Индивидуальное логопедическое занятие "Звук [р]"

Разделы: Логопедия


Цель:

  • подготовить артикуляционный аппарат к постановке звука [р].
  • постановка звука [р];
  • тренировка в произнесении изолированного звука [р].

Оборудование: зеркало, шпатель или шариковый зонд.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Приветствие, постановка цели занятия.

2. Артикуляционная гимнастика (см. Приложение 1).

Логопед из комплекса упражнений выбирает те, которые необходимы для данного ребёнка.

3. Постановка звука [р].

Показ правильной артикуляции звука [р].

При произнесении звука р:

- губы полураскрыты;

- зубы разомкнуты;

- язык – широкий кончик языка поднимается к бугоркам за верхние зубы и там дрожит.

Вызывание по подражанию, с механической помощью, смешанным способом.

1 способ. Предложить ребенку поднять язык к альвеолам, произносить, сильно выдыхая воздушную струю, звук “джж”, ощущая вибрацию кончика языка, подвести под кончик языка шариковый зонд или обработанный палец и производить частотные колебательные движения. Фиксировать внимание на рокоте, предложить упражняться самостоятельно перед зеркалом.

2 способ. Условие – правильное и четкое произнесение звука [С]. Ребенок произносит длительно ССССС, а потом делает короткий вдох через рот, резко подняв и прижав язык к альвеолам, всасывает язык “как улитку в раковину”. Если ребенок не коснется языком альвеол при вдохе, то звук не получится.

3 способ. Есть интересный игровой способ постановки звука [Р] от упражнения “Болтушка”, хорошо знакомого детям. Способ доступен любому начинающему логопеду. Ребенок делает упражнение “Болтушка” (или “Индюк”): высунутый широкий язык на звуке [А] выполняет движения вперед-назад, скользя по твердому небу. В тот момент, когда язык касается альвеол слышен одноударный [Р]. Теперь осталось зафиксировать эту позицию и приступить к автоматизации [Р]. Как правило, очень скоро одноударный звук сам переходит в вибрант (дрожит кончик языка).

4 способ. Обычно Р от звука З не ставят, т.к. считается, что они очень различны по артикуляции и не могут быть друг для друга опорными. Но попробовать можно. Секрет в том, что ребенок произносит [З] очень кратко, лишь дотрагиваясь языком до альвеол и при этом сильно дует на язык. Будет четко слышен сначала одноударный [Р], который потом сравнительно легко переходит в вибрант. Этот способ очень легкий и быстрый, особенно при горловом [Р]

4. Произнесение изолированного звука [р].

1) Игровое упражнение “Заведи мотор” (см. Приложение 2).

2) Добавление к словам звука [р].

Инструкция логопеда:

- Договори слово, четко проговаривая звук [р].

Логопед: Ребёнок:
Самова... р
Мухомо... р
Помидо... р
Пова... р
Топо... р
Ковё... р

5. Рефлексия, подведение итогов занятия.