Детско-родительский проект "Что делать с мусором?"

Разделы: Работа с дошкольниками


Вид проекта: творческо-информационный

Продолжительность проекта: четыре месяца

Участники проекта: дети старшей группы 10 мальчиков и 10 девочек, 2 воспитателя группы, специалисты, родители воспитанников.

Пояснительная записка

Новизна

Большинство современных производств загрязняют окружающую среду выбросами в воздух и в воду своими отходами. Однако эти отходы содержат в себе нужные для хозяйства вещества: металлы, стекло, бумагу, пластик. Новизна заключается в том, чтобы разработать механизмы выделения этих компонентов из отходов и использовать их вторично – когда отходы одного продукта используются в качестве сырья для другого.

Возникает необходимость сформировать поколение с новой культурой поведения, которое должно стать осознанным и мотивированным по отношению к окружающей среде. Использовать нетрадиционные игровые методы эколого-ориентированного характера для активизации обучения дошкольников, с целью развития у детей гуманного отношения к миру природы и заботливого отношения к своему здоровью.

Актуальность проекта

В одной нашей области размеры мусорных полигонов и свалок суммарно занимают территорию размером более 12 тысяч гектаров. Названная цифра о размерах наших мусорных свалок взята из Концепции обращения с твердыми бытовыми отходами на территории Волгоградской области, к разработке и созданию которой приложили усилия многие знающие проблему специалисты. Следует заметить, что Концепцией в числе ряда полезных и необходимых положений предусматривается и рациональное использование того, что вывозится сейчас на свалки. Ведь твердые бытовые отходы в своем составе содержат значительное количество компонентов, пригодных для повторного использования. Здесь можно обнаружить немалое количество картона и бумаги, древесины и текстиля, кожи, резины, пластмассы и других материалов. В такой ситуации остается надеяться на то, что жители области проявят повышенную сознательность и будут осуществлять раздельный сбор отходов в контейнеры разного цвета, чтобы легче их было сортировать. С этой целью необходимо широко проводить просветительскую работу, используя рекламные листовки, средства массовой информации, специальные занятия со школьниками и дошкольниками. В Концепции рекомендуется с раннего возраста проводить обучение культуре обращения с отходами в форме различных конкурсов, выпуска детских книг, мультфильмов, посвященных экологии. А применение вторичных ресурсов в качестве основных даст значительный экологический эффект.

Цель проекта:

Создать систему работы по приобщению дошкольников к проблеме загрязнения окружающей среды мусором, ориентированную на взаимодействие с семьей средствами проектной деятельности, поддержать новую традицию – эффективно вторично использовать отходы.

Задачи проекта:

  • Привлечь внимание детей к проблеме загрязнения окружающей среды мусором.
  • Учить соблюдать правила осознанного и мотивированного поведения в природе.
  • Учить детей эффективно вторично использовать бытовые отходы.
  • Развивать умения работать с различными материалами, знакомить с их свойствами , развивать трудовые навыки и умения.
  • Познакомить с простейшими мероприятиями, направленными на сохранение и укрепление здоровья.

Принципы, которые учитывались при отборе содержания проекта:

  • Научность и доступность – дошкольники получают научно обоснованные современные знания из области основных направлений. Экологическое образование по данной теме осуществляется в доступной, привлекательной и соответствующей его форме возрасту.
  • Системность - реализуется в организации работы в дошкольном учреждении.
  • Целостность – целостное восприятие дошкольниками окружающего мира учитывается в акцентировании внимания ребенка на его личную заботу о природных ресурсах родного края, рациональном использовании отходов.
  • Регионализм – содержание работы с детьми конкретизируется с учетом региональных условий.
  • Гумманистичность – содержание проекта направлено на формирование ребенка – дошкольника с новой системой ценностей, эмоционально положительного отношения к окружающей среде. В проекте данный принцип предполагает личностно-ориентированный подход.
  • Деятельность - каждая образовательная и продуктивная деятельность включает систему знаний и умений, направленных на творческую реализацию данного принципа.
  • Принцип переосмысления – под чутким руководством взрослого поведение детей должно стать осознанным, мотивированным в природе, соблюдаться правила поведения в природе и желание не засорять окружающую среду.
  • Принцип переиспользования – научить старые, ненужные вещи использовать по новому (повторно, многократно).
  • Принцип переработки – ненужные вещи станут кому-то полезны (сбор, утилизация, переработка отходов), разработка тем, связанных с “волшебным” превращением различных ненужных отходов.

В нашем проекте нашли отражения следующие области устойчивого развития:

  • Рассматривание не только экологических проблем, но и некоторых социальных (отсутствие заинтересованности детей и взрослых в решении вопросов обращения с твердыми бытовыми отходами, решение проблем окружающей среды, совместно с семьей)
  • Экономические проблемы – проблемы сбора и сортировки мусора, экономии сырья и материальных ресурсов за счет вторичного использования отходов.
  • Соблюдение прав ребенка (в том числе и права на здоровую окружающую среду создание предпосылок для улучшения здоровья и работоспособности детей в будущем).

Ожидаемые результаты:

Должны знать:

  • Проблемы загрязнения окружающей среды мусором.
  • Как рационально использовать и минимизировать накопление отходов.
  • Как эффективно вторично использовать отходы.
  • Иметь простейшие представления о мероприятиях, направленных на сохранение здоровья.

Должны уметь:

  • Соблюдать правила осознанного и мотивированного поведения в природе: почему и как нужно убирать мусор в городе, в лесу, на реке.
  • Работать с различными материалами, знакомиться с их свойствами, разнообразной структурой, приобретать трудовые навыки и умения мыслить.
  • Создавать разнообразные поделки с помощью бросового материала и инструментов.

Механизм реализации проекта:

1-й этап: Рождение проблемы (подготовительный):

В ходе беседы с детьми выяснилось, что многие дети не знают о проблемах загрязнения окружающей среды мусором и бытовыми отходами, которые ведут к нарушению экологического равновесия всей планеты, слабо развиты потребности принимать личное участие в сохранности окружающей среды, не сформированы понятия о разнообразии отходов человеческой деятельности и умения утилизировать бытовой мусор.

Изучив интересы детей, проводя анкетирование, мы обогатили развивающую среду в группе различными книгами, энциклопедиями, фотографиями и иллюстрациями.

Проблема: Почему и как нужно убирать мусор?

Перспективная разработка проекта

№ п/п Мероприятия Сроки Участники Ответственные
1 1. “Мусору нет!”

Наблюдение за тем, как ежедневно выбрасывают мусор и куда он девается?

Декабрь Дети, родители Педагоги
2. Беседа с детьми: “Помоги природе”   Дети, родители, педагоги Педагоги
Сбор литературных источников, подбор литературы, предварительное чтение сказки, загадок, пословиц

Подбор наглядных материалов: фото и видеосюжеты, тематических иллюстраций, настольно-дидактических игр по теме, плакатов.

  Дети, педагоги Педагоги
Насыщение предметно-развивающей среды. Подбор фоно-видео-аудиотеки, открыток.   Дети, родители, педагоги Педагоги
2 Размещение информации в родительском уголке. Январь Дети, родители Педагоги
Составление плана работы по реализации проекта Январь Педагоги Педагоги
Экскурсии по улицам района.

Помощь родителей в оформлении альбомов “Жалобная книга природы”

Январь Дети, родители, педагоги Педагоги
Разработка консультаций и газет для родителей “Прикоснись к природе сердцем”, “Здоровячок”. Январь, февраль Дети, родители, педагоги Педагоги
Изучение особенностей территории ДОУ. Январь Родители, педагоги Педагоги
Анкетирование детей и родителей Январь Дети, родители, педагоги Педагоги
Сбор и подготовка материалов для организации образовательной деятельности, для атрибутов сюжетно-ролевых игр, игровых уголков, атрибутов для работы на участке и т.д. Январь Дети, родители, педагоги Педагоги

2-й этап: “Мероприятия и события”, практический (реализация намеченных планов):

Проблема: Как научиться давать бросовым вещам вторую жизнь.

Мероприятия Сроки Участники Ответственные
Беседа с детьми на тему: “Воскресный отдых в лесу, на реке” Февраль Дети, родители, педагоги Педагоги
Беседа: Переработка и утилизация производственных и бытовых отходов” Февраль Дети, родители, педагоги Педагоги
Экскурсия к пункту сбора макулатуры Февраль Дети, педагоги Педагоги
Занятие: “Мы защитники родной природы” Февраль Дети, педагоги Педагоги
Занятие: “Волшебное превращение ненужных вещей” Февраль
Март
Дети, педагоги Педагоги
Работа в кружке

“Умелые ручки”
“Чудесные поделки”

Февраль
Март
Дети, педагоги Педагоги
Разработка визуальной технологии по данной теме “Разрешающие и запрещающие знаки” Февраль Дети, родители, педагоги Педагоги
Зеленый патруль “Чистый уголок детского сада” Февраль
Март
Дети, родители, педагоги Педагоги
Экологическая акция “Мой чистый двор” Февраль Дети, родители, педагоги Педагоги
Детские рисунки

“Планета заболела”,
“Здоровая планета”
“Правила поведения в природе”.

Январь
Февраль
Дети, родители, педагоги Педагоги
Составление и изготовление лозунгов:

“Мусор – в урны!”
“Мусор земле не к лицу”,
“Не губите природу”

Январь
Февраль
Дети, родители, педагоги Педагоги
Творческая мастерская “Затейники” Январь
Февраль
Дети, родители, педагоги Педагоги
Изготовление кормушек на участок детского сада. Март Дети, родители, педагоги Педагоги
Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр: “Магазин”, “Парикмахерская”, “Больница” и т.д. Январь
Февраль
Дети, родители, педагоги Педагоги
Изготовление нетрадиционных пособий для физкультурного уголка. Февраль
Март
Дети, родители, педагоги Педагоги
Изготовление поделок для оформления группы. Январь
Март
Дети, родители, педагоги Педагоги
Волшебный декупаж (“из ненужных баночек делаем нужные вещи, карандашницы, вазочки”). Февраль Дети, родители, педагоги Педагоги
Изготовление макета по ПДД из бросового материала. Февраль Дети, родители, педагоги Педагоги
Дидактическая игра “Сортируем мусор правильно”. Февраль Дети, родители, педагоги Педагоги
Чтение и обсуждение сказки Н.А. Рыжовой “Серая шапочка и красный волк”. Март Дети, родители, педагоги Педагоги
Изготовление из пластмассовых бутылок емкостей для посадки огорода (на окне). Февраль
Март
Дети, родители, педагоги Педагоги
Изготовление декоративного оформления для участка (из резиновых шин и пластиковых бутылок). Март Дети, родители, педагоги Педагоги
Труд и наблюдение (собрать и правильно рассортировать все собранное). Март Дети, родители, педагоги Педагоги
Природоохранительные акции Февраль
Март
Дети, родители, педагоги Педагоги
Опытно-экспериментальная деятельность:

“Рассортируем мусор”,
“Как переработать мусор”, “Изготовление новой бумаги”,
“Если закопать в землю мусор, что произойдет?”

Март Дети, родители, педагоги Педагоги
Выпуск экологической газеты: “Меньше мусора – больше здоровья” Февраль
Март
Дети, родители, педагоги Педагоги
Изготовление атрибутов для театрализованных игр. Январь
Февраль
Март
Дети, родители, педагоги Педагоги
Работа с родителям. Изготовление поделок и атрибутов для игр и оформление детского сада и участка. Привлечение родителей к экологическим акциям. Февраль
Март
Дети, родители, педагоги Педагоги
Сбор с родителями коллекции предметов, на которых есть экологические знаки (пакеты, одноразовая посуда, виды бумаги)(переработка этих материалов). Март Дети, родители, педагоги Педагоги
Организация похода семьей на природу (с природоохранными знаками собственного изготовления). Март Дети, родители, педагоги Педагоги

3-й этап: (заключительный).

№ п/п Мероприятия Сроки Участники Ответственные
1 Открытие галереи “Мусорный вернисаж” Март Дети, родители, педагоги Педагоги
2 Презентация проекта: “Дефиле “Мусорная мода” - экологический праздник март Дети, родители, педагоги Педагоги

Результативность проекта

Результаты проделанной работы показывают эффективность выбранного нами направления в работе по формированию представлений у дошкольников проблем загрязнения окружающей среды мусором.

Проект помог постепенно и последовательно решить дошкольникам новые задачи, показать знакомые представления под новым углом знаний, осознанно и мотивированно систематизировать и закрепить представления по данному направлению.

  • дети знают, как рационально использовать и минимизировать накопление отходов;
  • имеют представление, как эффективно вторично использовать отходы;
  • имеют простейшие представления о мероприятиях, направленных на сохранение здоровья;
  • умеют работать с различными материалами, знают их свойства, структуру, приобрели трудовые навыки;
  • создают разнообразные поделки с помощью бросового материала и инструментов.