Тип проекта: информационно-познавательный.
Вид проекта: групповой
Участники проекта: педагоги, дети (6-7 лет), родители.
Продолжительность проекта: краткосрочный.
Проект реализуется с 07.11.2016г. – 11.11.2016г.
Материально-техническое обеспечение: Реализация проекта осуществляется с использованием возможностей детского сада; на базе музыкального зала, групповой комнаты; с использованием мультимедийных средств.
Актуальность проекта.
Весёлая синица морозов не боится.
Даже в минус двадцать пять,
Любит песни распевать!
В современных условиях экологическое воспитание детей становиться особенно актуальным и необходимым. Именно в период дошкольного детства происходит становление личности, формирование осознанно – правильного отношения к природным явлениям и объектам. Поэтому очень важно научить детей любить, уважать и беречь природу.
Тема проекта “Синичкина неделя” выбрана не случайно, ведь птицы всегда рядом с человеком. Поэтому важно научить детей понимать значение птиц в жизни людей, осознавать, что они помогают птицам выжить, тем самым спасают окружающий мир от опасности.
Получив опыт природоохранной деятельности, дети начинают приобретать крупицы экологического сознания.
Если подобная работа пройдет с дошкольного детства до взросления, мы получим экологически грамотного человека.
Проблема: У воспитанников недостаточно знаний о синицах, о всероссийском празднике “Синичкин день”. У дошкольников не сформировано экологическое сознание и культура.
Цель: воспитание внимательного, заботливого отношения к природе.
Задачи:
1.Расширить знания о роли птиц в природе и жизни человека.
2. Продолжать формировать правила поведения в природе.
3. Воспитывать у детей заботливое отношение к природе, желание помочь птицам в трудных зимних условиях.
4. Развивать познавательную активность, самостоятельность, умение рассуждать, делать умозаключения.
Ожидаемый результат проекта:
Реализуя проект “Синичкина неделя” с детьми подготовительной к школе группы, мы даем возможность понять, как важно любить и охранять природу. Способствуем осознанию родителями важности воспитания у детей начал экологической культуры.
Осознание того факта, что маленькие дети спасают чьи-то жизни и помогают природе получить “бесплатных” помощников, спасающих леса, сады и огороды от вредителей, вселяет гордость в их души. Поддержать ребенка в желании помочь птицам – обязанность каждого родителя, педагога.
Ключевым звеном проекта является формирование у детей шестилетнего возраста с помощью комплексно выстроенной системы мероприятий, представление о зимующих и прелетных птицах. Комплексный и системный подход позволяет решить задачи проекта.
Реализация принципа комплексности осуществляется взаимосвязью в работе учителя-логопеда, музыкального руководителя, инструктора по физическому воспитанию, специалиста по изодеятельности и воспитателя.
Таким образом, разработка проекта “Синичкина неделя” содействует формиованию экологического сознания и культуры.
Основные формы реализации данного проекта:
1. Этап – подготовительный:
- составление плана деятельности;
- подборка иллюстраций, картинок, книг, мультфильмов;
- оформление природного уголка;
- подготовка цикла бесед и презентаций о зимующих и прелетных птицах;
- советы, рекомендации родителям о том, как правильно рассказать детям о синицах, о “Синичкином дне”.
2. Этап.Основной,организационно-практический.
- беседы с детьми о прелетных и зимующих птицах, о синичках;
- рассматривание иллюстраций, презентаций, мультфильмов о птицах;
-чтение художественной литературы;
- заучивание стихотворений о птицах;
- творческие работы детей на тему проекта;
- изготовление детьми в группе на занятии, родителями с детьми кормушки для птиц.
3. Этап - заключительный
- Итоговое мероприятие “Синичкин праздник”;
- оформление выставки творческих работ детей по теме проекта;
- рассказы детей о синицах;
- подарить кормушки для птиц детям 2-ой младшей группы, чтобы они могли повесить их на участке;
Описание проекта.
- Проект базируется на основе примерной образовательной программы “От рождения до школы”,
- Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования.
Проект рассчитан на период с 07.11 2016 до 11.11. 2016 г. в подготовительной к школе группе детского сада.
Для наиболее эффективного решения задач мы использовали интегративный подход при организации воспитательно-образовательного процесса.
В реализации проекта предусмотрена необходимость охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, обеспечения эмоционального благополучия каждого ребёнка.
В основе Проекта лежат принципы:
- системности,
- комплексности,
- общедидактические принципы:
- наглядность,
- доступность,
- сознательность,
- индивидуальный подход.
Основные мероприятия проекта:
Для реализации проекта мы разработали план мероприятий, направленных на решение поставленных задач.
Подобрали литературу, видео, иллюстрации с изображением птиц. Составили презентацию о зимующих и перелетных птицах. С детьми проводили беседы о птицах. Во время режимных моментов с детьми просматривали мультфильмы, читали рассказы, сказки, пословицы, поговорки, стихи о птицах.
Для родителей организовали и провели консультации о том, как детям правильно и понятно рассказать птицах.
В родительский уголок поместили материал о птицах, о “Синичкином дне”.
Для изготовления кормушек првлекли родителей, часть их подарили детям младшей группы.
По просьбе педагогов, родители группы составили презентации, подобрали материал о птицах, дети на занятиях выступали с сообщениями о синицах.
Подготовили для родителей открытое занятие по развитию математических представлений по теме “Зимовье птиц”.
Составили конспекты занятий по познавательному развитию (исследовательская деятельность, конструирование, развитие математических представлений), по речевому развитию, по художественно-эстетическому развитию.
Вместе с музыкальным руководителем разработали сценарий развлечения “Синичкин праздник”, как итоговое мероприятие проекта.
На прогулках наблюдали за птицами, прилетающими на участок, вешали кормушки, насыпали корм, проводили игры (подвижные, дидактические).
Все эти мероприятия проходили с 07.11.2016г. по 11.11. 2016 года.
План реализации проекта “Синичкина неделя”
Реализация проекта планируется осуществлять в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами по пяти образовательным областям.
Образовательные области | Содержание работы | Задачи |
Познавательное развитие. | Беседы с детьми о прелетных и зимующих
птицах. Беседа “Что мы знаем о синичке”. Занятие по теме “Перелетные и зимующие птицы”. Занятие по развитию математических представлений “Зимовье птиц”. Наблюдения за птицами на участке. Просмотр презентаций, мультфильмов о птицах. Конструирование из бумаги птички. |
Расширить и закрепить знания детей о перелетных и зимующих птицах, о роли человека в их жизни. |
Речевое развитие. | Беседы о птицах. Рассматривание
иллюстраций, картинок, книг, энциклопедий с
изображением птиц. Отгадывание загадок оптицах.
|
Продолжать работу по развитию связной
речи, памяти, внимания. Уточнить знания детей о птицах. Воспитывать желание детей помогать птицам втрудное для них время. |
Художественно-эстетическое развитие. Изодеятельность. | Аппликация “Синички на ветках”. Рисование “Птицы у кормушки”. Лепка “Птичка-невеличка”. |
Формировать умение передавать внешний вид птиц. Развивать воображение, мелкую моторику рук. |
Художественно-эстетическое развитие. Музыка. | Прослушивание записи голосов птиц,
песен о птицах. Разучивание музыкальных игр. Развлечение “Синичкин праздник” (итоговое мероприятие). |
Развивать музыкальный слух, эмоции. |
Физическое развитие. | Подвижные игры: Воробушки и кот”,
Гуси-лебеди”, “Улетают - не улетают”,
“Совушка”, “Воробушки и автомобиль”. |
Разивать общую моторику, координацию движений. |
Социально-коммуникативное развитие. | Игры: “Посчитай”, “Четвертый лишний”,
“Узнай по описанию”, “Зимующие-перелётные”,
“Один-много”. “Разрезные картинки”, “Найди
пару”, “Чей домик?”. Беседы о птицах (зимующие,
перелётные). Изготовление кормушек для птиц. |
Расширить знания детей о птицах. |
Взаимодействие с родителями. | Изготовление кормушек с родителями. Беседы с детьми о птицах. Составление рассказов о синицах. Оформление презентации к занятию “Синичкин праздник”. Оформить родительский уголок (“Добрые советы”, “Синица пищит – зиму вещит, холод накликает”). |
Способствовать осознанию родителями важности экологического воспитания детей. |
Литература.
- Аксенова, З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с.
- Горбунова, Г.А. Развитие экологической культуры дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2005. - № 6. - С. 10-16.
- Интернет-ресурсы.
- Казаручик Г. И. Дидактические игры в экологическом образовании дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2008. - N 2. - С. 19-24.
- Лопатина, А.А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. А.Лопатина, М.В. Скребцова. - 2-е изд. - Москва: Амрита-Русь, 2008. - 256 с.
- Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве.- М: Просвещение.- 2012г.
- .Николаева С. Н. Парциальная программа “Юный эколог”. Система работы в старшей группе детского сада. - М: Мозаика-Синтез, 2016 - 200с.
- О. А.Соломенникова Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для занятий с детьми 2-7 лет. - М: Мозаика-Синтез, 2014 - 150с.