Художественная литература как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников

Разделы: Работа с дошкольниками, Патриотическое воспитание


“Книги – корабли мысли, странствующие по волнам
времени и бережно несущие свой драгоценный груз
от поколения к поколению”.
(Ф.Бекон)

В семье и в ДОУ художественная литература представляет большую ценность для воспитания нравственных и патриотических чувств у детей.

Воспитывать детей патриотов необходимо на основе произведений лучших русских писателей, поэтов: А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, К.И. Чуковского, С.Я. Маршака, С.В. Михалкова, Л.Н. Толстого.

Идут годы, но не стареют сказки А.С. Пушкина. Они живут, утверждая добро, справедливость, труд, славя человека-мастера. Принято считать, чем раньше дети знакомятся с творчеством А.С. Пушкина, тем крепче будет их связь с русской землёй. Необходимо познакомить детей с биографией поэта, его сказками и стихами. Дети легко и с интересом запоминают наизусть отрывки из сказок, показывают инсценировки (“Разговор Елисея с ветром”, “Три девицы под окном”, “Разговор с зеркальцем”), выбирая для себя подходящие роли; выразительно читают стихи о природе, о Родине, о защитниках.

Отличные знания показывают дошкольники в дидактических и словесных играх: “Из какой сказки герой?”, “Кто так сказал?”, “Кто отправил эти телеграммы?”.

В сказках А.С. Пушкина – веками накопленная мудрость, нравственная чистота, жизнь русского народа. Образ жадной, неблагодарной старухи в “Сказке о рыбке” помогает ребёнку разобраться в поступках людей, убедиться в правильности их понимания. Актуальное значение в настоящее время имеют пословицы. Они сохранились до наших дней: “Не садись ни в свои сани”, “Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной”. Сколько в них мудрости, поучительности!

Замечательные стихи Пушкина, в которых поэт рисует картины русской природы в разные времена года, воспитывают в детях любовь к родному краю, к своей Родине.

Стихи М.Ю. Лермонтова – первый шаг к рождению патриотизма. Старшие дошкольники с чувством гордости инсценируют стихотворение “Бородино” М.Ю. Лермонтова. Сидя, как бывалые солдаты на привале, возле костра дети (одетые в костюмы солдат 1812 года) вспоминают героизм русских солдат Бородинского сражения. В эти минуты ребёнок чувствует себя богатырём, защитником Отечества.

Никто не может представить своего детства без книг К.И. Чуковского. С ранних лет стихи Чуковского приносят детям радость, а его герои остаются в памяти на всю жизнь. Книги детского писателя пронизаны гуманизмом, верой в победу, добро и справедливость, в торжество правды.

Очень осторожно высмеивается неряшливость, трусость, зазнайство. Его герои – добрый доктор Айболит, Ваня Васильчиков, крокодил, удалой комар вызывают сочувствие у детей, помогают воспитывать в них положительные качества.

Они осуждают жадного крокодила, волнуются за доброго доктора Айболита, которому так трудно добраться до Африки, где ждут его не дождутся больные зверята; радуются храброму комару-победителю, который освободил Муху-Цокотуху. С большим удовольствием дети используют сюжеты из произведений в сюжетно-ролевых играх: устраивают именины Мухи-Цокотухи, приводят лечить зверей к Айболиту, ходят в гости к Мойдодыру, играют в “телефон”.

С большим увлечением слушают сказки, инсценируют их.

Способность верить, огорчаться, сострадать, сопереживать с героями сказок развивает душу ребёнка, воспитывает в ребёнке человечность. Из этого следует, что детская жалость – это ступенька на пути воспитания человечности. Она может проявляться в отношении к другому ребёнку, к взрослому, к животному и даже цветку. То есть сказки К.И. Чуковского имеют большое значение в нравственном воспитании. А нравственное воспитание – это часть патриотического.

Огромную воспитательную ценность имеют книги С.Я. Маршака, оказывая большое влияние на всестороннее развитие ребёнка. Детям очень нравятся книги Маршака.

Его стихи выразительны и музыкальны. В них много юмора. Поэтому стихи легко запоминаются, становятся песенками, считалками (диван, чемодан, саквояж, картина, корзина, картонка и маленькая собачонка). Стоит услышать названия таких стихотворений, как “Детки в клетке”, “Вот какой Рассеянный”, “Багаж” – на лице у ребёнка появляется улыбка. Разве найдётся такой ребёнок, который не веселится в цирке, не радуется в зоопарке!

Смех, который вызывают эти стихи – довод поэта в пользу гармонии и порядка.

С.Я. Маршак высмеивает опасное всезнайство. Он создаёт своего “мастера-ломастера”: “Ну, уж, гвоздь забить – я могу”. Маршак добродушно смеётся над маленькой неумейкой, но у него ведь всё ещё впереди, всё получится, когда вырастет.

С большим удовольствием дети слушают сказки и инсценируют их (“Кошкин дом”, “Теремок”, “12 месяцев”). На основе прочитанных произведений дети устраивают сюжетно-ролевые игры: “Почта”, “Зоопарк”, “Цирк”. С удовольствием рисуют своих любимых героев, дают им характеристику, творчески придумывают другие приключения героев.

Знания о литературных произведениях закрепляются в дидактических играх: “Чьи это вещи?”, “Помоги героям встретиться в одной сказке”, “Календарь года”, “Откуда стол пришёл?”. Любят дети участвовать в литературных викторинах; здесь они активны, изо всех сил стараются быть победителями.

Так как С. Я. Маршак писал обо всём на свете, считаем, что его книги учат добру, честности, трудолюбию, отваге, что необходимо для воспитания подрастающего поколения.

“Пусть каждый день и каждый час
Вам новое добудет.
Пусть будет добрым ум у вас.
А сердце умным будет”.

Так завещал детский писатель своим друзьям – детям.

Творчество С. В. Михалкова полно оптимизма, любви и жизни к людям, поэтому его стихи патриотичны. Дети знакомятся с героями – защитниками Родины, узнают о победе советских людей над фашизмом, о новых путях-дорогах, проложенных советским народом в послевоенное время, о великих стройках, преображающих лицо страны (“Почётный гражданин”, “Победа”, “Пути-дороги”). Старшие дошкольники с чувством гордости инсценируют отрывки из книги С.В. Михалкова “ Победа”.

Одна из граней патриотизма – отношение к трудящемуся человеку. Мысль о том, что создано трудом, руками человека, что труд приносит радость, счастье и богатство стране должна как можно раньше зародиться в сознании ребёнка.

(“А что у вас?”, героические подвиги дяди Стёпы). Показанный Михалковым героизм труда воспитывает нравственные чувства не менее, чем героизм военного подвига.

Никак не обойтись без книг Л.Н. Толстого в дошкольном детстве. Так как классик русской литературы – Л.Н. Толстой является первым учителем для детворы, поэтому его рассказы, басни, сказки очень поучительны. Дети это понимают и осознают. Рассказы для детей – маленькие по содержанию, читаются легко и быстро запоминаются. Рассказы Толстого заставляют подумать, кто прав, кто виноват, как бы ребёнок поступил на месте героя. Каждая басня, сказка и рассказ имеют мораль, вывод, который делают сами дети.

По басням и сказкам Толстого дети знакомятся с бытом русского народа, с жизнью народа, с лучшими чертами характера русского человека. Л.Н. Толстой знакомит детей и с героями прошлого, былинными богатырями, которые любили свою Отчизну, защищали её от врагов.

Отличные знания показывают дети в играх: “Кто так сказал?”, “Хороший – плохой поступок”, “Найди пару”, “Озвучь героя”. Предлагаем попробовать и пантомимы, используя рассказы “Мужик и топоры ”, “Косточка”. Детям понравится это интересное увлечение. Некоторые занятия и игры посвящены пересказу: “Расскажи басню про этих животных”, по литературным произведениям “Косточка”, “Филиппок”, “Умная галка”, “Лиса и журавль”. Используя атрибуты, дети с огромным желанием пересказывают и инсценируют эти произведения.

Рассказы, басни, сказки пробуждают в детях чувства любви и уважения, милосердия и сострадания к людям, учат быть честными, правдивыми, отрицательно относиться к плохим поступкам. Это необходимо воспитывать у дошкольников сейчас, в настоящее время.

Такое углубленное изучение литературно-культурного наследия русских классиков порождает в детях чувство гордости за свой народ, за своё Отечество, воспитывает любовь к Родине, делает детей умнее и добрее, сознательнее и отважнее.

Надеемся, что поколение, выросшее на книгах К.И. Чуковского, С.Я. Маршака, С.В. Михалкова передаст “эстафету” любимых книг своим детям.

Литература.

1. Хрестоматия по детской литературе Издательство Москва 1986г.

2. Жуковская Р.И., Пеньевская Л.А., “Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста”, Москва “Просвещение” 1983г.