Внеклассное мероприятие «Да здравствует вежливость!»

Разделы: Начальная школа


Актуальность темы:

Я считаю, что тема очень актуальна, наши дети забывают о вежливых словах, поступках. В мероприятии обучающиеся встречаются со словами, которые помогут им в жизненной ситуации. Познакомятся с приемами вежливого отношения, общения на примерах поступков и дел разных героев, разыграют ситуации.

Презентация.

Цель Формирование у учащихся ценностной ориентации, нравственного суждения, составление привил поведения, воспитание вежливого человека
Задачи Образовательная: познакомить детей с хорошими манерами и правилами поведения, с вежливыми словами;

Воспитательная: воспитывать уважение к окружающим людям;

Развивающая: развивать у обучающихся чувства такта; устную речь; обогащать словарный запас.

Планируемый результат Предметные Формирование понятия “ вежливые слова”, повторение вежливых слов, определение места слов приветствия. Работа над понятием социальных норм и правил вежливости.
Личностные Формирование учебно-познавательного интереса к материалу, обеспечение мотивации учащихся.
Метапредметные Поиск и извлечение значимой информации
УУД Регулятивные: формирование умения планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, осознание качества и уровня усвоения материала, способность определять цель.

Познавательные: постановка и решение проблемы (самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера) , осознанное построение речевого высказывания в устной речи.

Коммуникативные: формирование умения работать с информацией, умение договариваться в разыгрывании ситуаций, проявление активности во взаимодействии для решения познавательных задач.

Организация пространства
Межпредметные связи Формы работы Ресурсы
Окружающий мир (знание вежливых слов, правила поведения в обществе). Развитие речи (обогащение словарного запаса обучающихся). Русский язык (знание орфограмм вежливых слов) Иностранный язык (чтение слова спасибо на разных языках) Фронтальная, индивидуальная, в паре, групповая. Мультимедийная презентация.

Плакаты. Фломастеры.

Книга А.Барто. “Медвежонок- невежа”.

Стихотворение В.Осеева “Волшебное слово”

Умения, характеризующие достижения результата:
  • умение использовать вежливые слова,
  • применение правил поведения в обществе,
  • правильное употребление вежливых слов,
  • совместно договариваться о роли в ситуациях, следовать правилам работы в паре, группе.
Тип занятия: комбинированный
Структура занятия:

1 этап. Мотивация к деятельности.

2 этап. Учебно-познавательная деятельность.

а) Актуализация знаний учащихся. (Фонетическая зарядка.)

б) Расширение знаний. (Анализ ситуаций. Инсценировки. Анализ стихотворения).

в) Физминутка.

3 этап. Закрепление. (Игры в слова. Инсценировки.)

4 этап. Заключительная часть. (Составление правил вежливости.)

5 этап. Рефлексия. Итог занятия.

I этап. Мотивация к деятельности
Цель – включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне
УУД:

Регулятивные: формирование умения организовывать рабочее место.

Личностные: обеспечение мотивации учащихся.

Деятельность обучающихся: Ученики заходят в зал, рассаживаются, читают слова “Добро пожаловать!” (слайд 1) Слушают стихотворение.

Друзья, вот вам на всякий случай
Стихи о мальчике одном:
Его зовут... а впрочем, лучше
Мы здесь его не назовем.
“Спасибо”, “здравствуйте”, “простите”
Произносить он не привык.
Простого слова “извините”
Не одолел его язык.
Ему бывает часто лень
Сказать при встрече: “Добрый день!”
Казалось бы, простое слово,
А он стесняется, молчит.
И в лучшем случае “здорово!”
Он вместо “здравствуй!” говорит.
А вместо слова “до свидания!”
Не говорит он ничего
Иль заявляет на прощание:
Ну, я пошел... Пока! Всего!”
А.Барто

Деятельность учителя: Какие необыкновенные слова вы услышали в стихотворении? Какую ошибку заметили?

II этап. Учебно-познавательная деятельность
1. Актуализация знаний обучающихся
Цель – актуализация знаний учащихся о вежливых словах, обеспечение включения учащихся в совместную деятельность по определению целей и темы учебного занятия
УУД:

Регулятивные:

Выполнение учебных действий (умение слушать и слышать)

Познавательные: Формулирование проблемы.

Коммуникативные:

Проявление активности во взаимодействии для решения познавательных задач.

Деятельность учителя:

Предлагает детям подписать на солнечных лучиках вежливые слова. Подводит учащихся к определению темы и цели занятия.

- Как вы думаете, с каким человеком приятно общаться?

- Какие слова употребляет воспитанный человек?

- Как вы считаете, достаточно ли человеку только знать вежливые слова?

- Что должен знать и соблюдать человек?

- Определите тему занятия. Какую цель поставим? (2 слайд)

- Послушайте стихотворение.

Что такое “здравствуй”?

Лучшее из слов.
Потому что “здравствуй”
Значит “будь здоров”.
Правило запомни,
Знаешь – повтори.
Старшим это слово
Первым говори.
Вечером расстались,
Встретились с утра,
Значит, слово “здравствуй”
Повторить с утра.

Деятельность обучающихся: каждый класс зачитывает свои слова, читают вместе на слайде вежливые слова. (3 слайд)

Слушают чтение стихотворения подготовленного ученика.

Находят слова.

Формулируют тему и цель занятия.

Деятельность учителя:

- Какое слово часто встречалось? Предлагаю прочитать “спасибо” на разных языках (4слайд)

Греческий: Evkaristo (эфхаристо)
Грузинский: Mahd-lobt (мадлобт)
Датский: Tak (цак)
Ирландский: Go raibh maith agat (го рай мас агат)
Исландский: Takk (таак)
Итальянский: Grazie (грацие)
Испанский: Gracias (грасиас)
Чешский Czech: Dekuju (дякую)
Шведский: Tack (таак)
Японский: Domo arigato (домо аригато)

Деятельность обучающихся:

Повторяют слова на разных языках.

2. Расширение знаний о вежливых словах.

(Анализ ситуаций. Инсценировка и анализ стихотворения)

Цель – обеспечение восприятия, осмысления и первичное запоминание материала
УУД:

Личностные: отражение внутренней позиции обучающегося.

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, вносить коррективы в способ действия.

Познавательные: преобразование практической задачи в познавательную. Коммуникативные: высказывание своего мнения; выслушивание мнения других, инициативное сотрудничество, коррекция и оценка действий.

Деятельность учителя:

- Решим вместе задачи.

- Мальчик крикнул прохожему: “Скажите, сколько сейчас часов?”

- Обращаясь к прохожему, мальчик допустил 3 ошибки. (5слайд)

- Прослушайте стихотворение, и ответьте на вопрос: “Вежлив ли Витя?”

ВЕЖЛИВ ЛИ ВИТЯ?

Малыша обидел Витя,
Но пред школою в строю
Витя просит:
“Извините, я ошибку признаю”.
На урок пришел учитель,
Положил на стол журнал,
Следом Витя:
“Извините, я немного опоздал”.
– Тихомиров!
Покажите нам на карте город Псков.
– Извините, – шепчет Витя, –
Я к уроку не готов!
Мы поспорили с Наташей:
Вежлив Витя или нет?
Разберитесь в нашем споре
И пришлите нам ответ.

Деятельность обучающихся:

Слушают и решают задачи.

Стихотворение читает подготовленный ученик.

Участвуют в инсценировке ситуаций, анализируют, исправляют ошибки.

Работают в группе, в паре.

 

 

 

Анализируют стихотворение “Вежлив ли Витя?”

– Как вы считаете, вежлив ли Витя? Почему?

– Скажите, с какими словами вы утром встречаете взрослых?

– С какими словами приветствия обращаетесь к товарищам? к соседям?

– Что говорите перед сном родным?

– Почему мы говорим именно эти слова?

Отвечают на вопросы.
Вывод: Эти слова выражают пожелание того, чтобы любой день, даже хмурый, дождливый, принес родным и знакомым людям радость в выполнении работы на службе и дома, чтобы в этот день и у мамы, и у папы не было никаких неприятностей; чтобы в семье все было спокойно и радостно. Да и себе говорящий создаст день добрым.

– Каким тоном надо произносить приветствие?

– Когда говорим слова “простите”, “извините”?

Делают вывод.
– Познакомимся с интересным явлением – интонацией. Когда мы говорим, важно не только то, что говорим, но и с какой интонацией. Произнесите слово “пожалуйста” с разной интонацией. Произносят слова в разной интонации.
   
(6 слайд) Ситуации.

Автор. Леночка сидела в трамвае. Она все время вертелась и болтала ногами. Ее соседка отодвинулась. Она боялась, что Лена испачкает ее пальто.

Старушка. -Девочка, сиди, пожалуйста, спокойно! Так нельзя себя вести.

Автор. Заметила старушка, сидевшая напротив.

Лена. - А что я сделала? Подумаешь! Пожалуйста! Буду сидеть спокойно.

Автор. И Лена, надувшись, стала смотреть в окно.

– И девочка, и старушка произнесли одно и то же слово “пожалуйста”, но с одинаковым ли выражением лица и тембром голоса было произнесено это слово?

Слово учителя. Лена с недовольным лицом и презрительным тоном произнесла это слово. Она не извиняется за то, что побеспокоила соседку, а ведет себя так, словно делает одолжение взрослым, говоря: “Да, я знаю ваши вежливые слова, но они для меня ничего не значат”. Согласны вы с таким суждением?

 

Инсценируют ситуации.

 

 

Делают вывод о Лене, о том какую интонацию надо использовать при общении.

3 Физминутка
Цель проведения: профилактика утомления, нарушения осанки, зрения и психоэмоциональная разрядка
УУД:

Познавательные: построение логической цепи рассуждения

Личностные: важность исполнения роли хорошего ученика, важность и береж ное отношение к своему здоровью

Деятельность учителя:

Читает слова на слайде, показывает движения.

(7 слайд)

- Какие слова встретились в тексте?

- Что значит “До свидания”?

- Какое правило можно составить к слову?

Вечер приближается (разведите руки в стороны),
Вьюга начинается (покачайте над головой руками из стороны в сторону).
Крепчает мороз (с усилием сожмите кулаки) —
Щиплет щеки, щиплет нос (пальцами слегка
ущипните щеки и нос) |
Руки стали замерзать (потрите ладони)
Надо их отогревать (подышите на ладони).
Вечер приближается (разведите руки в стороны),
Темнота сгущается. Нам домой давно пора:
— До свиданья! — До утра!

Деятельность обучающихся:

Повторяют слова и действия.

Отвечают на вопрос.

Составляют правила.

III этап. Закрепление.

(Игры в слова. Инсценировки.)

Цель – выявление пробел, формирование у обучающихся умения выделять и исправлять ошибки.
УУД:

Личностные: самоопределение (мотивация учения)

Регулятивные: планирование определения последовательности проме жуточных целей с учетом конечного результата Коммуникативные: управление поведением партнера выражать свои мысли

Познавательные: знаково-символические, логические, находить ответы на вопросы, используя информацию полученную на мероприятии.

Деятельность учителя:

Найдите лишнее слово:

РУГАТЬ, ХАЯТЬ, ЖУРИТЬ, ХВАЛИТЬ, БРАНИТЬ

- В закодированных вежливых словах потерялась буква. СП-С-Б-, П-Ж-Л-ЙСТ-, Б-ДЬТ- Д-БР-, СП-К-Н-Й Н-Ч- (8 слайд)

- Хотели ли вы общаться с человеком, который отвечает вам грубо?

Читает ученик.

Настанет, друзья,
Счастливое время,
Настанут чудесные дни.
Ребята приветливы будут со всеми,
Грубить перестанут они.
Пусть грубость исчезнет навеки,
Пускай по рецептам врачей
Появятся в каждой аптеке
Лекарства для грубых детей.

- Какое лекарство вы бы придумали для грубых детей?

Деятельность обучающихся:

Отгадывают орфограммы, читают слова, объясняют значение слов, составляют правила на слова.

 

 

 

Слушают стихотворение.

 

 

Работают в группе, дают ответы: какое бы они придумали лекарство.

IV этап. Заключительная часть.

(Составление правил вежливости.)

Цель – установление правильности и осознанности обучающимися рассматриваемого материала,

формирование умения составлять правила, выделять и исправлять ошибки.

УУД:

Регулятивные: составление плана и последовательности действий; контроль и коррекция (сличение с эталоном, внесение коррекции)

Коммуникативные:

работа в паре, участие в диалоге, сотрудничество

Познавательные: работа с информацией.

Деятельность учителя:

А) Зачитывает задачи о героях (Кролик, Вини-Пух, Сова) о том, как они ведут себя за столом в обед. ( слайд 10)

* Как только Винни-Пух увидел горшочек мёда на столе, сразу схватил его и весь слопал;

* Кролик положил все 4 лапки на стол и при этом громко свистел;

* ослик Иа ковырял в носу и чавкал;

*Сова повязала на шею салфеточку, пожелала приятного аппетита всем сидящим за столом, а крылышки сложила так, чтобы никому не мешать;

Б) Правила вежливости. (11 слайд)

Кто такой невежа? (Кто знает правила, но не применяет их в жизни.)

– Напомним друг другу о п р а в и л а х ведения беседы:

* Надо смотреть на того, с кем разговариваешь невежливо смотреть в сторону, отворачиваться

* Нельзя говорить только о себе, надо уметь слушать других.

* Не следует во время разговора размахивать руками, теребить одежду собеседника.

* Во время разговора не стараться перекричать другого собеседника.

Какие правила вы еще добавите?

 Деятельность обучающихся:

Называют героя, который правильно соблюдает правила этикета, составляют правила, исправляют ошибки. Читают хором правила на слайде.

Отвечают на вопрос.

V этап. Рефлексия. Итог занятия.
Цель – формирование у школьников самооценку, фиксация нового содержания изученного
УУД:

Личностные:

смыслообразование (уметь находить ответ на поставленный вопрос)

Регулятивные: учиться совместно давать эмоциональную оценку деятельности коллектива на мероприятии

Коммуникативные: формулировка собственного мнения и позиции.

Деятельность учителя:

Слово учителя. Вежливым человеком не рождаются, а становятся. От вас требуется умение самим следить за собой, понимать, как необходимо себя вести в разных ситуациях. Не обижаться на взрослых, если те делают замечание. Ведь доброе слово человеку, что дождь в засуху.

- Что интересного и полезного вы узнали на занятии?

- Какие правила вежливости вы будете соблюдать?

- Что понравилось?

- Что показалось трудным?

Деятельность обучающихся:

Подводят итог занятия.

 

 

Отвечают на вопросы.

Оценивают актуальность занятия.