Дидактическое обоснование
Цель: учить детей любоваться красотой родной природы.
Задачи:
- Обучающая: формировать представление детей о характерных особенностях берёзы, условиях, необходимых для роста дерева.
- Развивающая: развивать и поддерживать интерес к природе.
- Воспитательная: воспитывать бережное, заботливое отношение к природе, умение работать в парах.
Интеграция областей: речевое, познавательное, социально-коммуникативное развитие.
Средства деятельности
Методы и приёмы: словесные, наглядные, игровые
Предварительная работа: чтение художественной литературы, загадывание загадок, просмотр презентации “В парке”, беседа о деревьях, кустарниках.
Материал: сделанные из цветной бумаги фигурки: капельки воды, солнышко, птицы, земля в мешочке, корзиночка, лупы.
Формы организации: Фронтальная, в парах.
Ход мероприятия
Дети вместе с воспитателем выходят на прогулку.
Воспитатель: Сегодня мы с вами отправимся в гости к самому красивому осеннему дереву. Послушайте про него загадку.
“Стоит столб белый, на нём шапка мохнатая, летом зелёная, осенью желтоватая”.
Дети: Берёза.
Воспитатель: Молодцы. Правильно отгадали.
(Дети с воспитателем идут по дорожке вокруг детского сада, находят берёзку и собираются вокруг неё)
Воспитатель: Вот мы и пришли в гости к красавице берёзке. О ней придумано много стихов, песен, загадок. Давайте с ней поздороваемся.
Дети: Здравствуй, берёзка. Мы пришли к тебе в гости.
Воспитатель: Посмотрите, берёзка в ответ качает нам веточками. Она хочет, что бы мы с ней познакомились поближе. Давайте рассмотрим берёзку, и расскажем, что есть у дерева.
Дети называют
Воспитатель: Молодцы! Какого цвета ствол у берёза?
Дети предлагают свои варианты ответов.
Воспитатель: Только у берёзы, такой чёрно – белый ствол. Через тёмные полоски и чёрточки берёзка дышит, летом, в жару, они открываются и пропускают воздух к корням дерева. Обнимите берёзку, попробуйте вытащить дерево из земли. Не получается? Почему?
(Дети высказывают свои предположения)
Воспитатель: Да верно, дерево в земле держат большие, крепкие корни.
Погладьте кору берёзы. Какая она? Гладкая или шершавая? Тёплая или холодная?
(Дети самостоятельно обследуют кору дерева)
Воспитатель: Кора – это “одежда” берёзки, она защищает её от холода. Возьмите лупы и рассмотрите кору.
(Дети через лупы исследуют кору берёзы и выясняют, что на коре есть трещины и неровности)
Воспитатель: Сейчас осень и многие насекомые прячутся на зиму под корой деревьев, потому что там теплее.
Воспитатель: Посмотрите на ветки берёзы. Какие они?
Дети называют
Воспитатель: Отгадайте загадку: “Висят на ветках золотые монетки”
Дети: Листочки.
Воспитатель: Молодцы! Посмотрите на листочки берёзы, где листочков больше на ветках или под деревом?
Дети: Под деревом больше.
Воспитатель: Интересно, кто же их с веток срывает?
Дети: Сильный ветер.
Воспитатель:
Ветер с листьями играет,
Листья с веток обрывает.Листья жёлтые летят,
Прямо на руки ребят.
Как называется такое явление в природе?
Дети: Листопад.
Воспитатель: Верно. Молодцы. Найдите себе дружочка и договоритесь, друг с другом, кто из вас будет искать большой листочек, а кто самый маленький.
(Дети делятся на пары и договариваются между собой, о том, кто какой листочек будет искать)
Воспитатель: Давайте возьмём по одному листочку в руки и рассмотрим его. Какого цвета берёзовые листочки?
Дети: Жёлтые, золотые.
Воспитатель: Погладьте листочек. Какой он? Обведите пальчиком по краю листочка. Какой он?
(Дети обследуют листочки и рассказывают о них друг другу в парах)
Воспитатель: Дети, как вы думайте у всех ли деревьев одинаковые листочки?
(Дети высказывают свои предположения)
Воспитатель: Я предлагаю вам найти листочки под рябиновым деревом и сравнить их с берёзовыми листочками.
(Дети находят листочки рябины и сравнивают их с берёзовыми листочками по цвету, форме, размеру)
Воспитатель: Когда ходят в гости, то берут с собой подарки. Давайте мы тоже подарим нашей берёзке подарки. (Воспитатель достаёт из корзиночки солнышко)
Вот солнышко. Как вы думайте оно нужно берёзке?
Дети: Да, солнышко даёт свет и тепло.
Воспитатель: Давайте его повесим на веточку.
(Воспитатель вместе с детьми вешает солнышко на веточку)
Воспитатель: Ещё один подарок для берёзки у меня в мешочке. (Достаёт мешочек из корзиночки) Потрогайте мешочек, и догадайтесь, что в нем находится.
(Дети трогают мешочек и на ощупь пытаются отгадать, что в нём лежит)
Воспитатель: Это земля. Как вы думайте, нужна берёзке земля?
Дети: Да, потому что дерево растёт в земле.
Воспитатель: Конечно, земля её кормит и поит. Помогите мне высыпать землю под нашу берёзку, чтобы она лучше росла.
(Дети берут по горсточке земли и сыплют под дерево)
Воспитатель: А ещё у нас есть капельки воды. Нужны они берёзке?
Дети: Да, берёзка пьёт воду.
Воспитатель: Откуда берётся вода?
Дети: Когда льёт дождик, тает снег, текут ручьи.
Воспитатель: Правильно. А ещё у нас есть вот такие птицы. (Воспитатель достаёт из корзиночки птиц сделанных из бумаги) Деревья любят, когда к ним прилетают птицы. Птицы спасают деревья от вредных насекомых. А сейчас вам, нужно договориться между собой, кто будет вешать на веточки капельки воды, а кто птичек.
Дети решают, кто будет вешать капельки воды, а кто птичек.
Воспитатель: Вот какие замечательные подарки мы подарили нашей берёзке. А ещё берёзке нужна наша забота, внимание и помощь. Поэтому мы ещё не раз будем приходить к берёзке и осенью, и зимой, и весной, и летом. Давайте погладим берёзку и скажем: “Расти милая берёзонька, радуй добрых людей”.
(Дети гладят берёзку и вместе с воспитателем уходят в группу)