Актуальность темы:
Я считаю, что тема очень актуальна, наши дети забывают о вежливых словах, поступках. В мероприятии обучающиеся встречаются со словами, которые помогут им в жизненной ситуации. Познакомятся с приемами вежливого отношения, общения на примерах поступков и дел разных героев, разыграют ситуации.
Цель | Формирование у учащихся ценностной ориентации, нравственного суждения, составление привил поведения, воспитание вежливого человека | ||||||
Задачи | Образовательная:
познакомить детей с хорошими манерами и
правилами поведения, с вежливыми словами; Воспитательная: воспитывать уважение к окружающим людям; Развивающая: развивать у обучающихся чувства такта; устную речь; обогащать словарный запас. |
||||||
Планируемый результат | Предметные | Формирование понятия “ вежливые слова”, повторение вежливых слов, определение места слов приветствия. Работа над понятием социальных норм и правил вежливости. | |||||
Личностные | Формирование учебно-познавательного интереса к материалу, обеспечение мотивации учащихся. | ||||||
Метапредметные | Поиск и извлечение значимой информации | ||||||
УУД | Регулятивные: формирование
умения планировать свои действия в соответствии
с поставленной задачей и условиями ее
реализации, осознание качества и уровня усвоения
материала, способность определять цель. Познавательные: постановка и решение проблемы (самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера) , осознанное построение речевого высказывания в устной речи. Коммуникативные: формирование умения работать с информацией, умение договариваться в разыгрывании ситуаций, проявление активности во взаимодействии для решения познавательных задач. |
||||||
Организация пространства | |||||||
Межпредметные связи | Формы работы | Ресурсы | |||||
Окружающий мир (знание вежливых слов, правила поведения в обществе). Развитие речи (обогащение словарного запаса обучающихся). Русский язык (знание орфограмм вежливых слов) Иностранный язык (чтение слова спасибо на разных языках) | Фронтальная, индивидуальная, в паре, групповая. | Мультимедийная презентация. Плакаты. Фломастеры. Книга А.Барто. “Медвежонок- невежа”. Стихотворение В.Осеева “Волшебное слово” |
|||||
Умения, характеризующие
достижения результата:
|
|||||||
Тип занятия: комбинированный | |||||||
Структура занятия: 1 этап. Мотивация к деятельности. 2 этап. Учебно-познавательная деятельность. а) Актуализация знаний учащихся. (Фонетическая зарядка.) б) Расширение знаний. (Анализ ситуаций. Инсценировки. Анализ стихотворения). в) Физминутка. 3 этап. Закрепление. (Игры в слова. Инсценировки.) 4 этап. Заключительная часть. (Составление правил вежливости.) 5 этап. Рефлексия. Итог занятия. |
|||||||
I этап. Мотивация к деятельности | |||||||
Цель – включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне | |||||||
УУД: Регулятивные: формирование умения организовывать рабочее место. Личностные: обеспечение мотивации учащихся. |
Деятельность обучающихся: Ученики
заходят в зал, рассаживаются, читают слова
“Добро пожаловать!” (слайд 1) Слушают
стихотворение. Друзья, вот вам на всякий случай Деятельность учителя: Какие необыкновенные слова вы услышали в стихотворении? Какую ошибку заметили? |
||||||
II этап. Учебно-познавательная деятельность | |||||||
1. Актуализация знаний обучающихся | |||||||
Цель – актуализация знаний учащихся о вежливых словах, обеспечение включения учащихся в совместную деятельность по определению целей и темы учебного занятия | |||||||
УУД: Регулятивные: Выполнение учебных действий (умение слушать и слышать) Познавательные: Формулирование проблемы. Коммуникативные: Проявление активности во взаимодействии для решения познавательных задач. |
Деятельность учителя: Предлагает детям подписать на солнечных лучиках вежливые слова. Подводит учащихся к определению темы и цели занятия. - Как вы думаете, с каким человеком приятно общаться? - Какие слова употребляет воспитанный человек? - Как вы считаете, достаточно ли человеку только знать вежливые слова? - Что должен знать и соблюдать человек? - Определите тему занятия. Какую цель поставим? (2 слайд) - Послушайте стихотворение. Что такое “здравствуй”? Лучшее из слов. |
Деятельность обучающихся: каждый
класс зачитывает свои слова, читают вместе на
слайде вежливые слова. (3 слайд) Слушают чтение стихотворения подготовленного ученика. Находят слова. Формулируют тему и цель занятия. |
|||||
Деятельность учителя: - Какое слово часто встречалось? Предлагаю прочитать “спасибо” на разных языках (4слайд) Греческий: Evkaristo (эфхаристо) |
Деятельность обучающихся: Повторяют слова на разных языках. |
||||||
2. Расширение знаний о вежливых
словах. (Анализ ситуаций. Инсценировка и анализ стихотворения) |
|||||||
Цель – обеспечение восприятия, осмысления и первичное запоминание материала | |||||||
УУД: Личностные: отражение внутренней позиции обучающегося. Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, вносить коррективы в способ действия. Познавательные: преобразование практической задачи в познавательную. Коммуникативные: высказывание своего мнения; выслушивание мнения других, инициативное сотрудничество, коррекция и оценка действий. |
Деятельность учителя: - Решим вместе задачи. - Мальчик крикнул прохожему: “Скажите, сколько сейчас часов?” - Обращаясь к прохожему, мальчик допустил 3 ошибки. (5слайд) - Прослушайте стихотворение, и ответьте на вопрос: “Вежлив ли Витя?” ВЕЖЛИВ ЛИ ВИТЯ? Малыша обидел Витя, |
Деятельность обучающихся: Слушают и решают задачи. Стихотворение читает подготовленный ученик. Участвуют в инсценировке ситуаций, анализируют, исправляют ошибки. Работают в группе, в паре.
Анализируют стихотворение “Вежлив ли Витя?” |
|||||
– Как вы считаете, вежлив ли Витя?
Почему? – Скажите, с какими словами вы утром встречаете взрослых? – С какими словами приветствия обращаетесь к товарищам? к соседям? – Что говорите перед сном родным? – Почему мы говорим именно эти слова? |
Отвечают на вопросы. | ||||||
Вывод: Эти слова выражают
пожелание того, чтобы любой день, даже хмурый,
дождливый, принес родным и знакомым людям
радость в выполнении работы на службе и дома,
чтобы в этот день и у мамы, и у папы не было
никаких неприятностей; чтобы в семье все было
спокойно и радостно. Да и себе говорящий создаст
день добрым. – Каким тоном надо произносить приветствие? – Когда говорим слова “простите”, “извините”? |
Делают вывод. | ||||||
– Познакомимся с интересным явлением – интонацией. Когда мы говорим, важно не только то, что говорим, но и с какой интонацией. Произнесите слово “пожалуйста” с разной интонацией. | Произносят слова в разной интонации. | ||||||
(6 слайд) Ситуации. Автор. Леночка сидела в трамвае. Она все время вертелась и болтала ногами. Ее соседка отодвинулась. Она боялась, что Лена испачкает ее пальто. Старушка. -Девочка, сиди, пожалуйста, спокойно! Так нельзя себя вести. Автор. Заметила старушка, сидевшая напротив. Лена. - А что я сделала? Подумаешь! Пожалуйста! Буду сидеть спокойно. Автор. И Лена, надувшись, стала смотреть в окно. – И девочка, и старушка произнесли одно и то же слово “пожалуйста”, но с одинаковым ли выражением лица и тембром голоса было произнесено это слово? Слово учителя. Лена с недовольным лицом и презрительным тоном произнесла это слово. Она не извиняется за то, что побеспокоила соседку, а ведет себя так, словно делает одолжение взрослым, говоря: “Да, я знаю ваши вежливые слова, но они для меня ничего не значат”. Согласны вы с таким суждением? |
Инсценируют ситуации.
Делают вывод о Лене, о том какую интонацию надо использовать при общении. |
||||||
3 Физминутка | |||||||
Цель проведения: профилактика утомления, нарушения осанки, зрения и психоэмоциональная разрядка | |||||||
УУД: Познавательные: построение логической цепи рассуждения Личностные: важность исполнения роли хорошего ученика, важность и береж ное отношение к своему здоровью |
Деятельность учителя: Читает слова на слайде, показывает движения. (7 слайд) - Какие слова встретились в тексте? - Что значит “До свидания”? - Какое правило можно составить к слову? Вечер приближается (разведите руки в стороны), |
Деятельность обучающихся: Повторяют слова и действия. Отвечают на вопрос. Составляют правила. |
|||||
III этап. Закрепление. (Игры в слова. Инсценировки.) |
|||||||
Цель – выявление пробел, формирование у обучающихся умения выделять и исправлять ошибки. | |||||||
УУД: Личностные: самоопределение (мотивация учения) Регулятивные: планирование определения последовательности проме жуточных целей с учетом конечного результата Коммуникативные: управление поведением партнера выражать свои мысли Познавательные: знаково-символические, логические, находить ответы на вопросы, используя информацию полученную на мероприятии. |
Деятельность учителя: Найдите лишнее слово: РУГАТЬ, ХАЯТЬ, ЖУРИТЬ, ХВАЛИТЬ, БРАНИТЬ - В закодированных вежливых словах потерялась буква. СП-С-Б-, П-Ж-Л-ЙСТ-, Б-ДЬТ- Д-БР-, СП-К-Н-Й Н-Ч- (8 слайд) - Хотели ли вы общаться с человеком, который отвечает вам грубо? Читает ученик. Настанет, друзья, - Какое лекарство вы бы придумали для грубых детей? |
Деятельность обучающихся: Отгадывают орфограммы, читают слова, объясняют значение слов, составляют правила на слова.
Слушают стихотворение.
Работают в группе, дают ответы: какое бы они придумали лекарство. |
|||||
IV этап. Заключительная часть. (Составление правил вежливости.) |
|||||||
Цель – установление
правильности и осознанности обучающимися
рассматриваемого материала, формирование умения составлять правила, выделять и исправлять ошибки. |
|||||||
УУД: Регулятивные: составление плана и последовательности действий; контроль и коррекция (сличение с эталоном, внесение коррекции) Коммуникативные: работа в паре, участие в диалоге, сотрудничество Познавательные: работа с информацией. |
Деятельность учителя: А) Зачитывает задачи о героях (Кролик, Вини-Пух, Сова) о том, как они ведут себя за столом в обед. ( слайд 10) * Как только Винни-Пух увидел горшочек мёда на столе, сразу схватил его и весь слопал; * Кролик положил все 4 лапки на стол и при этом громко свистел; * ослик Иа ковырял в носу и чавкал; *Сова повязала на шею салфеточку, пожелала приятного аппетита всем сидящим за столом, а крылышки сложила так, чтобы никому не мешать; Б) Правила вежливости. (11 слайд) – Кто такой невежа? (Кто знает правила, но не применяет их в жизни.) – Напомним друг другу о п р а в и л а х ведения беседы: * Надо смотреть на того, с кем разговариваешь невежливо смотреть в сторону, отворачиваться * Нельзя говорить только о себе, надо уметь слушать других. * Не следует во время разговора размахивать руками, теребить одежду собеседника. * Во время разговора не стараться перекричать другого собеседника. Какие правила вы еще добавите? |
Деятельность обучающихся: Называют героя, который правильно соблюдает правила этикета, составляют правила, исправляют ошибки. Читают хором правила на слайде. Отвечают на вопрос. |
|||||
V этап. Рефлексия. Итог занятия. | |||||||
Цель – формирование у школьников самооценку, фиксация нового содержания изученного | |||||||
УУД: Личностные: смыслообразование (уметь находить ответ на поставленный вопрос) Регулятивные: учиться совместно давать эмоциональную оценку деятельности коллектива на мероприятии Коммуникативные: формулировка собственного мнения и позиции. |
Деятельность учителя: Слово учителя. Вежливым человеком не рождаются, а становятся. От вас требуется умение самим следить за собой, понимать, как необходимо себя вести в разных ситуациях. Не обижаться на взрослых, если те делают замечание. Ведь доброе слово человеку, что дождь в засуху. - Что интересного и полезного вы узнали на занятии? - Какие правила вежливости вы будете соблюдать? - Что понравилось? - Что показалось трудным? |
Деятельность обучающихся: Подводят итог занятия.
Отвечают на вопросы. Оценивают актуальность занятия. |