Развитие речи. Подготовка к написанию сочнения

Разделы: Начальная школа


Цель: создать условия для формирования умения писать сочинение, учить применять полученные знания в жизненных ситуациях.

Задачи:

Предметные результаты: формировать представление о том, как правильно подготовиться к написанию сочинения.

Метапредметные результаты:

  • регулятивные УУД – формировать понимание важности планирования своей деятельности, оценивать свою деятельность в соответствии с образцом
  • познавательные УУД
    • формировать умение осуществлять поиск необходимой информации;
    • анализировать информацию, строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте.
  • коммуникативные УУД – формировать умение работать в паре, слушать и слышать других, договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности

Личностные результаты: формировать ценностное отношение к самому себе через осознание особенностей своей собственной позиции

Оборудование: 

  • компьютер, мультимедийное оборудование, презентация Microsoft Office Power Point: зимние мотивы.
  • карточки-алгоритм, карточки с заданиями.

Методы: продуктивный, словесный, наглядный, практический.

Тип урока: комбинированный.

Межпредметные связи: окружающий мир, русский язык.

Организация пространства: работа фронтальная, в парах, индивидуальная.

Этапы урока Временная реализация
Организационный момент. Кинезиология. 1 минута
Словарная работа. 5 минут
Постановка цели урока. 2 минуты
Основной этап изучения материала. 31 минута
Рефлексия 3 минуты
Подведение итогов. 2 минуты
Домашнее задание 1 минута

Технологическая карта урока

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность обучающихся Формируемые УУД
Огр.момент

Мотивация. Кинезиология.

Цель: подготовка и мотивация детей к работе на уроке, определение целей и задач урока

Организует. Уточняет. Создает эмоциональный настрой.

Загляните друг другу в глазки.

- Подарите улыбку друг другу.

- Поделитесь своим хорошим настроением друг с другом.

Упражнения:

Пальчики здороваются.

Ухо – нос.

  Л.: Самоопределение

Смыслообразование

К.: дружба и товарищество с одноклассниками;

Р.: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Актуализация опорных знаний. Словарная работа - Проверьте готовность к уроку.

Вспомните золотые правила нашего класса:

- Начинаем работать. Откройте тетради, запишите число.

- Я умею слушать других

- Я вежлив и доброжелателен

- Я умею задавать вопросы

- Я хорошо работаю.

 
- Теперь внимание экран.

- Посмотрите, что записано?

- Какое задание будете выполнять?

Записываем:

Восьмое декабря.

Классная работа.

- Спишите словарные слова, вставляя пропущенные орфограммы.

М-роз, б-рёза, дят-л, г-р-зонт, б-седа.

- Оцените свою работу по критериям (выбор критериев – 5б.).

- Проверьте свою работу ещё раз, сравнив её с образцом.

Мороз, берёза, дятел, горизонт, беседа.

- У кого всё правильно? Встаньте. Молодцы!!!!!

1) Дети записывают слова, вставляя пропущенные орфограммы.

2) Проверяют свою работу, сравнивая с образцом.

3) Оценивают.

- Назовите лишнее слово. Объясните, почему оно лишнее?

- Составьте красивые предложения с этим словом.

- Как называется группа предложений на заданную тему, которые связаны между собой по смыслу?

- А если мы сами составляем, сочиняем эти предложения? (сочинение)

- Значит чем мы с вами будем заниматься сегодня?

Какая тема нашего урока?

“Подготовка к написанию сочинения”.

- Что уже знаете по этой теме?

- Значит, эта тема для вас не нова.

- Как вы думаете, мы сегодня будем узнавать что – то новое или закреплять уже полученные знания?

- Какова цель урока?

“Систематизировать знания, чтобы правильно записать наш рассказ - сочинение”.

Ответы детей.
- Какими м/б сочинения?

- Я желаю вам быть активными, старательными и внимательными.

Овет: сочинение м/б устное или письменное. П.:

осознанное и -произвольное построение речевого высказывания ; построение логической цепи рассуждений,

Р.: волевая саморегуляция;

Контроль, коррекция своих действий;

К.: ведение диалога с учителем;

- совместная деятельность при работе в паре;

- планирование учебного сотрудничества

Л.: осознание ответственности за общее и личное дело.

2. Закрепление знаний и способов действий

Цель: обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в изменённой ситуации.

- У каждого сочинения есть своя тема. Определите тему нашего сочинения, прослушав стихотворение.

- О чём прочитанное стихотворение? Определите его тему.

- Почему так решили? Докажите.

- Значит, о чём будет наше сочинение?

* Более точное название темы сочинения вы дадите сами чуть позже.

* Наше сочинение будет состоять их 3-х частей.

1) Начало рассказа.

2) Основная часть.

3) Концовка.

- Выступает Таня К., остальные слушают. Смотрят в/клип.

Определяют тему стих-я.

Поёт зима, аукает
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою,
Плывут в страну далёкую
Седые облака.
А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.......

 
Усвоение нового материала. - Как вы думаете, что будем рассказывать, описывать в 1-й части нашего сочинения.

- С чего следует начать сочинение?

* Правильно – нужно рассказать о времени года, о котором будем писать.

- Каким может быть первое предложение?

- Прочитайте слова. Выберите из данных слов нужные, по вашему мнению, и составьте предложение.

- Запишите.

- Какое предложение вы записали? Почему?

- Расскажите о погоде зимой.

- Составьте или прочитайте красивые предложения о зимней погоде.

   
- Молодцы!!!

- А теперь внимательно смотрим на экран.

- Что вы просмотрели?

- Какие стоят деревья? Кусты, травы, цветы?

- Составьте предложения о растениях в зимнее время.

- Мы выбирали критерии по умениям.

ВИДЕО Эдгара

КАРТИНА ЗИМНЕГО ЛЕСА

П.:

осознанное и произвольное построение речевого высказывания; построение логической цепи рассуждений,

Р.: волевая саморегуляция;

Контроль, коррекция своих действий;

К.: ведение диалога с учителем;

- совместная деятельность при работе в паре;

- планирование учебного сотрудничества

Л.: осознание ответственности за общее и личное дело

Практическая работа. Возьмите карточки №1.

- Прочитайте задание. Что вам нужно делать? Зачем?

- Обогатите предложения прилагательными.

Вот и пришла зима. Стоят деньки. С неба на землю летят снежинки. Снег покрыл землю. В лесу тихо. Деревья закутались в покрывала. Хлопья снега лежат на ёлочках. На макушках сосен шапки.

ОВЗ-карточки – помощники.

Слова для справок: белоснежная, морозные, пушистый, мёрзлую, снежные, сказочном, огромные, маленьких, белые, пышные, снеговые.

Умения работать индивидуально, в паре, в группе. Анализируют свою работу на уроке. Делают выводы и оценивания своей работы на уроке по оценкам

П.: контроль и оценка процесса и результатов своих действий;

- осознанное и произвольное построение высказывания

Беседа по вопросам. - Прочитайте, какие предложения у вас получились.

- Хорошо. Молодцы!

- Посмотрите ещё раз на картину.

- Кого не хватает на картине, чтобы она ожила?

- Верно, не хватает птиц и зверей.

- Отгадайте загадки, назовите животного или птицу.

  Л.: самооценка на основе успешности;

-адекватное понимание причин успеха/ неуспеха в учебной деятельности;

- следование в поведении моральным нормам

Хожу в пушистой шубке, живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе, орешки я грызу.
(белка)

Рыжая хозяйка из лесу пришла, стёжки-дорожки хвостом подмела. (лиса)

Маленький, беленький, по лесочку прыг-прыг, по снежочку тык-тык. (заяц)

Серенькая шапочка, маленькая птичка

Сидит на тонкой ветке красивая.......(синичка)

На голом суку сидит, кар-кар кричит. (Ворона)

Длинный клюв и много пятен, ну, конечно, это.... (дятел).

На ветках ели яблоки, попробуй - собери.
Но вдруг вспорхнули яблоки, ведь это....(снегири).

- Как живётся зверям и птицам зимой?

- Какие ложатся на зиму спать?

- Как ведут себя другие звери?

- Составьте или найдите в своих записях предложения о жизни птиц и зверей зимой.

Рисунки на доску.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ Артем П.

К.: формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений
Практическая работа. Карточка №2.

- Положите перед собой карточки №2.

- Прочитайте задание. Расскажите, что вам нужно сделать. А зачем нам нужно уметь находить ошибки в записи текста?

- Выполняем работу на карточке.

1-в

Спить мидвет вберлоги. Белка затаилас ввиршыне высокай ели. На фоне снежново по крова реско выделяются снегири ярким опирением.

2-в

Пирелётные птицы у лители наюк. Снами асталис земовать сеницы, сароки, голуби. Они перелитают висёлыми стайками от деривца к деривцу.

- Проверьте и оцените свою работу в парах. (Не забываем объяснять свою оценку)

(Деревце зимой, для глаз)

- Посмотрите на нашу картину. Как думаете, что это за белое пятно на нашей картине? (каток).

- Кто должен быть на катке?

- Кто из вас сам любит и умеет кататься на коньках? Почему?

- В какие ещё игры любят играть дети зимой?

- Составьте предложения о зимних забавах детей.

Выполняют работу индивидуально, проверяют выполнение в парах, оценивают. Акцентирует внимание на конечный результат УД обучающихся на уроке

- Спасибо за урок. 

- Молодцы!  

- Ещё раз улыбнулись друг другу.

Высказывают свои впечатления.

П.: осознанное и произвольное построение высказывания;

К.: выражение своих мыслей;

Физкультминутка

Цель: кратковременная физическая разминка

Беседа

- Молодцы!!!

- И заключительная часть.

- О чём нужно написать в этой части?

- Правильно, в ней нужно подвести итог всему сказанному, выразить ваше отношение к времени года – зиме. Это может быть 1 – 2 предложения, желательно не больше.

- Составьте предложения, которыми можно закончить текст.

- Прочитайте предложение на экране.

Хорошо зимой

- Какой знак нужно поставить в конце предложения? Почему?

- Спишите предложение, разобрав его по орфограммам и поставив нужный знак в конце предложения.

Ответы детей.  
Работа в парах. - Осмыслите всё сказанное на уроке, приведите свои мысли в порядок.

- Расскажите друг другу – о чём вы будете писать в сочинении.

Рассказывают текст друг другу.  
Практическая работа. Сейчас каждый из вас будет выполнять свою работу по написанию сочинения.

1 группа: будут писать сочинение по данному плану. На каждый пункт плана – 1-2 предложения, чтобы в результате получился связный текст.

2 группа: нужно поставить части текста в нужном порядке, чтобы получился связный рассказ и записать.

3 группа: спишут текст, вставляя пропущенные орфограммы.

4 группа: спишут внимательно текст, не допуская ошибок.

Осуществляется дифференцированный подход  
Организация детей для написания сочинения.

Звучит музыка.

- Прочитайте внимательно своё задание.

- Кто хочет поменять своё задание на более трудное?

- А кто на более лёгкое?

- Ещё раз прочитайте своё задание. Начинаем работать.

ЧИСЛО.
СОЧИНЕНИЕ.
НАЗВАНИЕ.

- Начинаем выполнять задание. Старайтесь выполнять работу качественно. Можно использовать все карточки с заданиями для написания сочинения.

Работа в тетрадях для к/р  
Рефлексивно-оценочный. Организует учащихся на самооценку.

- Молодцы! Почти все справились с заданием.

- А чья работа на уроке вам понравилась больше? Почему?

- Кто был самым активным?

Предлагает вернуться к целям урока.

- Ну что ж, пришла пора подвести итог нашего урока.

- Какую цель мы ставили перед собой в начале урока? Достигли мы её?

- Научились составлять текст на заданную тему?

- Где пригодятся нам эти знания?

Предлагает закончить высказывание:

- Сегодня на уроке я узнал(а).....

- На уроке я научился (лась)

- Моё настроение на уроке.......

Словарь, правила.

Анализируют свою работу на уроке.

 

Дети дают устную оценку друг другу, затем делают самооценку.

 

.

 

 

Определяют своё эмоциональное состояние на уроке.

Личностные:

Ценностное отношение к самому себе.

 

 

 

Метапредметные

Регулятивные – отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Д/З Акцентирует внимание на конечный результат УД обучающихся на уроке

- Спасибо за урок.

  -Молодцы!  

- Ещё раз улыбнулись друг другу.

  Акцентирует внимание на д/з

Записывают задание в дневники

П.: определение основной информации

Р.: целеполагание