Тип урока: урок общеметодологической направленности.
Цель деятельности педагога:
Создать условия для применения свойств сложения и вычитания, нахождения значений буквенных выражений при решении учебных и практических задач, развития вычислительных навыков, воспитания информационной культуры.
Образовательные источники и ресурсы:
- Математика: 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций / А.Г.Мерзляк, В.Б.Полонский, М.С.Якир -М. : Вентана - Граф, 2014
- Приложения 1-3.
- Презентация,
- Интернет
Методы и формы обучения:
- Методы: устный контроль и самоконтроль (фронтальный и индивидуальный опрос), стимулирование интереса к обучению (создание познавательно-игровых моментов, эмоционально-позитивных ситуаций), организация и осуществление учебной деятельности (по способу передачи информации - наглядный и словесный, по степени самостоятельности мышления - репродуктивный и частично-поисковый, по степени управления учебной работой - под руководством учителя и самостоятельная работа).
Формы: индивидуальная, фронтальная
Основные понятия:
- Свойства сложения и вычитания натуральных чисел, числовое выражение, буквенное выражение, формула.
Планируемые результаты:
Предметные УУД
- Закрепить навыки: применения свойств сложения и вычитания при вычислениях и упрощении буквенных выражений, нахождения значений буквенных выражений и формул, составления буквенных выражения при решении задач.
Метапредметные УУД
- Познавательные: уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий, осуществлять контроль и оценку процесса и результатов деятельности; проводить анализ, строить логические цепи рассуждений, моделировать ситуации; самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; самостоятельно достраивать и восполнять недостающие компоненты.
- Коммуникативные: владеть языковыми средствами - умением ясно, логично и точно излагать свою точку зрения; уметь продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности.
- Регулятивные: уметь самостоятельно определять цели и составлять планы деятельности, самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать свою деятельность
Личностные УУД
- Формировать основы саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями; уметь вести диалог с учителем, одноклассниками, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения
Организационная структура урока
Этап урока | Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Универсальные учебные действия |
Организационный этап | Приветствие | Проверка готовности учащихся к уроку. Приветствие учащихся. | |
Мотивация учебной деятельности | Настрой на работу. Отвечают на вопросы учителя, аргументируют свою точку зрения. |
- Русский математик Алексей Иванович
Маркушевич говорил: "Кто с детских лет
занимается математикой, тот развивает внимание,
тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает
настойчивость и упорство в достижении цели". - Как вы понимаете его слова? Презентация (слайд 2) - Если вы настроились на работу обведите в маршрутном листе соответствующего смайлика.(приложение 1) |
Личностные: формирование
ценностных ориентиров и смыслов учебной
деятельности на основе развития познавательных
интересов, учебных мотивов. Коммуникативные: понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной. Познавательные: построение речевого высказывания в устной и письменной форме. Регулятивные: принятие и сохранение учебной задачи |
Актуализация учебных знаний | Отвечают на вопросы учителя,
аргументируют свой ответ, проговаривая свойства
сложения и вычитания. Фронтальная работа с классом. Предлагают свои пути решения проблемы. Проговаривание формулы пути |
- Ребята, поработаем устно. Первое
задание: вычислите удобным способом. Что
использовали для решения? Какие свойства? (Слайды 3 и 4) - Ребята, сегодня, когда я ехала на работу, по радио сказали, что по народному календарю в этот день журавли отправляются в теплые края на зимовку. Мне стало интересно, сколько же они пролетят? А вы как считаете? - Что мы для этого должны знать? -Верно, нужно знать скорость и время полета. Со временем все просто, журавли летают только в светлое время суток, значит длительность полета - 8 часов. А скорость? - Обратимся к Интернету. В Яндексе введем запрос и узнаем скорость журавля. - Она равна 55 км/ч. - Найдите какое расстояние они пролетят? - Какие знания мы с вами повторили? |
Познавательные: поиск и
выделение информации; умение строить речевое
высказывание; анализ объектов с целью выделения
признаков; выдвижение гипотез их обоснование;
рефлексия условий и способов действий; выбор
наиболее эффективных способов решения задач в
зависимости от конкретных условий. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; формулирование собственного мнения. |
Формулировка темы и цели урока | Формулируют тему и цель урока, заполняют маршрутный лист | -Какова же тема урока? - Какую цель мы себе поставим? Запишем в маршрутном листе тему и цель урока. Кроме того, оцените свою устную работу: если вы довольны, то улыбающийся смайлик, в противном случае - грустный. (Приложение 1) |
Личностные: формирование
смыслов учебной деятельности на основе развития
познавательных интересов, учебных мотивов. Познавательные: построение речевого высказывания в устной и письменной форме. Регулятивные: принятие и сохранение учебной задачи |
Динамическая пауза | Выполняют зарядку вместе с учителем. | - Давайте вспомним, как грациозно летают
журавли, изобразим их под музыку. (слайд 5) |
|
Самостоятельная работа с проверкой по эталону | Выполняют задание, а затем самопроверку
по эталону. Используя алгоритм исправления ошибок, анализируют свое решение и определяют место ошибок; выявляют и фиксируют способы действий, в которых допущены ошибки. |
- Записывайте в тетрадях число, классная
работа. - Ребята, сейчас мы будем работать следующим образом: у вас на столах лежат листы с заданиями (Приложение 2). К каждому заданию предложено три уровня сложности, вы выбираете тот, который, как вы считаете, соответствует вашему уровню знаний. В маршрутном листе у вас указано время выполнения каждого задания. В листе с заданиями у вас есть и критерии выставления оценок, поэтому подумайте, какие задания вам лучше выбрать. Итак, решаем первое задание, затем проверяем. У вас 4 минуты, я засекаю время. - Положите ручки, возьмите карандаш для исправления ошибок. Выполняем проверку: если все верно, ставим в маршрутном листе, набранные баллы. (слайд 6) - Если вы довольны полученным результатом, нарисуйте в маршрутном листе улыбающегося смайлика. Аналогичная работа по следующим 4 заданиям: решают, проверяют по эталону, выставляют баллы в маршрутный лист. (Слайды 7-10) |
Регулятивные: планирование
деятельности. Познавательные: умение структурировать знания, осуществлять контроль и оценку процесса и результата деятельности. Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог. Личностные: формирование потребности в самовыражении и самореализации |
Подведение итогов. Рефлексия учебной деятельности | Оценивают собственную деятельность на уроке. | - Ребята, скажите, достигли ли мы цели
урока? - Заполните последнюю строку в маршрутном листе. (продолжите фразу...) - Если вы считаете, что готовы к написанию контрольной работы, то поднимите улыбающегося смайлика, в противном случае - грустного! (слайд 11) |
Личностные: формирование
адекватной позитивной самооценки, самоуважения
и самопринятия. Познавательные: построение речевого высказывания в устной и письменной форме |
Домашнее задание | Записывают домашнее задание | Выдать карточки с домашним заданием. (Приложение 3) |