Технологическая карта урока на тему "Свойства сложения и вычитания натуральных чисел. Числовые и буквенные выражения. Формулы". 5-й класс

Разделы: Математика

Класс: 5


Тип урока: урок общеметодологической направленности.

Цель деятельности педагога:

Создать условия для применения свойств сложения и вычитания, нахождения значений буквенных выражений при решении учебных и практических задач, развития вычислительных навыков, воспитания информационной культуры.

Образовательные источники и ресурсы:

  • Математика: 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций / А.Г.Мерзляк, В.Б.Полонский, М.С.Якир -М. : Вентана - Граф, 2014
  • Приложения 1-3.
  • Презентация,
  • Интернет

Методы и формы обучения:

  • Методы: устный контроль и самоконтроль (фронтальный и индивидуальный опрос), стимулирование интереса к обучению (создание познавательно-игровых моментов, эмоционально-позитивных ситуаций), организация и осуществление учебной деятельности (по способу передачи информации - наглядный и словесный, по степени самостоятельности мышления - репродуктивный и частично-поисковый, по степени управления учебной работой - под руководством учителя и самостоятельная работа).

Формы: индивидуальная, фронтальная

Основные понятия:

  • Свойства сложения и вычитания натуральных чисел, числовое выражение, буквенное выражение, формула.

Планируемые результаты:

Предметные УУД

  • Закрепить навыки: применения свойств сложения и вычитания при вычислениях и упрощении буквенных выражений, нахождения значений буквенных выражений и формул, составления буквенных выражения при решении задач.

Метапредметные УУД

  • Познавательные: уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий, осуществлять контроль и оценку процесса и результатов деятельности; проводить анализ, строить логические цепи рассуждений, моделировать ситуации; самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; самостоятельно достраивать и восполнять недостающие компоненты.
  • Коммуникативные: владеть языковыми средствами - умением ясно, логично и точно излагать свою точку зрения; уметь продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности.
  • Регулятивные: уметь самостоятельно определять цели и составлять планы деятельности, самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать свою деятельность

Личностные УУД

  • Формировать основы саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями; уметь вести диалог с учителем, одноклассниками, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения

Организационная структура урока

Этап урока Деятельность учащихся Деятельность учителя Универсальные учебные действия
Организационный этап Приветствие Проверка готовности учащихся к уроку. Приветствие учащихся.  
Мотивация учебной деятельности Настрой на работу.

Отвечают на вопросы учителя, аргументируют свою точку зрения.

- Русский математик Алексей Иванович Маркушевич говорил: "Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает настойчивость и упорство в достижении цели".

- Как вы понимаете его слова?

Презентация (слайд 2)

- Если вы настроились на работу обведите в маршрутном листе соответствующего смайлика.(приложение 1)

Личностные: формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов.

Коммуникативные: понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной.

Познавательные: построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

Регулятивные: принятие и сохранение учебной задачи

Актуализация учебных знаний Отвечают на вопросы учителя, аргументируют свой ответ, проговаривая свойства сложения и вычитания.

Фронтальная работа с классом.

Предлагают свои пути решения проблемы.

Проговаривание формулы пути

- Ребята, поработаем устно. Первое задание: вычислите удобным способом. Что использовали для решения? Какие свойства?

(Слайды 3 и 4)

- Ребята, сегодня, когда я ехала на работу, по радио сказали, что по народному календарю в этот день журавли отправляются в теплые края на зимовку. Мне стало интересно, сколько же они пролетят? А вы как считаете?

- Что мы для этого должны знать?

-Верно, нужно знать скорость и время полета. Со временем все просто, журавли летают только в светлое время суток, значит длительность полета - 8 часов. А скорость?

- Обратимся к Интернету. В Яндексе введем запрос и узнаем скорость журавля.

- Она равна 55 км/ч.

- Найдите какое расстояние они пролетят?

- Какие знания мы с вами повторили?

Познавательные: поиск и выделение информации; умение строить речевое высказывание; анализ объектов с целью выделения признаков; выдвижение гипотез их обоснование; рефлексия условий и способов действий; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; формулирование собственного мнения.

Формулировка темы и цели урока Формулируют тему и цель урока, заполняют маршрутный лист -Какова же тема урока?

- Какую цель мы себе поставим?

Запишем в маршрутном листе тему и цель урока. Кроме того, оцените свою устную работу: если вы довольны, то улыбающийся смайлик, в противном случае - грустный. (Приложение 1)

Личностные: формирование смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов.

Познавательные: построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

Регулятивные: принятие и сохранение учебной задачи

Динамическая пауза Выполняют зарядку вместе с учителем. - Давайте вспомним, как грациозно летают журавли, изобразим их под музыку.

(слайд 5)

 
Самостоятельная работа с проверкой по эталону Выполняют задание, а затем самопроверку по эталону.

Используя алгоритм исправления ошибок, анализируют свое решение и определяют место ошибок; выявляют и фиксируют способы действий, в которых допущены ошибки.

- Записывайте в тетрадях число, классная работа.

- Ребята, сейчас мы будем работать следующим образом: у вас на столах лежат листы с заданиями (Приложение 2). К каждому заданию предложено три уровня сложности, вы выбираете тот, который, как вы считаете, соответствует вашему уровню знаний. В маршрутном листе у вас указано время выполнения каждого задания. В листе с заданиями у вас есть и критерии выставления оценок, поэтому подумайте, какие задания вам лучше выбрать.

Итак, решаем первое задание, затем проверяем. У вас 4 минуты, я засекаю время.

- Положите ручки, возьмите карандаш для исправления ошибок. Выполняем проверку: если все верно, ставим в маршрутном листе, набранные баллы.

(слайд 6)

- Если вы довольны полученным результатом, нарисуйте в маршрутном листе улыбающегося смайлика.

Аналогичная работа по следующим 4 заданиям: решают, проверяют по эталону, выставляют баллы в маршрутный лист.

(Слайды 7-10)

Регулятивные: планирование деятельности.

Познавательные: умение структурировать знания,

осуществлять контроль и оценку процесса и результата деятельности.

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог.

Личностные: формирование потребности в самовыражении и самореализации

Подведение итогов. Рефлексия учебной деятельности Оценивают собственную деятельность на уроке. - Ребята, скажите, достигли ли мы цели урока?

- Заполните последнюю строку в маршрутном листе. (продолжите фразу...)

- Если вы считаете, что готовы к написанию контрольной работы, то поднимите улыбающегося смайлика, в противном случае - грустного!

(слайд 11)

Личностные: формирование адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия.

Познавательные: построение речевого высказывания в устной и письменной форме

Домашнее задание Записывают домашнее задание Выдать карточки с домашним заданием. (Приложение 3)