Детский проект "Нет нефти – ищи, нашел – береги!"

Разделы: Работа с дошкольниками


Вид проекта: краткосрочный.

Тип проекта: информационно – практико – ориентированный, творческий.

Сроки проведения: 1 месяц

Количество участников проекта: 10 человек

Возраст детей: 6 лет.

Форма проведения: групповая.

Актуальность

Выбор нашего проекта не случаен. Знакомство с профессиями мы начали с профессий наших родителей. Дети рассказывали, где и кем работают их родители, чем они занимаются на работе, какие предметы – помощники им помогают. Но на вопрос “Кто такие нефтяники?” дети не смогли дать ответ. Тогда мы решили изучить эту проблему и выяснить, что такое нефть, где она находится, как её добывают, какую пользу людям приносит нефть и какой вред она может принести природе. И вообще для чего она нужна? Так мы узнали о профессии нефтяника. Дети задавали вопросы, и были очень удивлены, когда узнали, что для производства резиновых сапог, бензина, косметики просто необходима нефть.

А добывают нефть в месторождениях рядом с нашим городом. С этого все и началось. Ребята продолжали задавать вопросы и воспитателям и родителям. Тогда мы решили, что все желающие тоже могут начать исследования, чтобы самостоятельно найти ответы на все интересующие их вопросы. Тогда возникла идея проекта и огромное желание передать каждому ребенку знания о родном крае, и бережном к нему отношении.

В ходе рассматривания фотографий с месторождений нефти, её добычи и использования остро встал вопрос о необходимости бережного отношения к окружающей среде и привитии основ экологической культуры.

В связи с этим необходимо отметить, что актуальность данного проекта обусловлена тем, что совместная с детьми и родителями деятельность способствует развитию познавательной активности, изобразительных и творческих способностей, стимулировала их речевое развитие в ходе создания картин – рассуждений, комиксов. Дети будут отвечать на вопросы, высказывать свои мнения, рассуждать, анализировать различные ситуации, общаться, научатся действовать сообща, нести ответственность за общий продукт деятельности.

Цели и задачи проекта

  • Цель педагогическая: Познакомить дошкольников с нефтедобывающей отраслью: процесс добычи, труд нефтяников, продукты из нефти, экологические риски.
  • Цель детская: узнать, как добывают нефть, какую пользу и вред она приносит.

Краткое содержание проекта:

Данный проект направлен на стимуляцию познавательно-речевого развития, организацию совместной поисково-исследовательской деятельности педагогов, детей и родителей в ходе знакомство с темой. Работа над проектом будет способствовать расширению кругозора и развитию коммуникативных навыков у дошкольников.

Ожидаемые результаты:

  • реализовано задуманное, созданы картины – рассуждения, комикс;
  • дети имеют представление, как трудятся нефтяники, какие продукты изготавливают из нефти, как нужно беречь природу, используя нефть;
  • формируют основы экологической культуры: представления о правилах поведения в природе и бережном отношении к ней.
  • обогащён словарный запас детей, по изученной теме;
  • родители вовлечены в образовательный процесс дошкольной организации, укреплена их заинтересованность в сотрудничестве, совместной деятельности с детьми;
  • в совместной деятельности будут пройдены все этапы проекта: беседы и рассматривание картин о труде нефтяников, просмотр мультфильма, чтение рассказов, стихов о профессии нефтяников, итоговая деятельность, рисование картин – рассуждений, комикса.
  • повысится мотивация детей к совместной деятельности, что будет способствовать более интенсивному и гармоничному развитию познавательных процессов у дошкольников;

Оценка результатов проектной деятельности будет отслеживаться через:

  • беседы с детьми;
  • наблюдение за детьми в ходе создания проекта и совместной непосредственно образовательной и самостоятельной деятельности (художественной, познавательной, речевой, исследовательской)
  • беседы с родителями.
  • Совместная деятельность родителей и детей.
  • Беседы с педагогами
  • Продукт проекта: Комплект картин – рассуждений, комикс.
  • Проблема педагогическая: Формирование основ экологической культуры у дошкольников.
  • Проблема, сформулированная детьми: Хотим узнать, как добывают нефть и что из неё делают.

Задачи педагогические:

  • Уточнить и расширить представления детей о значении нефтедобывающей отрасли (профессии нефтяников, добыча, свойства и функции нефти)
  • Помочь детям понять какую пользу приносит нефть.
  • Познакомить с возможными экологическими рисками (влияние загрязнений воздуха, водоемов и лесов на окружающую природу).
  • Привить детям основы экологической культуры: бережно относиться к ценностям природы.
  • Привлечь родителей к участию в проектной деятельности.
  • Обогащать словарный запас детей посредством введения в активную речь новых слов: профессии людей добывающих нефть, техника, инструменты, признаки нефти.
  • Создать условия для развития поисково – познавательной деятельности.
  • Развивать творческие способности, фантазию, инициативу дошкольников в ходе самостоятельной изобразительной деятельности при создании картин – рассуждений, комикса.
  • Развивать общение и взаимодействие дошкольника со сверстниками и взрослыми в коллективной работе.

Гипотеза: Наш проект расширит представление дошкольников о профессиональной деятельности людей, работающих в нефтедобывающей отрасли родного края, свойствах и значении нефти, привлечет внимание к необходимости бережной добыче нефти (черного золота).

Если дошкольники создадут совместно с взрослыми картины – рассуждения, комиксы на экологическую тему, то у них сформируется бережное отношение к природе, разовьются изобразительные способности, расширится кругозор, поднимется самооценка, активизируется словарь.

Формы презентации проекта: презентация картин-рассуждений, комикса.

План действий:

  1. Постановка проблемы и определение предстоящей деятельности:
  2. Модель трех вопросов
Что мы знаем о нефти? Что мы хотим узнать? Что нужно сделать, чтобы это узнать?
Нефть – это полезное ископаемое. Взрослые добывают нефть.

Что для этого нужно?

Зачем нам нужна нефть?

Что из неё делают?

Какую пользу она приносит?

А не вредит ли она природе?

Можно узнать в детской энциклопедии.

Попросить папу посмотреть в интернете. Посмотреть фильм о том, как добывают нефть и что из неё делают.

У мамы можно спросить.

Можно посмотреть информацию увидеть в телевизоре.

Схема реализации проекта

Формы работы
(с наименованием)
Задачи Срок реализации Время в режиме дня Место проведения
I этап – Проблематизация, выбор темы
1 Проблемная ситуация: Хотим узнать, как добывают нефть и что из неё делают

Введение “модели трех вопросов”.

Что мы знаем о нефти? Что мы хотим узнать? Что нужно сделать, чтобы это узнать?

Создание условий для осознания детьми поставленной проблемы, принятие задач реализации темы проекта. 1 день утро группа
II этап - Подготовительный
1 Просмотр видео, фото о добыче нефти совместно с родителями. Организовать совместную деятельность родителей и детей над темой проекта. 3 дня вечером Дома
2 Цикл бесед:

“Мой папа - нефтяник”;

“Полезные ископаемые”;

“Что такое нефть и для чего она нужна?”;

“Что изготавливают из нефти?”

“Какие опасности таит добыча и переработка нефти?”

В ходе бесед дать представление дошкольникам о: свойствах, добыче, назначении нефти, профессиях нефтяников, экологических рисках, способах их предотвращения. неделя Свободное от НОД группа
3 Наблюдения в окружающем пространстве (дом, улица, детский сад)

“Найди то, что имеет отношение к нефти”.

Выявить в ближайшем окружении предметы, связанные с нефтью (топливо проезжающих машин, грузовые составы с нефтяными цистернами, машина - вездеход для обслуживания нефтепровода, масляная краска, которой покрашена песочница, резиновые сапоги...), развивать наблюдательность, способность анализировать увиденное. 1-2 дня день Дом, детский сад, улица.
4 Просмотр мультфильма с использованием Интернета “Что такое нефть?” Использовать мультфильм для ознакомления со свойствами, способами добычи нефти, повышения мотивации в ходе проектной работы. неделя вечер Музыкальный зал
5 Совместный поиск родителями и детьми информации о способах создания картин-рассуждений, комиксов. Уточнить, расширить представления о создании картин-рассуждений, комиксов: выбор экологической проблемы её устранения, способы изображения на плоскости листа – расположение, выбор техники рисования: краски, гуашь, карандаши, мелки, аппликации шерстью. 1 день в вечерние часы семья
6 Просмотр образцов картин-рассуждений (серия Ткаченко “Картины с проблемным сюжетом). Познакомить с готовыми картинами - рассуждениями. 1 день утром и вечером группа
7 Чтение художественной литературы на тему “Нефть”. Расширить представления детей о нефти через ознакомление с художественной литературой. 1 неделя НОД, I и II пол. дня группа
8 Встреча с нефтяником (родители детей, работающие в нефтяной отрасли). Познакомить с представителем профессии нефтяной отрасли, в беседе получить ответы на интересующие вопросы: трудности работы, необходимость применения машин, соблюдение правил безопасности и т д. 1 день Свобод-ное от НОД время Группа
9. Рассматривание карты полезных ископаемых Самарской области. Познакомить с картой полезных ископаемых для уточнения представлений детей о нефтяном богатстве нашего края. 1 день Свобод-ное от НОД время группа
III этап – Исследовательский (реализация плана проекта)
1 Конкурс конструирования (крупный конструктор, лего, палочки, фишки) “Нефтяная вышка”. Развивать конструктивные способности при создании нефтяной вышки из материала на выбор. 2 дня Свободное время Детский сад, семья
2. Лепка: нефтяная вышка, каска. Развивать способность передавать в лепке знакомые предметы. 1 день НОД Группа
3 Дидактические игры: “Хорошо или плохо”, “Для чего нужна нефть?”, “Что сначала, что потом”, “Сравни вышки”, “ Что нужно нефтянику для работы?”, “Расскажи, какая нефть?”. Расширить представления о нефти, профессии нефтяника, обогатить словарь специальными терминами, упражнять в сравнении. 1 неделя НОД Группа,
4 Прослушивание песен, стихов о нефтяниках, разучивание динамических пауз, подбор пословиц (смотри приложение). Приобщать к искусству, развивать способности детей понимать художественные и музыкальные произведения. 2 недели НОД, Группа.
5 Коллективное сочинение стихов о нефтяниках. Развивать способность к стихотворчеству. неделя вечером Дом.
6 Конкурс рисунков для создания картин-рассуждений. Создать набор картин - рассуждений. неделя вечер семья
7 Домашнее задание родителям и детям: нарисовать рисунок - рассуждение и составить к нему рассказ - рассуждение. Развивать словесно - логическое мышление, творчество, умение согласовывать свои действия в совместной деятельности с взрослым. 1 неделя вечер, выходные дни. семья
IV этап – Обобщающий
1 Рисование набросков картин - рассуждений, комиксов. Привлечь дошкольников к созданию эскизов, набросков действующих лиц будущих творческих рисунков. неделя утро, вечер. группа
2 Создание картин-рассуждений детьми с помощью родителей и педагогов:

выбор темы рисунка, техники, материалов;

подготовка материалов, используемых в рисунке;

изготовление рисунков;

обсуждение хода работы и итога выполненного;

обмен впечатлениями о выполненной работе.

Помочь выбрать тему, технику рисунка, подготовить материалы для его изготовления.

Организовать выполнение творческой работы: рисование картины - рассуждения.

Помочь провести диалог, в ходе которого дети обменяются полученными впечатлениями о выполненном рисунке.

 

2 дня утро, вечер Группа,

дом

3 Создание и оформление комикса “Рыбалка”. Нарисовать комикс цветными восковыми мелками. 1 день утро, вечер группа
4 Составление рассказов по выполненным картинам. Развивать связную речь. 1 день утро, вечер группа
V этап – Презентационный
1 Презентация комикса, картин – рассуждений. Показ родителям. Демонстрация детям старших групп. Привлечь дошкольников к защите проекта.

Формировать способность презентовать продукт проектной деятельности. Обобщить представления детей о значимости добычи нефти, бережном её использовании.

1 день НОД группа

Перспектива развития проекта:

  • В дальнейшем работа по созданию картин - рассуждений, комиксов на экологическую тему может быть продолжена. Результатом может быть создание новых картин-рассуждений, комиксов по различной тематике, которые
  • будут использоваться в НОД по познавательному, художественно-эстетическому, речевому развитию.