Электролиз расплавов и растворов солей

Разделы: Химия


Цели:

образования:

  • Изучить сущность электролиза как одного из способов получения металлов.
  • Рассмотреть основные правила определения продуктов, выделяющихся на катоде и аноде.
  • Сформировать представление о практическом значении электролиза.

развития:

  • Уметь составлять уравнения химических реакций, отражающих сущность электролиза.
  • Уметь прогнозировать продукты, выделяющиеся на катоде и аноде в процессе электролиза.
  • Знать прикладное применение электролиза.

воспитания:

  • Воспитывать аккуратность в ведении записей в тетрадях.
  • Приучать к активному участию во фронтальной беседе.
  • Формировать привычку поддержания чистоты и аккуратности рабочего места.

Оборудование: раздаточный материал, демонстрационный плакат, реактивы (раствор хлорида меди (II)), электролизер, источник постоянного тока (Д).

Методы: словесно-наглядный, эксперимент, решение задач.

Методика: традиционный урок, изучение нового.

Конспект урока

Здравствуйте, ребята!

На прошлом занятии мы углубили знания о химических свойствах металлов, изучив электрохимический ряд напряжения.

На сегодняшнем уроке познакомимся с одним из важнейших способов получения металлов в различных отраслях хозяйства – электролизом.

Нам необходимо повторить тему “Электролитическую диссоциацию”, т.к. это поможет нам при изучении сегодняшней темы.

  • Сформулируйте определение понятия “электролиты”.
  • Сформулируйте определение понятия “электролитическая диссоциация”.
  • Что необходимо сделать при написании уравнения электролитической диссоциации?
  • Как двигаются ионы в растворе?
  • Что происходит с ионами при пропускании электрического тока?

Вот теперь приступим к изучению новой темы. Запишите.

У вас на столах находится раздаточный материал (приложение 1). Мы сегодня будем им пользоваться.

Электролизу подвергаются расплавы и растворы электролитов.

Рассмотрим электролиз расплава солей на примере хлорида натрия.

Хлорид натрия плавится при t=801oС. Диссоциирует по схеме: NaCl —> Na+ + Cl-.

  • Какие частицы находятся в расплаве?

При электролизе расплава хлорида натрия ионы приобретут направленное движение.

  • В каком направлении будут перемещаться катионы; анионы?

Составим схему этого процесса:

К : Na+ + e —> Na0 2 (восстановление)
A+: 2Cl - 2e —> Cl20 1 (окисление)
2NaCl —> (эл. ток) 2Na + Cl2  
  • Какой процесс – окисление или восстановление – будет проходить на катоде; аноде?

Теперь рассмотрим электролиз раствора на примере иодида калия.

Химия, как вам известно, – наука экспериментальная.

Проведем следующий опыт (Д).

Перед вами U-образная трубка (приложение 2). Нальем в неё раствор иодида кадия (II). В оба колена опустим угольные электроды и соединим их с источником постоянного тока. Этот прибор носит название – электролизер.

  • Какие частицы находятся в растворе?
  • Что произойдет с ионами при пропускании постоянного электрического тока?
  • Что выделяется на аноде?
  • Какой качественной реакцией это можно доказать?
  • Капнем каплю крахмала.
  • Что наблюдаем?
  • В каком направлении будут перемещаться катионы (H+, K+); анионы (OH, I)?
  • Какой процесс – окисление или восстановление – будет проходить на катоде; аноде?
  • Но какие именно ионы будут восстанавливаться и окисляться на электродах в первую очередь?

Ответить на этот вопрос нам и поможет электрохимический ряд напряжений металлов.

Продукты на катоде.

На катоде разряжаются ионы металлов и протоны.

1. При электролизе растворов солей, содержащих катионы металлов, расположенных в электрохимическом ряду напряжений от лития по алюминий включительно, разряжаются молекулы воды (протоны), т.к. способность присоединить электрон у них выше, чем у катионов металлов.

2. При электролизе растворов солей, содержащих катионы металлов, расположенных в электрохимическом ряду напряжений после водорода, на катоде происходит восстановление катионов этих металлов, т.к. их способность присоединять электроны больше, чем H+.

3. При электролизе растворов солей, содержащих катионы металлов, расположенных в электрохимическом ряду напряжений между алюминием и водородом, идут конкурирующие процессы: как восстановление катионов, так и восстановление воды.

Вернемся к нашему примеру.

  • Где располагается натрий?
  • Какой вывод можно сделать?

К : 2H2O + 2e —> H2 + 2OH

Продукты на аноде.

На аноде окисляются анионы.

1. При электролизе растворов, содержащих в своем составе анионы бескислородных кислот и солей (Cl, Br, I, S2– и др.), окисляются соответственно Cl, Br, I, S2– и др.

2. При электролизе растворов, содержащих в своем составе анионы кислородсодержащих кислот, окисляется соответственно вода, т.к. анионы кислотных остатков удерживают свои электроны более прочно, чем OH.

Вернемся к нашему примеру.

Анион бескислородный.

  • Какой вывод можно сделать?

A+: 2I - 2e —> I20

  • Что же получается?

2H2O + 2I—> H2 + I20 + 2OH

2H2O + 2KI —> (эл. ток) H2 + I20 + KOH

Данный процесс отражает сущность электролиза.

Попробуем сформулировать определение: электролиз – это окислительно-восстановительный процесс, протекающий на электродах, при пропускании электрического тока через расплав или раствор электролита.

Мы рассмотрели электролиз расплава и раствора с инертным угольным анодом, т.е. не расходующимся.

Что будет происходить, если электрод активный, расходуемый (например, медный)?

Ме – ne —> Me+n

Закрепим изученный материал, выполнив задания из раздаточного материала (приложение 1).

Рассмотрим практическое применение электролиза (IV из раздаточного материала)

Д/з: выучить записи в тетрадях, №3 из раздаточного материала.