Вид проекта: краткосрочный
Тип проекта: информационно-творческий
Срок реализации: 1 месяц
Количество участников проекта: 10 человек
Возраст детей: 5-6 лет
Форма проведения: групповая
Актуальность
Экологические сказки, в детях воспитывают культуру поведения и бережное отношение к живому, развивают познавательный интерес к природе. Интерес детей к экологической сказке определяется, прежде всего, новизной сюжета, наличием необычных персонажей, их действий, а также конечным результатом. Экологические сказки – самый доступный способ передачи представлений о явлениях природы, о животных, растениях и окружающем мире. Использование сказок в экологическом воспитании дошкольников, позволяет сделать этот процесс интересным для детей и потому результативным.
Таким образом, на основе представлений , которые дети получают через экологические сказки, могут быть заложены начальные формы осознанно правильного отношения к природе; интерес к ее познанию; сочувствие ко всему живому; способности видеть красоту природы в разных ее формах и проявлениях, выражать свое эмоциональное отношение к ней.
Проект – это специально организованный комплекс действий, завершающийся созданием продукта деятельности. В процессе создания проекта ребёнок сам прикладывал какие-либо усилия, вместе с родителями что-то искал, рисовал, делал, то такие знания остаются в памяти надолго. В ходе создания проекта дети учатся выходить на проблему, ставит её и добиваться результата. Это и есть зачатки самостоятельной творческой деятельности, которая будет необходима для дальнейшей жизни.
Цели и задачи проекта:
развивать у детей
познавательный интерес к экологическим сказкам
через ознакомление с художественной литературой
и организацию непосредственно –
образовательной деятельности.
Краткое содержание проекта:
Данный проект направлен на ознакомление детей с экологическими сказками через различные виды деятельности: непосредственно-образовательную деятельность (познавательное развитие, социально – коммуникативную деятельность, художественно – эстетическое развитие); практическую деятельность детей и совместную деятельность детей и родителей.
Задачи педагогические
- Познакомить детей с экологической сказкой;
- Содействовать развитию речи ребенка: обогащать словарь, повышать выразительность речи;
- Формировать у детей способности с помощью взрослых осуществлять поиск информации в различных источниках;
- Расширять у детей экологические представления через экологические сказки, художественные произведения и творческие способности
- Привлечь родителей к участию проектной деятельности;
- Формировать у детей способности придумывать литературные произведения и иллюстрировать их;
- Развивать творческие способности, фантазию, инициативу дошкольников в ходе рисования иллюстраций, раскрашивания с помощью пластилинового рисования, восковыми мелками, цветными нитками, шерстяной акварелью, ватными палочками (пуантилизм).
Гипотеза:
Мы решили, что если дети познакомятся с содержанием экологической сказки, нарисуют иллюстрации, подберут информацию совместно с родителями в интернете, то у детей сформируется положительное отношение к природе, сочувствие ко всему живому; способности видеть красоту природы в разных ее формах и проявлениях, выражать свое эмоциональное отношение к ней.
Оценка результатов проектной деятельности будет отслеживаться через: беседы с детьми, через наблюдение за детьми в ходе создания проекта, через непосредственно-образовательную и самостоятельную изобразительную деятельность, совместную работу с родителями.
Ожидаемые результаты:
- В ходе совместной деятельности дошкольники научатся планировать свои действия, взаимодействовать со взрослыми и сверстниками.
- Обогатится словарный запас детей.
- Дошкольники приобретут уверенность в собственных силах.
- В совместной деятельности будут пройдены практически все этапы создания проекта: рисование картинок .
- Повысится мотивация детей к совместной деятельности, что будет способствовать более интенсивному и гармоничному развитию познавательных интересов у дошкольников, их всестороннему развитию.
План действий:
Постановка проблемы и определение предстоящей деятельности с детьми была начата с Модели трех вопросов:
Что мы знаем об экологических сказках? | Что мы хотим узнать? | Что мы должны сделать, чтобы узнать? |
Говорится о природе и ее явлениях В них есть сказочные герои; Красивые иллюстрации. |
Какие бывают экологические сказки?
(Ксюша К) Что такое экология ? (Света с) Кто сочиняет сказки? (Максим Р) Как можно самим нарисовать картинки (Никита М) |
Посмотреть в энциклопедиях (Ангелина А); Поинтересоваться у воспитателя; (Саша П); Попросить маму посмотреть в интернете (Виолетта К); |
Содержание деятельности по выполнению проекта
Этап | Формы работы (с наименованием) |
задачи | Срок реализации | Время в режиме дня | Место проведения |
1 этап 1. |
Цикл бесед “Какие бывают
сказки ” |
Развивать коммуникативные способности детей в процессе вовлечения детей в содержательное диалоговое общение. | В течение месяца | НОД | группа |
2. | Просмотр мультфильмов на экологическую тему | Формировать положительное отношение к объектам природы. | В течение месяца | В режимных моментах | Группа семья |
3. | Чтение художественной литературы на экологическую тему: “Путешествие капельки”, “Жила- была река” | Формировать интерес к художественной литературе, бережное отношение к природе | В течение месяца | В режимных моментах | Группа |
II этап 1. |
Рисование картинок детьми и родителями иллюстрации к сказке поэтапно | Развивать творческие способности, воображение в процессе изобразительной деятельности. | В течение месяца | В режимных моментах | Семья |
2. | Составление рассказов по сюжетным картинкам, используя карты Проппа” | Развивать инициативу в поисковой деятельности с целью получения новых представлений. | В течение месяца | - | Группа |
3 | Игровая деятельность “Пазлы” (собери сказку) Драматизация сказки “Заяц и еж” |
Способствовать развитию психических процессов через познавательно-игровую деятельность. | в течение месяца | В свободной деятельности |
Группа |
4. | Художественно–эстетическое развитие: рисование иллюстраций к сказке в нетрадиционной технике (шерстяная акварель, ниткография, восковые мелки, цветной песок | Развивать способности детей рисовать сюжет через изобразительные виды деятельности. | В течение месяца | НОД | Группа |
3 этап | Организация выставки совместных рисунков детей с педагогом на тему: “Рисуем иллюстрации к сказке” | Формировать ценностное отношение к собственному труду и труду других людей и его результатам. | В течение 2 дней. | - | Группа |
IV этап | Презентация проекта | Развивать способности детей представлять продукт своей деятельности. | Последний четверг месяца | Вторая половина дня | Музыкальный зал |
Этапы работы над проектом
1. Поисковый
Поиск и анализ проблемы:
Как возникла идея создания проекта? В процессе свободной деятельности вместе с детьми читали сказки и смотрели мультфильмы на экологическую тему: “Путешествие капельки”, “Жила - была река”, “Путешествие облачка”, “Все живое в природе нуждается в воде”. Я спросила, какая сказка больше понравилась? Большинство детей отметили третью сказку
Выбор формы продукта:
“А как можно передать другим детям, чтобы узнали сказку. Дети предложили нарисовать картинки, слепить из пластилина фрагменты из сказки. Решили нарисовать иллюстрации к сказке, “Все живое в природе нуждается в воде”, используя разные техники рисования.
Определение темы проекта и названия продукта:
Я предложила детям так, и назвать наш проект: “Рисуем иллюстрации к сказке” и оформить выставку рисунков на тему: “Все живое в природе нуждается в воде” Постановка цели проекта:
Цель: создать выставку, выполненную детьми, совместно с педагогом
Задачи:
- Побуждать детей ставить и решать проблему; развивать основы ключевых компетентностей – умение добывать и пользоваться знаниями через практическую деятельность; формировать коммуникативные компетентности, элементарные навыки обращения, разговора, возражения.
- Развивать познавательные способности, творческое мышление.
- Активизировать желание искать пути решения, проблемной ситуации.
- Развивать способности детей представлять продукт деятельности.
Деятельность педагога на первом этапе: он формулирует проблему, цель, определяет продукт проекта, вводит детей в игровую ситуацию, формулирует задачу.
Деятельность детей: они входят в проблему, вживаются в игровую ситуацию, принимают задачу.
2.Аналитический
Анализ и подбор ресурсов:
Обсудили с детьми, как будем оформлять выставку, чем рисовать рисунки, что для этого нужно и где возьмём материал? Что нужно, чтобы выставка получилась красочной?
Сбор и изучение информации:
Вечером дала домашнее задание в присутствии ребёнка: подобрать нужную информацию (загадки, дидактические игры на экологическую тему). Обсудили с родителями, где её найти (в интернете).
Деятельность детей на данном этапе:
Подбор и обсуждение материала, и сбор информации
Деятельность педагога:
Педагог помогает спланировать деятельность и организует деятельность с родителями.
3. Практический
В ходе познавательной, социально-коммуникативной деятельности дети узнали, какие бывают сказки, кто рисует иллюстрации к ним, чему учат сказки на экологическую тему. В процессе деятельности по художественно-эстетическому развитию дети рисовали своими руками совместно с педагогом иллюстрации к сказке .
В процессе совместной деятельности с родителями дети подбирали информацию, красочные иллюстрации по теме проекта, оформляли титульные листы названия проекта, участвовали в организации выставки.
Деятельность педагога:
Педагог оказывает практическую помощь (по необходимости направляет и контролирует осуществление проекта)
Деятельность детей:
Участвуют в практической деятельности.
4. Презентационный
На этом этапе деятельность педагога: подготовка к презентации.
Деятельность детей: готовят продукт деятельности к презентации
5. Контрольный
Детям интересно работать над проектом. С большим удовольствием дети любят что-либо делать совместно с мамами. Каждый ребёнок считает, что его рисунок, информация самая интересная. Это вызывает у него чувство гордости.
Дальнейшее использование продукта проектной деятельности
Мы с детьми решили, что другие дети тоже должны знать , что все живое в природе нуждается в воде и познакомить детей группы “Солнышко с этой сказкой и показать рисунки.
Значение проекта
Проект приносит большую пользу детям. Он даёт возможность ребёнку экспериментировать, синтезировать полученные представления, развивать творческие способности и коммуникативные качества.