Биогеохимические процессы в биосфере. Влияние деятельности человека на биосферу. Глобальные экологические проблемы

Разделы: Биология, Экология, Мастер-класс

Класс: 11

Ключевые слова: экология, экологические проблемы, Биосфера, глобальное потепление, круговорот веществ


ХОД И СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ

1. Организационная часть

1.1 Подготовка аудитории к занятию.

1.2 Приветствие группы. Преподаватель здоровается с присутствующими.

1.3 Проверка присутствующих. Преподаватель проверяет наличие студентов группы, проверяет готовность студентов к занятию, обращает внимание на раздаточный материал, расположены на рабочих местах студентов.

2. Ознакомление студентов с темой и целью занятия.

Тема занятия: “Биогеохимические процессы в биосфере. Влияние деятельности человека на биосферу. Глобальные экологические проблемы”.

Цель занятия: ознакомиться с основными биогеохимическими процессами в биосфере, такими понятиями как глобальное потепление, изменение климата, причинах и последствиях глобального потепления, альтернативных путях решения проблемы.

 3. Мотивация. Постановка проблемного вопроса.

Просмотр видеофрагмента.

Цитата.

“Россия перевыполнила план Киотского протокола, сократив выбросы углекислого газа настолько, что глобальное потепление на Земле замедлилось на год”- об этом заявил президент РФ Владимир Путин на открытии саммита ООН по климатическим изменениям. Ссылка на видео: http://youtu.be/vVd1b9Dv3B0

4. Актуализация опорных знаний

4.1 Беседа со студентами

При ознакомлении с кейсом вы использовали теоретические базовые знания экологических терминов, которые помогли вам понять материал. Давайте повторим эти термины.

Фронтальный опрос.

  • Экология-это наука...
  • Экологические факторы - это...
  • Биосфера-  это...
  • Глобальное потепление - это...
  • Круговорот элементов природе - это...

Предполагаемые ответы:

Эколо'гия (от др.-греч. — обиталище, жилище, дом, имущество и — понятие, учение, наука) — наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой. Термин впервые предложил немецкий биолог Эрнст Геккель в 1866 году в книге “Общая морфология организмов” (“Generelle Morphologie der Organismen”).

Отдельные свойства и элементы среды, воздействующие на организмы, называют экологическими факторами.

Абиотическая среда (факторы среды)— это комплекс условий неорганической среды, влияющих на организм. (Свет, температура, ветер, воздух, давление, влажность и т. д.) Например: накопление в почве токсичных и химических элементов, пересыхание водоёмов во время засухи, увеличение продолжительности светового дня, интенсивное ультрафиолетовое излучение.

Биотическая среда (факторы среды — это совокупность влияний жизнедеятельности одних организмов на другие. (Влияние растений и животных на других членов биогеоценоза) Например: разрушение почвы кабанами и кротами, уменьшение численности белок в неурожайные годы.

Антропогенные (антропические) факторы — это все формы деятельности человеческого общества, изменяющие природу как среду обитания живых организмов или непосредственно влияющие на их жизнь. Выделение антропогенных факторов в отдельную группу обусловлено тем, что в настоящее время судьба растительного покрова Земли и всех ныне существующих видов организмов практически находится в руках человеческого общества.

Биосфера — это совокупность частей земных оболочек (лито-, гидро- и атмосфера), которая заселена живыми организмами, находится под их воздействием и занята продуктами их жизнедеятельности.

Глобальное потепление — повышение средней температуры климатической системы Земли. Начиная с 1970-х годов, как минимум 90 % энергии потепления аккумулируется в океане. Несмотря на доминирующую роль океана в накоплении тепла, термин глобальное потепление часто используется для обозначения роста средней температуры воздуха у поверхности суши и океана.

Между литосферой, гидросферой, атмосферой и живыми организмами Земли постоянно происходит обмен химическими элементами. Этот процесс имеет циклический характер: переместившись из одной сферы в другую, элементы вновь возвращаются в первоначальное состояние. Это называется круговоротом элементов в природе.

4.2 Комментирование ответов по фронтальному опросу

5. Изложение нового материала, ознакомление с планом занятия

Заранее вы получили на руки кейс с информацией и заданиями.

Работа над кейсом предусматривала:

- разбор конкретной ситуации по определенному сценарию, в который была включена самостоятельная работа;

- “мозговой штурм” в пределах малых групп, принятие решения по выбору того пути решения, который по мнению участников, является наиболее приемлемым.

Итог работы над кейсом предусматривает:

- публичное выступление с представлением и защитой предложенного решения в процессе дебатов, выявление фактических знаний, которые приобретены в процессе работы над кейсом.

5.1 Выступление рабочих групп.

5.2. Комментирование работы студентов над кейсом

6. Дебаты

На ваших столах лежат детали для солнца решений (солнечных решений). По ходу дебатов на лепестки нанесите пути решения проблемы глобального потепления, которые на ваш, практически профессиональный взгляд, являются наиболее верными.

Вопросы для дебатов.

Вопросы задают друг другу оппоненты для утверждения или опровержения правильности выбранного пути решения.

Примерный перечень вопросов.

  1. Как вы считаете - существует ли на самом деле на планете проблема глобального потепления?
  2. Каково формирование у человека, гражданского обывателя, понятия приоритетных новостей?
  3. Какие проблемы для вас являются главными (приоритетными) сегодня?
  4. Как вы считаете, существует ли цикличность в климате на планете?
  5. Как называется эра, в которой мы сегодня живем?
  6. Какие методы применяют метеорологи для выяснения истины с климатом?
  7. Что такое теплоизоляция?
  8. Производит ли ROCKWOOL что-либо кроме теплоизоляции?
  9. Из чего производится теплоизоляция ROCKWOOL?
  10. Слышал, что при производстве теплоизоляции используется фенолформальдегид. Он ведь вреден?
  11. Чем различаются теплоизоляционные материалы?
  12. Чем ROCKWOOL отличается от стекловаты?
  13. Чем ROCKWOOL отличается от пенопласта?
  14. Важна ли плотность материала с точки зрения теплоизоляции?
  15. Что такое гидрофобность?
  16. Что такое паропроницаемость?
  17. Насколько эффективна теплоизоляция ROCKWOOL?
  18. Каков срок службы теплоизоляционных материалов ROCKWOOL?
  19. Насколько безопасна теплоизоляция ROCKWOOL?
  20. В каком виде выпускается продукция? Она жесткая или мягкая?
  21. Не оседает ли материал под собственной тяжестью?
  22. Грызут ли теплоизоляцию ROCKWOOL мыши?
  23. Зачем утеплять дом?
  24. Как и чем утеплить стены загородного дома?
  25. Где должен быть размещен пароизоляционный слой?
  26. Как подобрать толщину теплоизоляции?
  27. Как рассчитать необходимое мне количество упаковок ROCKWOOL?
  28. Защитит ли меня теплоизоляция от посторонних звуков, шумных соседей?
  29. Как перевозить материал? Можно ли его при транспортировке сжимать?
  30. Покупаю материал на рынке. Как я могу убедиться, что это действительно ROCKWOOL? Как узнать какая марка?
  31. Какие сертификаты есть на продукцию ROCKWOOL?
  32. Какие документы подтверждают заявленные характеристики?
  33. Где можно купить теплоизоляцию ROCKWOOL?
  34. Является ли ЕМЗ основным источником загрязнения атмосферы нашего региона?
  35. Какие химико-технологические процессы осуществляются на данном предприятии?
  36. Какие выбросы осуществляет данное предприятие?
  37. Какое значение для населения имеет забота экологической слюжбы завода об окружающей среде?.
  38. Какое письмо вы бы написали директору данного предприятия с учетом вклада ЕМЗ в общую проблему глобального потепления?
  39. Какую продукцию выпускает ХТЗ?
  40. Какие страны получают продукцию?
  41. Какие загрязнители от трубопрокатного производства?

6.1 Комментирование ответов и работы студентов

Преподаватель комментирует владение группами информацией по своему вопросу, а по качеству задаваемых вопросов - владением всей тематикой.

7. Подведение итогов занятия

7.1 Определение путей решения проблемы

Думаю, сегодняшнее занятие дает нам неоднозначный ответ на данную экологическую задачу. Ответов много, путей решения проблемы тоже много. Сам процесс поиска истины - вот главная задача нашего занятия. И считаю, что все цели этого занятия достигнуты.

Но для логического завершения вашей работы необходимо сложить солнце решений, на лепестках которого вы прописали основные значимые решения нашей глобальной проблемы.

7.2 Выставление оценок в соответствии с активностью работы на занятии.

Руководители группы сдают бланк оценки, в котором прописаны фамилии, виды деятельности для каждого участника поискового процесса, выставлены предварительные ним оценки.

8. Домашнее задание

8.1 Сообщение домашнего задания (инструктаж):

Предлагаю не закрывать для себя данный вопрос. “Руководители” Енакиевского металлургического завода и Харцызского трубного завода могли бы от имени творческого коллектива написать настоящим руководителям письмо-обращение, где мог ли бы высказать свое мнение по поводу заботы экологической службы завода об окружающей среде, а так же вынести свои предложения по улучшению экологизации предприятия.

9. Рефлексия

После занятия прошу вашего мнения по вопросу: Так есть ли на планете проблема глобального потепления или нет? На импровизированном дереве мнений приклейте свой листочек с поднятым или опущенным пальцем, который и будет вашим ответом. Палец вниз - нет проблемы, палец вверх - есть проблема.