Вид проекта: творческо-информационный
Продолжительность проекта: четыре месяца
Участники проекта: дети старшей группы 10 мальчиков и 10 девочек, 2 воспитателя группы, специалисты, родители воспитанников.
Пояснительная записка
Новизна
Большинство современных производств загрязняют окружающую среду выбросами в воздух и в воду своими отходами. Однако эти отходы содержат в себе нужные для хозяйства вещества: металлы, стекло, бумагу, пластик. Новизна заключается в том, чтобы разработать механизмы выделения этих компонентов из отходов и использовать их вторично – когда отходы одного продукта используются в качестве сырья для другого.
Возникает необходимость сформировать поколение с новой культурой поведения, которое должно стать осознанным и мотивированным по отношению к окружающей среде. Использовать нетрадиционные игровые методы эколого-ориентированного характера для активизации обучения дошкольников, с целью развития у детей гуманного отношения к миру природы и заботливого отношения к своему здоровью.
Актуальность проекта
В одной нашей области размеры мусорных полигонов и свалок суммарно занимают территорию размером более 12 тысяч гектаров. Названная цифра о размерах наших мусорных свалок взята из Концепции обращения с твердыми бытовыми отходами на территории Волгоградской области, к разработке и созданию которой приложили усилия многие знающие проблему специалисты. Следует заметить, что Концепцией в числе ряда полезных и необходимых положений предусматривается и рациональное использование того, что вывозится сейчас на свалки. Ведь твердые бытовые отходы в своем составе содержат значительное количество компонентов, пригодных для повторного использования. Здесь можно обнаружить немалое количество картона и бумаги, древесины и текстиля, кожи, резины, пластмассы и других материалов. В такой ситуации остается надеяться на то, что жители области проявят повышенную сознательность и будут осуществлять раздельный сбор отходов в контейнеры разного цвета, чтобы легче их было сортировать. С этой целью необходимо широко проводить просветительскую работу, используя рекламные листовки, средства массовой информации, специальные занятия со школьниками и дошкольниками. В Концепции рекомендуется с раннего возраста проводить обучение культуре обращения с отходами в форме различных конкурсов, выпуска детских книг, мультфильмов, посвященных экологии. А применение вторичных ресурсов в качестве основных даст значительный экологический эффект.
Цель проекта:
Создать систему работы по приобщению дошкольников к проблеме загрязнения окружающей среды мусором, ориентированную на взаимодействие с семьей средствами проектной деятельности, поддержать новую традицию – эффективно вторично использовать отходы.
Задачи проекта:
- Привлечь внимание детей к проблеме загрязнения окружающей среды мусором.
- Учить соблюдать правила осознанного и мотивированного поведения в природе.
- Учить детей эффективно вторично использовать бытовые отходы.
- Развивать умения работать с различными материалами, знакомить с их свойствами , развивать трудовые навыки и умения.
- Познакомить с простейшими мероприятиями, направленными на сохранение и укрепление здоровья.
Принципы, которые учитывались при отборе содержания проекта:
- Научность и доступность – дошкольники получают научно обоснованные современные знания из области основных направлений. Экологическое образование по данной теме осуществляется в доступной, привлекательной и соответствующей его форме возрасту.
- Системность - реализуется в организации работы в дошкольном учреждении.
- Целостность – целостное восприятие дошкольниками окружающего мира учитывается в акцентировании внимания ребенка на его личную заботу о природных ресурсах родного края, рациональном использовании отходов.
- Регионализм – содержание работы с детьми конкретизируется с учетом региональных условий.
- Гумманистичность – содержание проекта направлено на формирование ребенка – дошкольника с новой системой ценностей, эмоционально положительного отношения к окружающей среде. В проекте данный принцип предполагает личностно-ориентированный подход.
- Деятельность - каждая образовательная и продуктивная деятельность включает систему знаний и умений, направленных на творческую реализацию данного принципа.
- Принцип переосмысления – под чутким руководством взрослого поведение детей должно стать осознанным, мотивированным в природе, соблюдаться правила поведения в природе и желание не засорять окружающую среду.
- Принцип переиспользования – научить старые, ненужные вещи использовать по новому (повторно, многократно).
- Принцип переработки – ненужные вещи станут кому-то полезны (сбор, утилизация, переработка отходов), разработка тем, связанных с “волшебным” превращением различных ненужных отходов.
В нашем проекте нашли отражения следующие области устойчивого развития:
- Рассматривание не только экологических проблем, но и некоторых социальных (отсутствие заинтересованности детей и взрослых в решении вопросов обращения с твердыми бытовыми отходами, решение проблем окружающей среды, совместно с семьей)
- Экономические проблемы – проблемы сбора и сортировки мусора, экономии сырья и материальных ресурсов за счет вторичного использования отходов.
- Соблюдение прав ребенка (в том числе и права на здоровую окружающую среду создание предпосылок для улучшения здоровья и работоспособности детей в будущем).
Ожидаемые результаты:
Должны знать:
- Проблемы загрязнения окружающей среды мусором.
- Как рационально использовать и минимизировать накопление отходов.
- Как эффективно вторично использовать отходы.
- Иметь простейшие представления о мероприятиях, направленных на сохранение здоровья.
Должны уметь:
- Соблюдать правила осознанного и мотивированного поведения в природе: почему и как нужно убирать мусор в городе, в лесу, на реке.
- Работать с различными материалами, знакомиться с их свойствами, разнообразной структурой, приобретать трудовые навыки и умения мыслить.
- Создавать разнообразные поделки с помощью бросового материала и инструментов.
Механизм реализации проекта:
1-й этап: Рождение проблемы (подготовительный):
В ходе беседы с детьми выяснилось, что многие дети не знают о проблемах загрязнения окружающей среды мусором и бытовыми отходами, которые ведут к нарушению экологического равновесия всей планеты, слабо развиты потребности принимать личное участие в сохранности окружающей среды, не сформированы понятия о разнообразии отходов человеческой деятельности и умения утилизировать бытовой мусор.
Изучив интересы детей, проводя анкетирование, мы обогатили развивающую среду в группе различными книгами, энциклопедиями, фотографиями и иллюстрациями.
Проблема: Почему и как нужно убирать мусор?
Перспективная разработка проекта
№ п/п | Мероприятия | Сроки | Участники | Ответственные |
1 | 1. “Мусору нет!” Наблюдение за тем, как ежедневно выбрасывают мусор и куда он девается? |
Декабрь | Дети, родители | Педагоги |
2. Беседа с детьми: “Помоги природе” | Дети, родители, педагоги | Педагоги | ||
Сбор литературных источников, подбор
литературы, предварительное чтение сказки,
загадок, пословиц Подбор наглядных материалов: фото и видеосюжеты, тематических иллюстраций, настольно-дидактических игр по теме, плакатов. |
Дети, педагоги | Педагоги | ||
Насыщение предметно-развивающей среды. Подбор фоно-видео-аудиотеки, открыток. | Дети, родители, педагоги | Педагоги | ||
2 | Размещение информации в родительском уголке. | Январь | Дети, родители | Педагоги |
Составление плана работы по реализации проекта | Январь | Педагоги | Педагоги | |
Экскурсии по улицам района. Помощь родителей в оформлении альбомов “Жалобная книга природы” |
Январь | Дети, родители, педагоги | Педагоги | |
Разработка консультаций и газет для родителей “Прикоснись к природе сердцем”, “Здоровячок”. | Январь, февраль | Дети, родители, педагоги | Педагоги | |
Изучение особенностей территории ДОУ. | Январь | Родители, педагоги | Педагоги | |
Анкетирование детей и родителей | Январь | Дети, родители, педагоги | Педагоги | |
Сбор и подготовка материалов для организации образовательной деятельности, для атрибутов сюжетно-ролевых игр, игровых уголков, атрибутов для работы на участке и т.д. | Январь | Дети, родители, педагоги | Педагоги |
2-й этап: “Мероприятия и события”, практический (реализация намеченных планов):
Проблема: Как научиться давать бросовым вещам вторую жизнь.
Мероприятия | Сроки | Участники | Ответственные |
Беседа с детьми на тему: “Воскресный отдых в лесу, на реке” | Февраль | Дети, родители, педагоги | Педагоги |
Беседа: Переработка и утилизация производственных и бытовых отходов” | Февраль | Дети, родители, педагоги | Педагоги |
Экскурсия к пункту сбора макулатуры | Февраль | Дети, педагоги | Педагоги |
Занятие: “Мы защитники родной природы” | Февраль | Дети, педагоги | Педагоги |
Занятие: “Волшебное превращение ненужных вещей” | Февраль Март |
Дети, педагоги | Педагоги |
Работа в кружке “Умелые ручки” |
Февраль Март |
Дети, педагоги | Педагоги |
Разработка визуальной технологии по данной теме “Разрешающие и запрещающие знаки” | Февраль | Дети, родители, педагоги | Педагоги |
Зеленый патруль “Чистый уголок детского сада” | Февраль Март |
Дети, родители, педагоги | Педагоги |
Экологическая акция “Мой чистый двор” | Февраль | Дети, родители, педагоги | Педагоги |
Детские рисунки “Планета заболела”, |
Январь Февраль |
Дети, родители, педагоги | Педагоги |
Составление и изготовление лозунгов: “Мусор
– в урны!” |
Январь Февраль |
Дети, родители, педагоги | Педагоги |
Творческая мастерская “Затейники” | Январь Февраль |
Дети, родители, педагоги | Педагоги |
Изготовление кормушек на участок детского сада. | Март | Дети, родители, педагоги | Педагоги |
Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр: “Магазин”, “Парикмахерская”, “Больница” и т.д. | Январь Февраль |
Дети, родители, педагоги | Педагоги |
Изготовление нетрадиционных пособий для физкультурного уголка. | Февраль Март |
Дети, родители, педагоги | Педагоги |
Изготовление поделок для оформления группы. | Январь Март |
Дети, родители, педагоги | Педагоги |
Волшебный декупаж (“из ненужных баночек делаем нужные вещи, карандашницы, вазочки”). | Февраль | Дети, родители, педагоги | Педагоги |
Изготовление макета по ПДД из бросового материала. | Февраль | Дети, родители, педагоги | Педагоги |
Дидактическая игра “Сортируем мусор правильно”. | Февраль | Дети, родители, педагоги | Педагоги |
Чтение и обсуждение сказки Н.А. Рыжовой “Серая шапочка и красный волк”. | Март | Дети, родители, педагоги | Педагоги |
Изготовление из пластмассовых бутылок емкостей для посадки огорода (на окне). | Февраль Март |
Дети, родители, педагоги | Педагоги |
Изготовление декоративного оформления для участка (из резиновых шин и пластиковых бутылок). | Март | Дети, родители, педагоги | Педагоги |
Труд и наблюдение (собрать и правильно рассортировать все собранное). | Март | Дети, родители, педагоги | Педагоги |
Природоохранительные акции | Февраль Март |
Дети, родители, педагоги | Педагоги |
Опытно-экспериментальная деятельность: “Рассортируем
мусор”, |
Март | Дети, родители, педагоги | Педагоги |
Выпуск экологической газеты: “Меньше мусора – больше здоровья” | Февраль Март |
Дети, родители, педагоги | Педагоги |
Изготовление атрибутов для театрализованных игр. | Январь Февраль Март |
Дети, родители, педагоги | Педагоги |
Работа с родителям. Изготовление поделок и атрибутов для игр и оформление детского сада и участка. Привлечение родителей к экологическим акциям. | Февраль Март |
Дети, родители, педагоги | Педагоги |
Сбор с родителями коллекции предметов, на которых есть экологические знаки (пакеты, одноразовая посуда, виды бумаги)(переработка этих материалов). | Март | Дети, родители, педагоги | Педагоги |
Организация похода семьей на природу (с природоохранными знаками собственного изготовления). | Март | Дети, родители, педагоги | Педагоги |
3-й этап: (заключительный).
№ п/п | Мероприятия | Сроки | Участники | Ответственные |
1 | Открытие галереи “Мусорный вернисаж” | Март | Дети, родители, педагоги | Педагоги |
2 | Презентация проекта: “Дефиле “Мусорная мода” - экологический праздник | март | Дети, родители, педагоги | Педагоги |
Результативность проекта
Результаты проделанной работы показывают эффективность выбранного нами направления в работе по формированию представлений у дошкольников проблем загрязнения окружающей среды мусором.
Проект помог постепенно и последовательно решить дошкольникам новые задачи, показать знакомые представления под новым углом знаний, осознанно и мотивированно систематизировать и закрепить представления по данному направлению.
- дети знают, как рационально использовать и минимизировать накопление отходов;
- имеют представление, как эффективно вторично использовать отходы;
- имеют простейшие представления о мероприятиях, направленных на сохранение здоровья;
- умеют работать с различными материалами, знают их свойства, структуру, приобрели трудовые навыки;
- создают разнообразные поделки с помощью бросового материала и инструментов.