Вид проекта: краткосрочный.
Тип проекта: информационно – практико – ориентированный, творческий.
Сроки проведения: 1 месяц
Количество участников проекта: 10 человек
Возраст детей: 6 лет.
Форма проведения: групповая.
Актуальность
Выбор нашего проекта не случаен. Знакомство с профессиями мы начали с профессий наших родителей. Дети рассказывали, где и кем работают их родители, чем они занимаются на работе, какие предметы – помощники им помогают. Но на вопрос “Кто такие нефтяники?” дети не смогли дать ответ. Тогда мы решили изучить эту проблему и выяснить, что такое нефть, где она находится, как её добывают, какую пользу людям приносит нефть и какой вред она может принести природе. И вообще для чего она нужна? Так мы узнали о профессии нефтяника. Дети задавали вопросы, и были очень удивлены, когда узнали, что для производства резиновых сапог, бензина, косметики просто необходима нефть.
А добывают нефть в месторождениях рядом с нашим городом. С этого все и началось. Ребята продолжали задавать вопросы и воспитателям и родителям. Тогда мы решили, что все желающие тоже могут начать исследования, чтобы самостоятельно найти ответы на все интересующие их вопросы. Тогда возникла идея проекта и огромное желание передать каждому ребенку знания о родном крае, и бережном к нему отношении.
В ходе рассматривания фотографий с месторождений нефти, её добычи и использования остро встал вопрос о необходимости бережного отношения к окружающей среде и привитии основ экологической культуры.
В связи с этим необходимо отметить, что актуальность данного проекта обусловлена тем, что совместная с детьми и родителями деятельность способствует развитию познавательной активности, изобразительных и творческих способностей, стимулировала их речевое развитие в ходе создания картин – рассуждений, комиксов. Дети будут отвечать на вопросы, высказывать свои мнения, рассуждать, анализировать различные ситуации, общаться, научатся действовать сообща, нести ответственность за общий продукт деятельности.
Цели и задачи проекта
- Цель педагогическая: Познакомить дошкольников с нефтедобывающей отраслью: процесс добычи, труд нефтяников, продукты из нефти, экологические риски.
- Цель детская: узнать, как добывают нефть, какую пользу и вред она приносит.
Краткое содержание проекта:
Данный проект направлен на стимуляцию познавательно-речевого развития, организацию совместной поисково-исследовательской деятельности педагогов, детей и родителей в ходе знакомство с темой. Работа над проектом будет способствовать расширению кругозора и развитию коммуникативных навыков у дошкольников.
Ожидаемые результаты:
- реализовано задуманное, созданы картины – рассуждения, комикс;
- дети имеют представление, как трудятся нефтяники, какие продукты изготавливают из нефти, как нужно беречь природу, используя нефть;
- формируют основы экологической культуры: представления о правилах поведения в природе и бережном отношении к ней.
- обогащён словарный запас детей, по изученной теме;
- родители вовлечены в образовательный процесс дошкольной организации, укреплена их заинтересованность в сотрудничестве, совместной деятельности с детьми;
- в совместной деятельности будут пройдены все этапы проекта: беседы и рассматривание картин о труде нефтяников, просмотр мультфильма, чтение рассказов, стихов о профессии нефтяников, итоговая деятельность, рисование картин – рассуждений, комикса.
- повысится мотивация детей к совместной деятельности, что будет способствовать более интенсивному и гармоничному развитию познавательных процессов у дошкольников;
Оценка результатов проектной деятельности будет отслеживаться через:
- беседы с детьми;
- наблюдение за детьми в ходе создания проекта и совместной непосредственно образовательной и самостоятельной деятельности (художественной, познавательной, речевой, исследовательской)
- беседы с родителями.
- Совместная деятельность родителей и детей.
- Беседы с педагогами
- Продукт проекта: Комплект картин – рассуждений, комикс.
- Проблема педагогическая: Формирование основ экологической культуры у дошкольников.
- Проблема, сформулированная детьми: Хотим узнать, как добывают нефть и что из неё делают.
Задачи педагогические:
- Уточнить и расширить представления детей о значении нефтедобывающей отрасли (профессии нефтяников, добыча, свойства и функции нефти)
- Помочь детям понять какую пользу приносит нефть.
- Познакомить с возможными экологическими рисками (влияние загрязнений воздуха, водоемов и лесов на окружающую природу).
- Привить детям основы экологической культуры: бережно относиться к ценностям природы.
- Привлечь родителей к участию в проектной деятельности.
- Обогащать словарный запас детей посредством введения в активную речь новых слов: профессии людей добывающих нефть, техника, инструменты, признаки нефти.
- Создать условия для развития поисково – познавательной деятельности.
- Развивать творческие способности, фантазию, инициативу дошкольников в ходе самостоятельной изобразительной деятельности при создании картин – рассуждений, комикса.
- Развивать общение и взаимодействие дошкольника со сверстниками и взрослыми в коллективной работе.
Гипотеза: Наш проект расширит представление дошкольников о профессиональной деятельности людей, работающих в нефтедобывающей отрасли родного края, свойствах и значении нефти, привлечет внимание к необходимости бережной добыче нефти (черного золота).
Если дошкольники создадут совместно с взрослыми картины – рассуждения, комиксы на экологическую тему, то у них сформируется бережное отношение к природе, разовьются изобразительные способности, расширится кругозор, поднимется самооценка, активизируется словарь.
Формы презентации проекта: презентация картин-рассуждений, комикса.План действий:
- Постановка проблемы и определение предстоящей деятельности:
- Модель трех вопросов
Что мы знаем о нефти? | Что мы хотим узнать? | Что нужно сделать, чтобы это узнать? |
Нефть – это полезное ископаемое. | Взрослые добывают нефть. Что для этого нужно? Зачем нам нужна нефть? Что из неё делают? Какую пользу она приносит? А не вредит ли она природе? |
Можно узнать в детской энциклопедии. Попросить папу посмотреть в интернете. Посмотреть фильм о том, как добывают нефть и что из неё делают. У мамы можно спросить. Можно посмотреть информацию увидеть в телевизоре. |
Схема реализации проекта
№ | Формы работы (с наименованием) |
Задачи | Срок реализации | Время в режиме дня | Место проведения |
I этап – Проблематизация, выбор темы | |||||
1 | Проблемная ситуация: Хотим узнать, как
добывают нефть и что из неё делают Введение “модели трех вопросов”. Что мы знаем о нефти? Что мы хотим узнать? Что нужно сделать, чтобы это узнать? |
Создание условий для осознания детьми поставленной проблемы, принятие задач реализации темы проекта. | 1 день | утро | группа |
II этап - Подготовительный | |||||
1 | Просмотр видео, фото о добыче нефти совместно с родителями. | Организовать совместную деятельность родителей и детей над темой проекта. | 3 дня | вечером | Дома |
2 | Цикл бесед: “Мой папа - нефтяник”; “Полезные ископаемые”; “Что такое нефть и для чего она нужна?”; “Что изготавливают из нефти?” “Какие опасности таит добыча и переработка нефти?” |
В ходе бесед дать представление дошкольникам о: свойствах, добыче, назначении нефти, профессиях нефтяников, экологических рисках, способах их предотвращения. | неделя | Свободное от НОД | группа |
3 | Наблюдения в окружающем пространстве
(дом, улица, детский сад) “Найди то, что имеет отношение к нефти”. |
Выявить в ближайшем окружении предметы, связанные с нефтью (топливо проезжающих машин, грузовые составы с нефтяными цистернами, машина - вездеход для обслуживания нефтепровода, масляная краска, которой покрашена песочница, резиновые сапоги...), развивать наблюдательность, способность анализировать увиденное. | 1-2 дня | день | Дом, детский сад, улица. |
4 | Просмотр мультфильма с использованием Интернета “Что такое нефть?” | Использовать мультфильм для ознакомления со свойствами, способами добычи нефти, повышения мотивации в ходе проектной работы. | неделя | вечер | Музыкальный зал |
5 | Совместный поиск родителями и детьми информации о способах создания картин-рассуждений, комиксов. | Уточнить, расширить представления о создании картин-рассуждений, комиксов: выбор экологической проблемы её устранения, способы изображения на плоскости листа – расположение, выбор техники рисования: краски, гуашь, карандаши, мелки, аппликации шерстью. | 1 день | в вечерние часы | семья |
6 | Просмотр образцов картин-рассуждений (серия Ткаченко “Картины с проблемным сюжетом). | Познакомить с готовыми картинами - рассуждениями. | 1 день | утром и вечером | группа |
7 | Чтение художественной литературы на тему “Нефть”. | Расширить представления детей о нефти через ознакомление с художественной литературой. | 1 неделя | НОД, I и II пол. дня | группа |
8 | Встреча с нефтяником (родители детей, работающие в нефтяной отрасли). | Познакомить с представителем профессии нефтяной отрасли, в беседе получить ответы на интересующие вопросы: трудности работы, необходимость применения машин, соблюдение правил безопасности и т д. | 1 день | Свобод-ное от НОД время | Группа |
9. | Рассматривание карты полезных ископаемых Самарской области. | Познакомить с картой полезных ископаемых для уточнения представлений детей о нефтяном богатстве нашего края. | 1 день | Свобод-ное от НОД время | группа |
III этап – Исследовательский (реализация плана проекта) | |||||
1 | Конкурс конструирования (крупный конструктор, лего, палочки, фишки) “Нефтяная вышка”. | Развивать конструктивные способности при создании нефтяной вышки из материала на выбор. | 2 дня | Свободное время | Детский сад, семья |
2. | Лепка: нефтяная вышка, каска. | Развивать способность передавать в лепке знакомые предметы. | 1 день | НОД | Группа |
3 | Дидактические игры: “Хорошо или плохо”, “Для чего нужна нефть?”, “Что сначала, что потом”, “Сравни вышки”, “ Что нужно нефтянику для работы?”, “Расскажи, какая нефть?”. | Расширить представления о нефти, профессии нефтяника, обогатить словарь специальными терминами, упражнять в сравнении. | 1 неделя | НОД | Группа, |
4 | Прослушивание песен, стихов о нефтяниках, разучивание динамических пауз, подбор пословиц (смотри приложение). | Приобщать к искусству, развивать способности детей понимать художественные и музыкальные произведения. | 2 недели | НОД, | Группа. |
5 | Коллективное сочинение стихов о нефтяниках. | Развивать способность к стихотворчеству. | неделя | вечером | Дом. |
6 | Конкурс рисунков для создания картин-рассуждений. | Создать набор картин - рассуждений. | неделя | вечер | семья |
7 | Домашнее задание родителям и детям: нарисовать рисунок - рассуждение и составить к нему рассказ - рассуждение. | Развивать словесно - логическое мышление, творчество, умение согласовывать свои действия в совместной деятельности с взрослым. | 1 неделя | вечер, выходные дни. | семья |
IV этап – Обобщающий | |||||
1 | Рисование набросков картин - рассуждений, комиксов. | Привлечь дошкольников к созданию эскизов, набросков действующих лиц будущих творческих рисунков. | неделя | утро, вечер. | группа |
2 | Создание картин-рассуждений детьми с
помощью родителей и педагогов: выбор темы рисунка, техники, материалов; подготовка материалов, используемых в рисунке; изготовление рисунков; обсуждение хода работы и итога выполненного; обмен впечатлениями о выполненной работе. |
Помочь выбрать тему, технику рисунка,
подготовить материалы для его изготовления. Организовать выполнение творческой работы: рисование картины - рассуждения. Помочь провести диалог, в ходе которого дети обменяются полученными впечатлениями о выполненном рисунке.
|
2 дня | утро, вечер | Группа, дом |
3 | Создание и оформление комикса “Рыбалка”. | Нарисовать комикс цветными восковыми мелками. | 1 день | утро, вечер | группа |
4 | Составление рассказов по выполненным картинам. | Развивать связную речь. | 1 день | утро, вечер | группа |
V этап – Презентационный | |||||
1 | Презентация комикса, картин – рассуждений. Показ родителям. Демонстрация детям старших групп. | Привлечь дошкольников к защите проекта.
Формировать способность презентовать продукт проектной деятельности. Обобщить представления детей о значимости добычи нефти, бережном её использовании. |
1 день | НОД | группа |
Перспектива развития проекта:
- В дальнейшем работа по созданию картин - рассуждений, комиксов на экологическую тему может быть продолжена. Результатом может быть создание новых картин-рассуждений, комиксов по различной тематике, которые
- будут использоваться в НОД по познавательному, художественно-эстетическому, речевому развитию.