Специфика преподавания английского языка в начальной школе

Разделы: Иностранные языки


Хотя чужое знание может нас кое-чему научить,
мудр бываешь лишь собственной мудростью.
М.Монтель

Переход к раннему обучению ИЯ широко внедряется в практику. К младшим школьникам приходят опытные учителя, работающие в средней школе, порой малознакомые со спецификой раннего обучения, с целью и задачами обучения в начальной школе, что создает определенные трудности. На мой взгляд, учителю необходимо изучить психологические особенности младших школьников, чтобы строить учебный процесс природосообразно. Учителю необходимо ознакомиться с общедидактическими принципами обучения в начальной школе, чтобы “вписаться” в учебно-воспитательный процесс. Учителю необходимо учитывать специфику предмета АЯ и выработать оптимальную методику обучения АЯ для указанной возрастной группы. Поэтому стоит более подробно остановиться на этих вопросах, трудностях, чаще всего имеющих объективный характер.

Раннее обучение АЯ будет успешным, если оно согласовано с человеческой природой и законами ее развития, совпадает с естественным путем познания, соответствующим психофизиологическим особенностям младших школьников. Учет возрастных особенностей помогает учителю в полной мере использовать благоприятные предпосылки данного возраста и преодолеть объективные трудности организации учебного процесса.

Ни для кого не секрет, что методика преподавания любого предмета в начальной школе и в среднем звене значительно разнятся, это правило действует и для уроков английского языка в младших классах. От учителя требуется не только отличное знание методики преподавания своего предмета, но и учет психологических особенностей учащихся младшего школьного возраста.

При подготовке к урокам в начальной школе необходимо предусмотреть задания, ориентированные на различные виды восприятия учащихся: зрительную опору, озвучивание, письмо и практические действия. Особенно важно такое сочетание при изучении нового материала.

Озвучивание любого материала всегда присутствует на уроке: либо учитель сам произносит (прочитывает) новую лексику или грамматику, объясняет правило, либо пользуется аудиозаписью. Естественно, предпочтительнее использование на уроках аудиоматериалов с записью носителей иностранного языка. Такие материалы доступны, прилагаются к каждому учебно-методическому комплекту по иностранному языку. К сожалению, не все учителя и не постоянно используют аудиозапись на уроке, часто в разговорах с учителями английского языка в начальной школе можно услышать “Меня дети лучше понимают”. Конечно, это так, но речь носителя языка значительно отличается от учительской, дети привыкают слышать лишь один акцент и в результате испытывают трудности не только при аудировании материалов, записанных иностранцами, но и при общении с другим педагогом! Так же хочется обратить внимание на такой аспект как зрительное восприятие говорящего: при общении с учителем ученик не только слышит речь педагога, но и наблюдает за его артикуляцией, что значительно упрощает восприятие, тогда как в аудиозаписи он лишен такой возможности, так же как и при разговоре по телефону. Таким образом, удачное сочетание различных видов слухового восприятия при обучении иностранному языку на начальном этапе будет способствовать снятию трудностей при общении ребенка на иностранном языке в будущем.

Огромную роль в начальной школе имеет и продолжительность звучания записи. Если в аудиоматериалах к УМК этот аспект продуман авторами-составителями, то при использовании дополнительных пособий учителю важно помнить, что длительность звучания текста для полного понимания должна быть около 1 минуты. Естественно, при использовании в дополнение к аудиоматериалу видеоряда несколько удлиняет звучание.

Ведение урока в начальной школе на иностранном языке, постоянное использование фраз классного обихода, частые повторения различных структур в речи учителя приводят к улучшению запоминания, узнавания знакомых фраз и выражений.

При предъявлении зрительного ряда необходимо пользоваться правилом “Учебника не достаточно!” и готовить к каждому уроку наглядность (в электронном варианте или печатном для презентации на доске). В современных условиях все большее значение при визуализации материала приобретают средства ИКТ: интерактивная доска, компьютер, проектор. Но и в данном случае важно учитывать особенности восприятия малышей. Конечно, им нравится всё яркое и броское, но необходимо помнить, что мы предъявляем прежде всего учебный материал, а не просто набор красивых картинок или слайдов.

Следующий аспект, на котором хотелось бы заострить внимание, это говорение. Данный вид речевой деятельности тесно связан с фонетикой и грамматикой. Обучение фонетическому строю изучаемого языка – долгий и кропотливый труд. Запись транскрипции – это еще один шрифт, который приходится изучать малышам, что, конечно, является трудностью для наших учеников. Для обучения фонетике я разработала ряд зрительных опор, как в печатном, так и в компьютерном виде. Подробнее с данными разработками и методикой работы с ними можно ознакомиться в библиотеке творческой группы. Хорошо поставленное произношение влияет не только на качество говорения нашего ученика, но и на уровень его понимания собеседника, т.к. влияет на развитие внутреннего слуха. При собственном неверном произнесении отдельных звуков или слов говорящий неверно слышит, а соответственно и распознает, речь собеседника.

Обучение фонетическому строю можно производить как на новом, так и на знакомом материале; можно отрабатывать звук, слово, фразу или использовать для фонетической зарядки короткие стихотворения. Главное, чтобы данный вид работы был интересен ученикам. Наиболее эффективна работа от звука к фразе, т.е. при знакомстве с новым или повторении уже знакомого звука ребята сначала повторяют звук, затем слово с ним, затем фразу с этим словом и так по нарастающей: [w] – why – Why do you cry? и т.д. Очень полезным видом работы является звуковой анализ слова: можно предложить ребятам найти звук и просигнализировать его местоположение в слове. Здесь подойдет любая сигнализация: можно хлопать, показывать разноцветные карточки. Отрабатывать звуки можно и на грамматическом материале, лучше, когда грамматические структуры представлены в коротких, легко запоминающихся стихотворениях. Например,

This is my mother,
This is my father,
This is my brother Paul.
This is my aunt
And this is my uncle.
How I love them all!

Использование стихотворений позволяет провести работу сразу в нескольких направлениях: отработать произношение, закрепить или выучить новый лексический и грамматический материал. Такая работа не требует большой подготовки учителя к уроку, но всегда интересна ученикам и приносит хорошие результаты.

УМК различных авторов при изучении грамматических структур предлагают использовать схемы предложений. В начале работы (1-2 четверти 2 класса) данный вид деятельности вызывает огромные затруднения у ребят, но уже во втором полугодии 2 класса схемы служат хорошим подспорьем при работе с грамматикой. Ребята охотно составляют схемы предложения и “расшифровывают” их. Такая работа учитывает не только потребности визуалов, но и преобладание наглядно-образного восприятия младших школьников.

При разучивании и последующем воспроизведении диалогов можно использовать предметы или картинки, ребятам очень интересно, когда в “магазине” они могут не только поговорить по-английски, но и “купить”, потрогать “покупку”. Этот вид работы позволяет задействовать и особенности восприятия кинестетиков, и ведущий вид деятельности – игру.

Игровые приемы вообще должны присутствовать на всех уроках в начальной школе. Это не означает, что на каждый урок придумываются какие-то сложные костюмы и прочие атрибуты. Порой достаточно небольших игровых приемов, чтобы активизировать работу на уроке, удержать или привлечь внимание учеников. Такими приемами могут стать:

“Снежный ком”. Игру можно проводить в двух вариантах. Вариант 1: первый ребенок называет слово, второй добавляет свое слово так, чтобы получилось словосочетание, третий добавляет еще одно и так пока не получится предложение. При достаточном уровне подготовки игру можно продолжать до составления текста. Пример: a bear - a brown bear – a brown bear lives – a brown bear lives in the forest. Вариант 2 способствует развитию памяти и запоминанию лексического материала: детям предлагается вспомнит слова по теме “N”. При этом каждый ребенок должен повторить все слова, сказанные ребятами до него и прибавить свое. Пример: слова по теме “Животные” a bear – a bear, a cat, - a bear, a cat, a dog и т.д.

Игра с мячом позволяет провести отработку практически любого материала, необходимого учителю. Вариантов игровых приемов с мячом – великое множество! Несколько примеров из моей практики:

“Переводчик”. Дает хороший результат при изучении лексики. Учитель кидает мяч ученику и произносит слово по-английски, ученик, кидая мяч обратно, должен перевести слово на русский язык. Следующим этапом (это сложнее для ребят) учитель произносит слова по-русски, ученики – переводят на английский. В дальнейшем данную работу можно расширить до предложения. Пример: a cat – кошка, a dog – собака и наоборот.

“Переделки”. Использую для закрепления грамматических явлений. Учитель называет слово или словосочетание и кидает мяч ученику, ребёнок должен изменить слово в соответствии с требованиями задания и бросить мяч обратно. Примером таких заданий могут быть выбор артикля a/an: bear- a bear, owl – an owl, образование множественного числа имен существительных: a cat – cats, a fox – foxes или отработка образования Present Simple у глаголов в 3 лице единственного числа: read – reads, write – writes и многое другое.

“Цепочка”. Так же возможно использование различных вариантов. Передавая мяч друг другу по цепочке, учащиеся должны назвать слова по теме или задать соседу справа вопрос и ответить на вопрос соседа слева. Список игр с мячом можно продолжать до бесконечности. Такие игры не требуют особой подготовки, но ребята всегда с удовольствием участвуют в них.

“Угадай предмет”. Служит для активизации или отработки изученного лексического материала. Учитель на доске схематично рисует предмет, а учащиеся должны отгадать как можно раньше, что загадал учитель. Далее игру может вести ученик, первым отгадавший слово.

“Черный ящик”. Для данной игры можно использовать коробку или пакет с непрозрачными стенками.

  • Вариант 1: служит для отработки вопросов. Ученик, задавая общие вопросы, должен угадать, что лежит в коробке (мешке).
  • Вариант 2: помогает отработать описание предмета. Ученик ощупывает предмет, находящийся в мешке (коробке) и параллельно описывает его для класса: “It is small. It has a tail.” и т.д. В результате он должен отгадать, что же было в мешке.

“Все слова на букву ...”. Данный игровой прием можно использовать в конце четверти или окончании изучении темы. Служит для отработки лексики. Для проведения игры необходим алфавит. Ученик с закрытыми словами показывает на плакате с алфавитом букву. Класс должен вспомнить как можно больше слов, начинающихся с этой буквы. Выигрывает тот, кто вспомнит таких слов больше, он же и выбирает следующую букву. Если такой вариант сложен для ваших учеников, можно называть слова, содержащие данную букву, независимо от её местоположения в слове. Подобным образом можно строить и работу со звуком, для такого вариант необходимо запастись печатным вариантом фонетических значков.

При обучении чтению так же можно использовать игровые приемы. Это могут быть различные шарады по теме текста, ребусы и путаницы. “Составить из слов предложение”, “Составить из букв слова”, - все эти задания способствуют развитию внимания и усидчивости учащихся, а так же позволяют закрепить звуко-буквенный состав слов, порядок слов в предложении, на основе результатов выполнения данных заданий можно повторить правила чтения или грамматики.

Конечно, далеко не все аспекты освещены в данной статье. В заключение - несколько советов, которые пригодятся любому учителю, работающему в начальной школе.

Обратите особое внимание на свою наглядность и, особенно, на презентации: если Ваши разработки обилуют анимацией и звуками, все яркое до ряби в глазах, то не удивляйтесь, что дети Вас не видят и не слышат, они просто стараются рассмотреть то, что Вы для них смастерили! Такой же эффект можно получить, придя на урок в новом платье, особенно с яркими и необычными аксессуарами – все внимание учеников будет направлено на восхищение Вами, про урок они даже не вспомнят!

Обратный результат можно получить, предъявив ребятам наглядность “обогащенную” текстом: самые усердные будут стараться прочесть, что за надпись перед ними, а ученики послабее просто сразу потеряют интерес к уроку...

Не ругайте ребёнка, даже если он вытворил что-то из ряда вон выходящее. Лучше удивитесь. Вместо того, чтобы кричать “Что ты натворил, негодник этакий?!” спросите “И как это ты умудрился?” Поверьте, в следующий раз малыш будет внимательнее.

Никогда не обсуждайте отрицательные стороны или ошибки в работе в уничижительном для ученика тоне – он просто потеряет к Вам уважение. И забудьте фразы “Ну, собственно, как всегда, другого я и не ожидала”. Вы должны ждать другого! Мысль о том, что учитель в него верит, придаст ребёнку уверенности и поможет справиться с трудностями.

Ваши дети устали и уже не так внимательны, как хотелось бы? Проведите физминутку! В младших классах допускаются 2 разминки за урок, т.е. примерно через каждые 15 минут урока. И это время тоже можно провести с пользой: вспомнить стишок, песенку, лексику.

Пообщайтесь с ребятами на переменке. Поверьте, Вы узнаете много интересного для себя, начиная с проблем самого ребенка и заканчивая информацией о том, что “Вы – самая лучшая!”

Удачи Вам и творческих успехов!

Источники:

1.https://urok.1sept.ru/articles/589945/

2. http://www.virtualacademy.ru/news/metodika-prepodavanija-anglijskogo-jazyka-v-nacalnoj-shkole/

3. http://it-n.ru/communities.aspx?cat_no=74038&lib_no=117958&tmpl=lib

4. http://www.comenglish.ru/metodiki/metodika-prepodavaniya-angliyskogo-yazyka-v-nachal-nyh-klassah