Урок математики на тему "Литр. Сколько литров?". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цель деятельности учителя создать условия для формирования у учащихся представлений о том, как важно научиться пользоваться дополнительными источниками информации; учить применять полученные знания в жизненных ситуациях; создать условия для духовно-нравственных и эмоциональных переживаний; показать, что видеть мир по-новому можно благодаря единству человека и природы
Тип урока Открытие новых знаний.
Задачи по достижению результатов Личностные результаты: ценностное отношение к самому себе через осознание особенностей своей собственной позиции

Метапредметные результаты:

  • регулятивные УУД - понимают важность планирования своей деятельности, оценивают свою деятельность в соответствии с образцом
  • познавательные УУД - осуществляют поиск необходимой информации; - анализируют информацию, строят рассуждения в форме связи простых суждений об объекте.
  • коммуникативные УУД – умение работать в паре, слушать и слышать других, договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности

Предметные результаты: формировать представление о том, что такое литр.

Межпредметные связи окружающий мир, экология.
Организация пространства работа фронтальная, в группах, индивидуальная
Образовательные ресурсы:

- основные;

- дополнительные

Учебник по математике (1 часть), А.Л. Чекин

ИКТ, демонстрационный материал, листы с заданиями

Организационная структура урока

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Формы организации совзаимодействия на уроке УУД Промежуточный контроль
Вводно-мотивационный

Организационный

Организует класс на работу

- Все пришли сегодня в срок, начинается урок.

Кинезиологические упражнения:

“Пальчики здороваются”.

“Ухо – нос”.

Мотивирует на позитивный настрой

-Девиз нашего урока такой: “Думай, делай, понимай и соседу помогай!”

Слушают учителя, демонстрируют готовность к уроку.

Выполняют кинезиологические упражнения.

Фронтальная Личностные:

Знать и соблюдать основные моральные нормы поведения в классе

 
Определениетемы и целеполагание - Начинаем работу.

- Положите перед собой карточку №1.

На карточке записаны слова:

весы, длина, сантиметр, масса, линейка, вместимость, килограмм.

Слушают учителя, отвечают на вопросы, определяют тему урока, ставят цели урока Групповая. Познавательные Ответы:

1 гр – масса, весы, кг.

2 гр. – длина, линейка, см.

(объяс. выбор)

Актуализация знаний и постановка проблемы Задание: разбейте эти слова на группы и объясните свой выбор.

- Почему слово вместимость не отнесли ни к одной группе?

- Рассмотрите на доске изображения сосудов (ведро, блюдце, кастрюля, блюдце).

- Назовите сосуд с самой маленькой вместимостью. С большой.

       

 

 

 

 

 

(Не знаем единиц измерения)

- Расставьте сосуды в порядке возрастания их вместимости. (блюдце, кружка, банка, ведро).

- А можно ли точно определить какова вместимость этих ёмкостей? Почему?

- Определите тему урока. Литр.

- Откройте учебники на стр.88. прочитайте вторую часть названия темы.

- Какие цели поставим перед собой?

- А зачем нам нужно решать поставленные цели?

Метапредметные:

Познавательные:самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.

Цели:Узнать, что такое литр; учиться решать задачи с новой единицей измерения – литр.
Усвоение нового материала.

Совместное открытие новых знаний

- Посмотрите, у вас на столах по 2 ведёрка.

- Можете ли вы сказать, какова вместимость данных ведёрок?

- Сейчас мы будем измерять вместимость ведёрок двумя стаканами, что стоят на столах по очереди.

– Как вы думаете, каков будет результат: одинаковый или нет?

  групповая Предметные:формировать представление о литре, как единице измерения объёма.

Личностные:

Знать и соблюдать основные моральные нормы поведения в классе, уважительно относиться к другому мнению

Мнения разделились.

Ответы детей.

Измеряли разными ёмкостями.

1) Практическая работа.

- Возьмите сначала большой стакан, потом поменьше и измерьте вместимость ведёрок.

- Посчитайте, сколько больших стаканов входит в ведёрко.

- Сколько малых стаканчиков входит?

- Каким оказался результат? Почему, ведь ведёрки одинаковые?

- Как же узнать точно вместимость данных ведёрок? (нужна одинаковая, специальная мерка)

- Что значит, специальная? (стандартная, принятая в математике)

- А кто догадался, о какой единице измерения идёт речь?

- Как, при помощи чего мы можем проверить свои предположения?

Что на уроке нам помогает? (учебник).

    Коммуникативные – умение работать в группе, слушать и слышать других

Познавательные - осуществляют поиск необходимой информации; анализируют информацию, строят рассуждения в форме связи простых суждений об объекте

Нужна специальная единица измерения ёмкости).

Высказывания учащихся.

 

 

 

 

 

 

Устные ответы детей.

Физминутка Поднимает руки класс – это раз!
Повернулась голова – это два!
Руки вниз, вперёд смотри – это три!
Руки в стороны пошире развернули на четыре!
С силой их к плечам прижать – это пять!
Всем ребятам тихо сесть – это шесть!
       
Закрепление изученного материала 2) Работа по учебнику.

- Прочитайте текст задания № 300 на стр. 88 (до картинок).

- О чём беседовали Маша и Миша?

- Что же такое литр? (единица вместимости).

- Ребята, у слова литр поставлена звёздочка. Значит, нам нужно посмотреть в словарике определение слова “литр” - на стр.116.

- Читает.....

- Расскажите, где в жизни вам приходилось иметь дело с такой единицей вместимости, как литр?

- А знаете ли вы, откуда произошло слово “литр”?

(останется время – расскажу).

    Регулятивные

Самостоятельно оценивают свою деятельность

Читают текст учебника.
Решение задач.

Стр.88 № 301.

- Прочитайте задачу. О чём она?

- В чём был сок? (в пакетах)

- Одинаковые ли были пакеты? (1л, 2л)

- Сколько упаковок с литровыми пакетами? (3)

- По сколько штук было в каждой упаковке? (по 12)

- Сколько упаковок с двухлитровыми пакетами? (2)

- По сколько пакетов было в этих упаковках? (по 8 пакетов)

- Продолжать работу будем в тетрадях.

- Откройте тетради, запишите число, классная работа.

08.12.16.

Классная работа.

- Работаем над задачей. Запишите краткую запись задачи и решите её.

Литровых - ? 3 упаковки по 12 п.

Двухлитровых - ? 2упаковки по 8п.

Всего - ?л

1)12 * 3 = 36(л) – сока в литровых пакетах.

2) 8 * 2 = 16(л) – сока в двухлитровых пакетах.

3) 36 + 16 = 68(л) – сока всего.

Ответ: 68 литров сока всего.

- Проверять выполнение работу будем, сравнивая работу с образцом. Оцениваем – по критериям.

- Какие критерии возьмём? Как распределим количество баллов?

- Проверьте выполнение работы, оцените карандашом простым на полях.

- Сравните свою работу с образцом, оцените работу синим карандашом на полях.

- У кого результаты оценивания совпали?

- Молодцы!!!

ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ

      Письменно в тетради

Решают задачу, оценивают.

Сравнивают с образцом, проверяя. Оценивают по критериям.

Самостоятельная работа. 1) Работа по карточкам.

- Прочитайте задачи на карточке. Выберите ту задачу, которую вы хотите решить. Решите её, выполнив краткую запись и решение.

1 в –

1) Для праздника в школе купили 3 коробки яблочного сока, по 2 литра каждая коробка, и 4 коробки виноградного сока, по 3 литра каждая. Сколько литров сока купили к празднику?

2) В трёх одинаковых бочках 69 литров воды. Сколько литров воды в пяти таких бочках?

2 в –

1) Для полива огорода принесли 5 ведер воды, по 12 литров каждый, и 4 бидона, по 17 литров каждый. Сколько литров воды принесли для полива огорода?

2) 75 литров сока разлили по коробкам, наливая в каждую коробку по 3 литра сока. Сколько коробок сока получилось?

2) Взаимопроверка с оцениванием

- сам;

- товарищ с объяснением;

      Учащиеся выбирают задачу и решают её.
Рефлексивно-оценочный Организует учащихся на самооценку

- Молодцы, почти все справились, но чья работа на уроке вам понравилась больше всего и почему?

Кто был самым активным?

Предлагаю вернуться к целям урока

- Ну что ж пришла пора подвести итог нашего урока.

Какую цель мы ставили в начале уроке? Достигли мы её?

Познакомились с единицей вместимости сосуда?

Научились решать задачи с использованием новой единицы измерения?

Где пригодятся на эти знания?

Предлагает закончить предложения :

- Сегодня на уроке я узнал(а)...

- На уроке я научился (лась)...

- Моё настроение на уроке...

- Спасибо, всем, за урок!

Дети дают устную оценку друг другу, затем делают самооценку

определяют своё эмоциональное состояние на уроке.

Фронтальная

Индивидуальная

Личностные: ценностное отношение к самому себе

Метапредметные:

Регулятивные: отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.