В соответствии с новым законом “Об образовании в Российской Федерации” одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является “Взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка”. В Законе предусмотрено, что в решении сложных, многоплановых задач, связанных с реализацией ФГОС дошкольного образования, эксклюзивная роль принадлежит семье. Именно по этой причине дошкольные учреждения сегодня ориентируются на поиск таких форм и методов работы, которые позволяют учесть актуальные потребности родителей, способствуют формированию активной родительской позиции.
Предлагаем конспект мероприятия, направленного на поддержку педагогов и практическую помощь им в использовании активных форм взаимодействия с семьями воспитанников.
Практическая значимость данного материала заключается в возможности применения его в повседневной практике любого образовательного учреждения как вариант формы взаимодействия с родителями воспитанников (детей 2-7 лет) по здоровьесбережению детей. Рассматриваются актуальные вопросы по оздоровлению детей, приобщению их к здоровому образу жизни, созданию традиций семейного физического воспитания. В программе представлены выступления специалистов, родителей по сохранению и укреплению здоровья детей с использованием мультимедийных презентаций.
Актуальность
На современном этапе развития общества выявлена тенденция к ухудшению состояния здоровья детей в разных регионах Российской Федерации, поэтому нет необходимости убеждать кого-либо в актуальности проблемы здоровья детей. В связи с этим первостепенной задачей в ДОУ остаются охрана и укрепление здоровья детей, формирование привычки к здоровому образу жизни. Признание приоритета семейного воспитания предусматривает развитие новых форм взаимодействия родителей и педагогов в процессе оздоровления и воспитания дошкольников. Традиционные формы взаимодействия педагогического коллектива дошкольного учреждения с семьей сочетаются с вариативными инновационными технологиями организации взаимодействия педагогов ДОУ с родителями воспитанников.
Одной из современных форм по взаимодействию с родителями является конференция. Ценность этого вида работы в том, что в ней принимают активное участие все участники педагогического процесса: родители, педагоги, специалисты. Основная цель конференций - просвещение родителей с привлечением их к образовательному процессу в ДОУ. Могут быть научно-практическими, теоретическими, по обмену опытом и др. Такая форма работы позволяет наиболее полно раскрыть содержание деятельности педагога, наглядно показать инновационные формы, методы и приёмы работы с детьми, помочь понять родителям необходимость сотрудничества детского сада и семьи.
Конференция для родителей “Здоровая семья – здоровый ребёнок”
Цель конференции:
- Познакомить родителей с системой физкультурно-оздоровительной работы в детском саду для проведения данных мероприятий в домашних условиях.
- Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах оздоровления дошкольников.
Подготовка:
- Анкетирование родителей "Здоровье детей - результат совместных усилий семьи и детского сада"
- Беседы с родителями и детьми по данной тематике.
- Оформление папки – передвижки “Физкультурно – оздоровительная работа в группе”
- Организация выставки физкультурного оборудования, литературы по семейному воспитанию;
- Создание презентации “Условия и формы работы с детьми по здоровьесбережению в ДОУ” и презентации положительного опыта семейного воспитания.
- Разработка памяток, буклетов для родителей.
- Оформление приглашений для родителей.
Повестка дня:
1. Вступительное слово по проблеме укрепления здоровья детей.
2. Дискуссия “Что такое здоровый образ жизни?”
3.Игра “Слово - эстафета”.
4. Составление модели “Здоровый образ жизни”
5.Просмотр презентации “Условия и формы работы с детьми по здоровьесбережению в ДОУ”.
6.Выступление медсестры. Анализ состояния здоровья воспитанников группы.
7. Выступление инструктора по физической культуре “Создание условий для двигательной активности дошкольников дома”.
8. Анализ анкет “ Здоровье детей - результат совместных усилий семьи и детского сада".
9. Представление семейного опыта по оздоровлению детей. Выступление желающих родителей.
10. Заключение.
11. Раздача буклетов
Ход конференции
Конференция начала свою работу с посещения выставки, где были представлены: папки - передвижки, выставка физкультурного оборудования, литературы по семейному воспитанию.
Вступительное слово.
Воспитатель: Уважаемые родители! Забота о воспитании здорового ребенка является одной из главных задач в работе не только нашего дошкольного учреждения, но и всего общества. На сегодняшний день в соответствии с ФГОС семье отводится главная роль в воспитании здорового ребёнка. Семья – это основное звено, где формируются полезные привычки и отвергаются вредные, закладываются основы будущей личности. Исходя из актуальности, сформулирована тема нашей встречи “Здоровая семья – здоровый ребёнок”.
Сегодня мы с вами постараемся выяснить, что же семья может сделать, для того чтобы вырастить ребенка сильным, крепким, здоровым? Ну, а каков он, здоровый ребенок? “Что такое здоровый образ жизни?” Давайте выясним.
Дискуссия. Высказывания родителей (воспитатель раздаёт вопросы, которые комментируют родители).
Игра “Слово - эстафета”. Я начну, а вы заканчивайте фразу: “Мой ребёнок будет здоров, если я ...”. Спасибо! А сейчас предлагаю вам из предложенного материала составить основные компоненты здорового образа жизни в виде пирамиды.
Воспитатель: Большую часть времени в дошкольном учреждении ребенок находится в группе, поэтому от того, насколько грамотно будет построена деятельность воспитателя по организации оздоровительной работы с детьми, зависит сохранение и укрепление их здоровья.
Выступление педагога в сопровождении презентации “Условия и формы работы с детьми по здоровьесбережению в ДОУ”.
На протяжении нескольких лет в работе нашего детского сада одним из приоритетных является физкультурно - оздоровительное направление. Было проведено немало преобразований для создания оздоровительной системы в детском саду. В ДОУ разработана и реализуется программа оздоровления “Здоровый ребенок”. С целью реализации данной программы в детском саду созданы условия для укрепления здоровья детей, гармоничного физического развития. Есть спортивная площадка, спортивный зал, которые оснащены стандартным и нестандартным оборудованием необходимым для комплексного развития ребёнка. Кроме этого в группе оборудованы уголки двигательной активности, имеются пособия, изготовленные своими руками, которые повышают интерес к физической культуре, развивают жизненно-важные качества, увеличивают эффективность занятий. Имеется зона уединения для снятия эмоционального напряжения. Уделяется большое внимание организации физкультурно-оздоровительной работы на свежем воздухе. На участке есть: волейбольная и баскетбольная сетка, беговая дорожка, песочная яма для прыжков в длину, гимнастические брёвна, скамейки, качели, дуги для подлезания, оборудование для развития координаций движений. Имеется достаточное количество выносного материала (мячи разных размеров, скакалки, клюшки, спортивные игры) имеется спортивная площадка: мини-стадион, беговая дорожка, полоса препятствий, яма с песком для прыжков.
В ДОУ проводятся разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Их комплекс получил название “здоровьесберегающие технологии”.
Технологии сохранения и стимулирования здоровья
- Бодрящая гимнастика
- Динамические паузы
- Подвижные и спортивные игры.
- Пальчиковая гимнастика
- Дорожки здоровья
- Оздоровительный бег на свежем воздухе
- Дыхательная гимнастика
Технологии обучения здоровому образу жизни
- Физкультурные занятия
- Утренняя гимнастика: традиционная, нетрадиционная, сюжетная, ритмическая гимнастика.
- Спортивные игры
- Занятия по здоровому образу жизни
- Веселые старты
- Физкультурные досуги, праздники.
- Туризм (прогулки-походы);
- Дополнительные виды занятий: степ - аэробика, логоритмика, футбол.
В ДОУ ведётся работа с семьями воспитанников: оформление уголков здоровья, папок – передвижек, где представлены советы и рекомендации по оздоровлению и закаливанию детей. Родители активно принимают участие в спортивных конкурсах, физкультурных праздниках и досугах.
Выступление медсестры. Анализ состояния здоровья воспитанников группы.
Реализация физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ требует совместной деятельности педагогов и медицинской сестры. Важным звеном в системе совместной работы детского сада является проведение мониторинга физического развития ребенка. В начале каждого года педагогами и медицинской сестрой ДОУ проводится обследование физического здоровья детей - учитываются группы здоровья детей, индивидуальные особенности состояния здоровья, перенесенные инфекционные заболевания. По результатам обследования подбираются закаливающие мероприятия. Используя “Методику оценки физической подготовленности и физического развития детей дошкольного возраста” мы смогли определить уровни физического развития ваших детей. По результатам диагностики, проведенной в начале 2014-2015 учебного года:
- Высокий уровень физического развития детей - 40% (10 детей);
- Средний уровень физического развития детей - 40% (10 детей);
- Низкий уровень физического развития детей - 20% (5 детей).
Анализ результатов мониторинга позволил увидеть следующее:
- структура заболеваемости в динамике за период 2014-2015 г. представлена инфекционными заболеваниями и обусловлена группой острых респираторных инфекций;
- несмотря на изменения, происходящие сегодня в сфере нашего дошкольного образования, все же наблюдается тенденция ухудшения физического психического здоровья наших воспитанников.
Выступление инструктора по физической культуре “Условия для двигательной активности дошкольников дома”.
Здоровье детей во многом это зависит от природных данных ребенка, но большую роль в физическом развитии играет и то, насколько много уделяют ему внимания родители. На что же должна семья обращать особое внимание, заботясь о здоровье и физической культуре ребёнка?
1. Прежде всего, на организацию жизни, которая предусматривает продуманное чередование различных видов деятельности
2. Больше времени уделять таким видам деятельности, как игре, прогулке. Они способствуют укреплению здоровья, стимулируют рост, закаляют организм и обеспечивают необходимое восстановление сил.
3. Родители должны занимать позицию активного участника, своим примером показывать детям, что занятия физическими упражнениями необходимы для здоровья.
4. Необходимо оборудовать место для самостоятельной двигательной активности детей, освободив участок комнаты.
Для организации физкультурных занятий и игр необходимо иметь различного рода физкультурное оборудование. Основным компонентом предметно-развивающей среды являются комплексы “Домашний стадион”, тренажер “Попади в кольцо”, шведская стенка. Но, к сожалению, по разным причинам не всегда это возможно. И тогда вы можете купить в магазине кольца, веревочную лестницу, "тарзанку", качели, трапецию, канат и даже боксерскую грушу. Для занятий и игр также можно использовать диванные подушки, большие мягкие игрушки, массажные дорожки, специальные пластмассовые палки. В каждой семье обязательно должны быть: санки, велосипеды, лыжи, бадминтон, самокаты, трехколесные велосипеды, мячи, скакалку, кегли.
Практическая деятельность с родителями (некоторые варианты использования выше перечисленных предметов)
- Игры с мячом.
- Как можно легко и быстро сделать самый простой массажный коврик из игольчатого массажера — аппликатора Кузнецова?
- Игры с большой мягкой игрушкой.
- Полоса препятствий.
- Игры с диванными подушками.
Вывод: Важным педагогическим условием, которое обуславливает активность детей и оптимизирует двигательный режим дома, является развитие их интереса к систематическим занятиям физическими упражнениями. Для того чтобы интерес к спортивным играм не угасал, занятия проводить в игровой форме: поездка на парусном корабле, “Кругосветное путешествие”, “Мы - спортсмены”. Развитию у детей интереса к движениям способствуют беседы о физкультуре и спорте, экскурсии на стадион, просмотр тематических диафильмов и кинофильмов о большом спорте и известных спортсменах, спортивные праздники и олимпиады в учебных заведениях.
Воспитатель: Всем вам известно, что улучшить показатели здоровья возможно лишь в процессе взаимодействия педагогов и родителей на основе единых подходов. Однако по результатам анкетирования в этом направлении мы наблюдаем явно недостаточную активность родителей. Анкетирование родителей помогло выявить уровень грамотности в вопросах сохранения здоровья детей. Проанализировав данные анкеты, мы пришли к выводу, что хотя родители имеют высшее и среднее образование, уровень знаний в области воспитания привычки к здоровому образу жизни большинства из них невысокий. В целом родители осведомлены работой детского сада по оздоровлению, имеют представления о мероприятиях, проводимых в дошкольном учреждении, но не считаются активными участниками ЗОЖ. Большинство семей нуждается в помощи со стороны специалистов, хотя некоторые родители не осознают этой потребности, и воспитательный потенциал семьи не используется в полной мере.
Для улучшения положения сегодня важно нам, взрослым, осознать важность воспитания здорового ребенка, объединить наши усилия в укреплении здоровья наших детей. А что могут сделать родители для приобщения детей к здоровому образу жизни, вы увидите в выступлении наших родителей.
Представление семейного опыта по здоровьесбережению с использованием мультимедийных презентаций. (Выступление семьи Рочевых, Хандешиных, Мунтьян, пропагандирующих активные формы отдыха и здорового образа жизни.)
- Фильм “Мы за здоровый образ жизни”. (Рисунок 1)
- Стенгазета “Здоровые дети – мечта каждой семьи” (Рисунок 2)
- Фотоальбом “Мы за здоровый образ жизни” (Рисунок 3)
Завершающий этап
В сегодняшней встрече мы раскрыли проблемные вопросы по оздоровлению детей, приобщении их к здоровому образу жизни, создания традиций семейного физического воспитания. Уважаемые родители, поделитесь своими впечатлениями.
Вопросы к родителям:
- Какие вопросы, трудности возникали в процессе совместной работы.
- Какие вы приобрели новые знания и умения?
- Какие открытия сделали для себя в процессе конференции?
- Что оказалось полезным для вас? Что хотелось бы сделать иначе?
- Изменилось ли ваше отношение к проблеме.
Решение родительской конференции:
- создать необходимые условия для реализации потребности ребенка в двигательной активности в домашних условиях;
- организовать дома режим дня и питание, приближенное к детскому саду;
- систематически интересоваться полученными знаниями детьми по формированию здорового образа жизни и закреплять их дома.
Заключение
В завершение нашей встречи, мне бы хотелось напомнить, о том, здоровье ребёнка с первых дней жизни зависит от того микросоциума, который его окружает: семья и детский сад. Лишь при совместной целенаправленной деятельности родителей и педагогов может быть обеспечена положительная динамика показателей, характеризующих здоровье детей и их ориентацию на здоровый образ жизни.