Адаптация ребенка в ДОУ

Разделы: Работа с дошкольниками


“Детство — это важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира — от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш”. В.А.Сухомлинский

Проблема детского сада — хорошо это или плохо, отдавать ребенка или не отдавать — рано или поздно возникает в каждой семье. Актуальность проблемы почти не зависит от уровня благосостояния семьи и от занятости родителей, каждый из которых имеет свой собственный опыт и свое личное мнение о достоинствах и недостатках детских дошкольных учреждений.

Задача воспитателя - создать максимум условий для того, чтобы ребенок безболезненно прошел все этапы привыкания к условиям ДОУ. Для того чтобы процесс привыкания к детскому саду не затягивался, необходимо правильно организовать в адаптационный период игровую деятельность.

Задачи:

  • сплочение группы, развитие эмпатии;
  • снятие эмоционального и мышечного напряжения, тревожности;
  • развитие умения связывать свои действия с действиями других детей, в ритме стиха, с правилами игры;
  • развитие координации движений, общей и мелкой моторики;
  • развитие внимания, речи и воображения.

Материалы:

  • игрушечный ёжик;
  • магнитофон, аудио запись “Голоса птиц”;
  • дидактическая игра “Ёжик и зонтик”;
  • коричневый пластилин, доски, салфетки, тарелки и семечками.

Конспект занятия младшей группы дошкольного учреждения

Тема: “Ёжик и зонтик”

Ход занятия

Ребята, мы с вами пойдем сегодня в гости к ёжику. Ёжик живет в лесу, дорога будет трудная.

Физкультминутка “Шагают наши ножки”

1. По ровненькой дорожке
По ровненькой дорожке (дети движутся обычным шагом)
Шагают наши ножки
Шагают наши ножки
2. По камушкам (шагают большими шагами)
По камушкам
3. По кочкам (прыжки с продвижением вперед)
По кочкам
4. По маленьким листочкам (мелкими шажками)
5. В ямку - бух! (приседают)

Вот мы и пришли в лес. Посмотрите как красиво. (звучат голоса птиц)

Ой, сколько здесь много ежей живет. Ежи маленькие и большие, они очень любят играть.

Ребята, давайте с ними поиграем.

Подвижная игра “Солнышко и дождик”

Пока мы играли, ежики перепутали свои зонтики. Давайте поможем им найти свои зонтики.

Дидактическая игра “Ёжик и зонтик”

Посмотрите ребята перед вами ёжики и зонтики. Ёжики большие и маленькие, и зонтики большие и маленькие. Большому ёжику нужно найти, большой зонтик, а маленькому – маленький.

Молодцы ребята, теперь ни один ёжик не намокнет.

Что ж ты ёж такой колючий?
Это я на всякий случай
Знаешь, кто мои соседи – лисы, волки и медведи!

Ребята, а вы знаете, что ёжик очень боится – лису, волка и медведя. И когда ему страшно, он сворачивается в клубочек. Это так он защищается.

Вам понравилось в лесу?

Но нам пора возвращаться в детский сад.

А обратно мы с вами поедем на машине.

Физкультминутка “Едем, едем мы домой”

Едем, едем мы домой     (2 раза)

На машине легковой
Въехали на горку – хлоп
Колесо спустило – стоп
Вот мы и в детском саду.
(движения имитирующие поворот руля)
(руки вверх, хлопок над головой)
(руки через стороны вниз, присесть)

Ребята, посмотрите, у вас на столах доски, пластилин и семечки.

А теперь, каждый из вас слепит ёжика.

Пальчиковая гимнастика “Ёжик”

По дорожке мимо ёлок (показать ладони с растопыренными пальцами – “ёлки”)
Шёл колючий ёж в иголках (скрестить пальцы рук, большие пальцы соприкоснуть подушечками – “носик ёжика”)

А теперь, ребята, пройдем и сядем за столы, у каждого есть кусочек пластилина. Берем его в руки, разогреваем и начинаем раскатывать его в форме колбаски, с одной стороны вытягиваем острую мордочку ежику.

-Какая шубка у ёжика? - (ответы детей колючая)

- Для чего ёжу иголки? - (ответы детей, спасаться от врагов, носить грибы и яблоки)

На каждом столе в тарелке лежат семечки - берем по одной и втыкаем в спинку ежика – это будут его колючки.

В процессе работы педагог помогает детям.

Итог: Дети закончили лепить своих ежей.

Молодцы, очень красивые ёжики у вас получились.

Ребята, из чего мы слепили ежей? – (коричневого пластилина, семечек) - ответы детей.

Молодцы, ребята. Все сегодня хорошо потрудились.

Ребята,когда вы с мамами и папами будите в лесу, и увидите ёжика, не обижайте его. Помните,хоть у ежа есть иголки, он очень беззащитный.

Тема: “Новый год”

Задачи:

  • сплочение группы, развитие эмпатии;
  • снятие эмоционального и мышечного напряжения, тревожности;
  • развитие умения связывать свои действия с действиями других детей, в ритме стиха, с правилами игры;
  • развитие координации движений, общей и мелкой моторики;
  • развитие внимания, речи и воображения.

Материалы:

  • игрушечный Дед Мороз;
  • новогодняя ёлка;
  • дидактическая игра “Наряди ёлочку”;
  • краски для пальцеграфии;
  • лист с изображением новогодней елочки (для каждого ребенка);
  • магнитофон, аудио запись “В лесу родилась елочка”.

Ход занятия

Воспитатель показывает детям игрушечного Деда Мороза.

- Ребята, посмотрите к нам в гости пришел Дед Мороз. А пришел он не с пустыми руками, он принес нам елочку. Посмотрите какая она красивая, нарядная. Давайте потанцуем с Дедом Морозом вокруг елочки.

(дети встают в круг)

Дети по лесу гуляли, (идут вокруг ёлки)
Любовалися на ель, (поднимают руки вверх
Какая ель, какая ель. Какие шишечки на ней. (кистями рук движение “фонарики”)
Топни ножкой: топ-топ-топ, (ритмично топают ногами)
А в ладошки: хлоп-хлоп-хлоп. (ритмично топают в ладоши)
Шаг туда и шаг сюда, (делают шаги вперед – назад)
Повернись вокруг себя. (кружатся на месте)

- А ещё Дед Мороз нам принёс много ёлочек, но на них не весят шарики. Надо эти елочки нарядить. Посмотрите, у каждой ёлочки, на макушке, своя звезда. Какого цвета звезда, такого цвета мы с вами будем вешать на ёлочку шары.

Дидактическая игра “Наряди ёлочку”

- Молодцы, ребята, красивые вы ёлочки нарядили.

- А теперь, Дед Мороз хочет с нами поиграть.

Подвижная игра “Заморожу”

- Дед Мороз, Дед Мороз, ты нам носик (ротик, щечки, лобик, ушки, ручки, ножки) не морозь.

Дети показывают названную часть тела и, как только к ним приближается “Дед Мороз”, закрывают нос (рот, щеки, лоб, уши) ладошками, (руки прячут за спину, приседают пряча ножки).

- А сейчас садитесь за столы. Дед Мороз приготовил вам сюрприз.

Дети садятся за столы, на которых воспитатель расставил краски и разложил листы с изображением новогодних ёлочек.

- Что у вас нарисовано на листе? Правильно ёлочка. А на ёлочке шары.

- Давайте раскрасим шарики на ёлке.

Пальчиковая гимнастика “Пальчики попляшут”

Пальчики у нас попляшут: Вот они, вот они! (шевелят пальчиками показывают ладошки
В кулачки мы пальцы спрячем, В кулачки, в кулачки! (сжимают пальцы в Кулачки)
Пальчики опять попляшут: Вот они, вот они! (шевелят пальчиками )
Мы ладошками помашем: “Заходи к нам, заходи!” (протягивают раскрытые ладошки к Деду Морозу, сгибают и разгибают ладошки, подзывая Деда Мороза)

Дети выполняют задание, раскрашивают шарики пальцами.

- Молодцы, ребята, посмотрите какие красивые елки у вас получились.

- Давайте скажем Деду Морозу: “Спасибо! До свидания!”