Задачи, стоящие перед современным образованием, не могут быть решены в условиях традиционно сложившейся системы работы образовательных учреждений. Они требуют привлечения дополнительных ресурсов, к которым, в частности, относится сотрудничество с семьями детей. Такая работа способствует согласованию усилий детского сада и семьи по созданию условий для оптимального развития ребенка. Учитывая это, педагоги дошкольного образовательного учреждения содействуют повышению компетентности родителей, их психологопедагогической культуры. Родители готовы к сотрудничеству, многие активно стремятся к психолого-педагогическому образованию, ждут квалифицированной методической помощи по вопросам воспитания, развития и коррекционного обучения детей. Получить такую помощь они могут в рамках системной консультативной работы, семинаров-практикумов, в т.ч. и организованной в виде клуба “Занимательные звуки”.
“Заседания” нашего клуба для детей – праздник, для логопеда – отчет о проделанной работе за относительно короткий отрезок времени, для родителей – открытие: открытие способностей и возможностей своих детей, какие в повседневной суете они попросту не замечали. Такие “заседания” мы проводим три раза в учебном году: 1-е в конце октября, 2-е в начале февраля и 3-е в апреле.
Что даёт такая работа? Прежде всего формируется педагогическая компетентность родителей, повышается уровень их заинтересованности в коррекционно-образовательном процессе, и что самое главное для меня, как для логопеда, – появляется более серьёзное отношение к выполнению домашних заданий, что, в свою очередь, в значительной степени повышает качество коррекционной работы.
Данная форма работы способствует сближению родителей с детьми, раскрывает перед родителями детские способности, возможности, укрепляет в родителях веру в своих детей и их взаимопонимание. А кроме этого заметно возрастает степень удовлетворённости родителей работой педагогов ДОУ.
Заседание речевого клуба “Занимательные звуки”(в старшей логопедической группе)
Тема: “Гласные звуки”
В зал под музыку входят дети, садятся на свои места.
Логопед: Здравствуйте ребята, здравствуйте дорогие гости. Сегодня мы с вами собрались на первое в этом учебном году, заседание клуба “Занимательные звуки”.О работе нашего клуба я вам рассказывала, поэтому сразу перейдём к делу. Для ведения собрания мне понадобятся помощники. А помогать мне будет тот, кто подберёт больше определений к слову ЛЕС. Итак, лес бывает КАКОЙ? (дремучий, лиственный, сосновый, сказочный, богатый, щедрый, добрый, молчаливый, задумчивый, таинственный, тёмный, волшебный, зимний, сонный, осенний, тихий, большой и т.д)
Выбирается помощник, набравший больше всех очков (повязать пояс отличия).
Логопед: - Заседание клуба объявляю открытым. На наше заседание я пригласила три звука. Встречайте их!
- Ребята, я не буду их вам представлять, попробуйте сами догадаться, что это за звуки по их артикуляции. Это какой звук?
I звук (У). Складывает губы трубой.
Дети пропевают звук уууууу.
Логопед: - Верно, а как вы догадались?
Дети: - Он сложил губы трубочкой. (Помощник надевает на “звук” отличительный знак-эмблему).
II звук (А) – артикуляция звука. Дети пропевают его песенку аааааа!
Логопед: - Как вы догадались, что это звук “а”?
Дети: Он широко раскрыл рот и звук выходил свободно (повесить эмблему).
Логопед: - И нам осталось назвать третий звук (по артикуляции дети называют звук И)
- Почему И? – губы растянуты, они улыбаются (эмблема).
Логопед: - Молодцы, ребята. Но скажите мне, почему звуки разные, а отличительные знаки у них у всех красные. Что объединяет их?
- Все эти звуки гласные.
Логопед: - А как вы смогли это определить?
- Голосок свободно поёт.
- Во рту нет никакой преграды.
Голосок можно потянуть за ниточку и ниточка не оборвётся.
I звук – Мы принесли вам свой плакат
II звук – Посмотрите, как мы живём.
Логопед: - Спасибо и за плакат, и за то что пришли к нам. Проходите, занимайте места, а мы сейчас посмотрим ваш плакат ( вывешиваем). Ребята, посмотрите, какой замечательный дом, а в доме этом – наши знакомые звуки. Давайте рассмотрим повнимательнее: как вы думаете, что здесь делают звуки?
- Поют свои песенки.
Логопед: - Я предлагаю вам спеть вместе с ними.
- Какая песенка слышна из этого окна? Ииииии!
- А из этого? ААааааа
- Что мы слышим с балкона? Ууии.
- Сколько на балконе звуков? А почему у тебя две песенки слились в одну?
- Два звука (У, И) стоят рядом и их песенки сливаются.
Логопед: - А вот на этом балконе тоже стоят два звука. Спой, Таня, их песенку!
- Ииии, Аааа.
Логопед: - Как ты спела песенку двух звуков?
- с паузой.
Логопед: - Почему?
- Они стоят не рядом. Их песенки не сливаются, а звучат отдельно.
Логопед: - Какая песенка слышна из этого окна? Уууу.
- А вот здесь, посмотрите, три звука. Как же будут звучать их песенки: слитно или раздельно? – слитно.
- Почему? – Они держатся за руки.
- Спой их песенку. – ааииуу. Спасибо вам звуки за этот замечательный плакат. А мы своё сегодняшнее заседание в клубе посвятим вам, гласным звукам У, А, И.
- Ребята, кто хочет почитать стихи для звука У.
1-й ребенок
Шла Ульяна с огорда
Под горой нашла удода
А удод ей: “Ду-ду-ду,
Жить у вас я не бу-ду,
К старой бабке убегу
Даст мне бабка творогу!”
2-й ребёнок
У опушки две старушки
Брали грузди и волнушки
Филин: “Ух!”, филин “Ух”
У старушек замер дух: Жутко!
Логопед: Ух, как жутко! А чтобы развеять страх, мы с вами споём весёлую песенку про эти самые грузди, волнушки и другие грибы.
Дети поют песню “Про грибы”
Логопед: А ваши родители хорошо знакомы со звуком “У”? Вот мы сейчас и посмотрим, кто из них больше назовёт слов, начинающихся со звука “У”.
(урок, укол, удав, утюг, улица, уши, уголь, унты, улан, удочка... Самые активные родители получают по фишке)
- Я думаю, звуку “У” приятно было видеть, как хорошо его здесь знают. Но не будем забывать и о других звуках.
- Кто хочет почитать стихи для звука И?
1-й ребёнок
Индюк из города идёт,
Игрушку новую несёт
Игрушка не простая –
Индюшка расписная.
2-й ребёнок
Играл воздушный шар с иглой
И вот лежит он чуть живой
Игрушки, всем вам ясно:
Играть с иглой опасно!
Логопед: А теперь, ребята, вы будете называть слова, каждое начинается со звука И.
Дети называют слова: ирис, иголка, индюк, ива, изюм, инжир, искры, ишак, игра, иволга, игрушки, иней...
Логопед: Среди названных слов, прозвучало слово игра. И следующий мой вопрос к родителям: назовите, какие детские игры вы знаете. Во что играют ваши дети?
Родители называют детские игры, самые активные получают фишки.
Логопед: А я предлагаю всем вам поиграть в музыкальную игру “Плетень”.
Дети играют в музыкальную игру “Плетень”.
Логопед: У нас ведь ещё есть звук “А”. Я не ошибусь, если скажу, что звук “А” чаще всего звучит в нашей речи; редкое слово обходится без него. А сколько имён начинается с этого звука! Наши папы и мамы сейчас нам их назовут.
Родители называют имена: Анна, Аркадий, Анастасия, Антон, Алла, Андрей, Аглая, Артём, Ангелина, Алексей, Агафья, Александр, Ариадна...
- А дети продолжают называть слова, которые начинаются со звука “А”.
Логопед: А теперь давайте почитаем стихи для нашего гостя.
1-й ребёнок
Астра, азбука, айва
Начинаются на А
И кончается на А
Астра, азбука, айва.
2-й ребёнок
А вот фруктовый магазин
Здесь припасли для нас
Антоновку и апельсин
Арбуз и ананас
Вот абрикос, а вот айва ...
Какие вкусные слова
И все они как раз на А.
Логопед: Замечательные стихи, я думаю они понравились звуку А. А теперь вспомним домашнее задание. Если вы внимательно читаете наш групповой журнал, то помните, что во втором номере был вопрос из клуба “Занимательная азбука”: придумать слова, в которых были бы все три гласных звука: А, У, И. Кто справился с заданием?
Родители называют слова: бусинка, курица, мишура, пучина, трусиха, фигура, лучина, мужчина, кручина, клубника, баунти... (назвавшие по 5 и более слов получают фишки)
Логопед: Какое сладкое слово назвали – баунти! Ребята, я что-то забыла, внутри баунти какая начинка? – из кокоса!
- А где растут кокосы? – на юге. Я приглашаю всех вас на сказочный остров “Чунга-Чанго”, где растут не только кокосы, но и замечательные фрукты и где, как утверждают знатоки, нас с вами ждёт “Райское наслаждение”
Дети танцуют танец “Чунга-Чанга”
Папуасы с острова угощают вас всех конфетами – баунти.
Логопед: Заседание нашего клуба подходит к концу и пора подводить итоги.
Все. Вы очень старались, заработали немало фишек. А теперь родители вместе с детьми посчитают общее количество очков. Подводится итог, выбираются три родителя с наибольшим количеством фишек.
Логопед: Поздравляю Вас, вы сегодня были особенно активны и с помощью Ваших детей смогли набрать наибольшее количество очков. Поэтому мы принимаем Вас в почётные члены нашего клуба. А звуки подарят Вам свои отличительные знаки.
Поприветствуем новых членов клуба! (АПЛОДИСМЕНТЫ)
На этом заседание клуба объявляю закрытым.
Литература.
- Гризик Т., Тимощук Л. Развитие речи детей 4-7 лет. // Ребенок в детском саду 2002, №2.
- Лопухина И.В. Логопедия. 550 занимательных игр и упражнений для развития речи детей. - М.: Аквариум, 1995
- Максаков А.И., Тумакова Г.Т. Учите, играя. – М.: Просвещение, 1983.
- Швайко Г.С Игры игровые упражнения для развития речи. – М.: Просвещение, 1988.