Прямо на руки ребят.

Как называется такое явление в природе?

Дети: Листопад.

Воспитатель: Верно. Молодцы. Найдите себе дружочка и договоритесь, друг с другом, кто из вас будет искать большой листочек, а кто самый маленький.

(Дети делятся на пары и договариваются между собой, о том, кто какой листочек будет искать)

Воспитатель: Давайте возьмём по одному листочку в руки и рассмотрим его. Какого цвета берёзовые листочки?

Дети: Жёлтые, золотые.

Воспитатель: Погладьте листочек. Какой он? Обведите пальчиком по краю листочка. Какой он?

(Дети обследуют листочки и рассказывают о них друг другу в парах)

Воспитатель: Дети, как вы думайте у всех ли деревьев одинаковые листочки?

(Дети высказывают свои предположения)

Воспитатель: Я предлагаю вам найти листочки под рябиновым деревом и сравнить их с берёзовыми листочками.

(Дети находят листочки рябины и сравнивают их с берёзовыми листочками по цвету, форме, размеру)

Воспитатель: Когда ходят в гости, то берут с собой подарки. Давайте мы тоже подарим нашей берёзке подарки. (Воспитатель достаёт из корзиночки солнышко)

Вот солнышко. Как вы думайте оно нужно берёзке?

Дети: Да, солнышко даёт свет и тепло.

Воспитатель: Давайте его повесим на веточку.

(Воспитатель вместе с детьми вешает солнышко на веточку)

Воспитатель: Ещё один подарок для берёзки у меня в мешочке. (Достаёт мешочек из корзиночки) Потрогайте мешочек, и догадайтесь, что в нем находится.

(Дети трогают мешочек и на ощупь пытаются отгадать, что в нём лежит)

Воспитатель: Это земля. Как вы думайте, нужна берёзке земля?

Дети: Да, потому что дерево растёт в земле.

Воспитатель: Конечно, земля её кормит и поит. Помогите мне высыпать землю под нашу берёзку, чтобы она лучше росла.

(Дети берут по горсточке земли и сыплют под дерево)

Воспитатель: А ещё у нас есть капельки воды. Нужны они берёзке?

Дети: Да, берёзка пьёт воду.

Воспитатель: Откуда берётся вода?

Дети: Когда льёт дождик, тает снег, текут ручьи.

Воспитатель: Правильно. А ещё у нас есть вот такие птицы. (Воспитатель достаёт из корзиночки птиц сделанных из бумаги) Деревья любят, когда к ним прилетают птицы. Птицы спасают деревья от вредных насекомых. А сейчас вам, нужно договориться между собой, кто будет вешать на веточки капельки воды, а кто птичек.

Дети решают, кто будет вешать капельки воды, а кто птичек.

Воспитатель: Вот какие замечательные подарки мы подарили нашей берёзке. А ещё берёзке нужна наша забота, внимание и помощь. Поэтому мы ещё не раз будем приходить к берёзке и осенью, и зимой, и весной, и летом. Давайте погладим берёзку и скажем: “Расти милая берёзонька, радуй добрых людей”.

(Дети гладят берёзку и вместе с воспитателем уходят в группу)