Цель.
- Формировать устойчивый интерес детей к классической музыкальной культуре.
- Совершенствовать умение воспринимать и осознавать изобразительные особенности музыки Антонио Вивальди.
- Развивать круг музыкальных интересов, кругозор воспитанников, воображение, творчество, фантазию.
- Закреплять умение детей после прослушивания излагать свои мысли, подбирать нужные определения к прозвучавшей музыке (характер музыкальных произведений).
- Различать тембр музыкальных инструментов.
- Расширить знания детей об осенней природе, активировать творческое воображение, творческие проявления по средствам художественно-эстетического восприятия музыки.
- Вызывать в памяти детей картины осенней природы.
- Побуждать передавать их с помощью доступных средств выразительности (цвет, форма).
- Активировать словарь: шуршание падающих листьев, шорох листьев под ногами и шелест листьев , клавесин, виалончель, скрипка, королева музыки, клавесин.
Материал. Лист А4, тонированный в голубой цвет, гуашевые краски, салфетки, акварельные краски, цветные карандаши, восковые мелки, портрет Антонио Вивальди.
Музыкальный ряд. Отрывок из сочинения А.Вивальди “Времена года” тема “Осень”: “Сентябрь”, “Октябрь”, “Ноябрь”.
Ход занятий
Дети входят в зал под музыку оркестра Поля Мориа “Под музыку Вивальди” - исполняют “Менуэт”.
Поют:
Под музыку Вивальди / 3 раза
Под музыку Вивальди
Под славный клавесин,
Под скрипки переливы,
Под шелест листопада,
Условимся друг с другом
Дружить что было сил.
Музыкальное приветствие.
Рано утром мы приходим в детский сад (щелчки)
Очень рады видеть здесь своих ребят (хлопки)
И с улыбкой это утро мы начнём (потираем ладошку о ладошку)
Всем здоровья пожелаем и споём.
Здравствуйте! (3 раза).
Воспитатель (Осень): Здравствуйте, мои милые дорогие дети! Сегодня я очень рада приветствовать вас в музыкальной осенней гостиной. Да, да и не удивляйтесь ведь сегодня в нашей гостиной царит осень. Осень повсюду: в работах ваших родителей, в ваших рисунках, в дарах осени (урожае).
Музыкальный руководитель: А ты знаешь, что осень можно услышать и в музыкальных произведениях композитора Антонио Вивальди.
Слушание музыкального произведения Антонио Вивальди из Альбома “Времена года” - “Сентябрь прости”.
Показ музыкальной презентации.
Выставляется портрет Антонио Вивальди.
Музыкальный руководитель: Сегодня мы с вами познакомимся с творчеством известного итальянского композитора Антонио Вивальди. (иллюстрация).
Антонио Вивальди жил давно. Он родился 28 июля 1741 г. При жизни композитор был знаменит и признан. Музыка его поражает своей душевностью, искренностью, мастерством и необыкновенной красотой!
“Времена года” - это четыре концерта для скрипки, струнного оркестра и клавесина. Клавеси'н (итал. clavicembalo) — клавишный струнно-щипковый музыкальный инструмент. Музыканта, исполняющего произведения на клавесине и его разновидностях, называют клавесини'стом.
Каждый концерт состоит из трёх частей. Слово концерт в переводе с латинского языка означает “состязание”, а с итальянского - “согласие”. В концерте соревнуются солист (в этом концерте – скрипка) и оркестр. Но их совместная игра образует гармоничное целое - согласие.
Музыкальный стиль Вивальди отличают мелодическая щедрость, динамичность, прозрачность оркестрового письма, классическая стройность в сочетании с эмоциональным богатством. Концерты Вивальди послужили образцами концертного жанра для многих европейских композиторов.
У человека в жизни бывают разные переживания - радостные и печальные, тревожные и светлые. Художник, поэт, композитор выражают свои переживания в звуках музыки, стихах, картинах.
В цикле концертов “Времена года” композитор выразил настроения, вызываемые картинами природы. Сейчас вы прослушали одного из его произведений “Сентябрь прости”.
Определите, какое по характеру было данное музыкальной произведение (ответы детей)
Воспитатель: Что в музыке вам показалось знакомо? Похоже на осень?
Муз.руководитель:
- Какие музыкальные инструменты вы услышали?..
- Сегодня в нашей музыкальной гостиной гостья – педагог по инструменту “скрипка” – Роза Шапиевна Карасаева. И в её исполнении мы послушаем, как звучит музыкальный инструмент – скрипка.
Слушаем в её исполнении Антонио Вивальди “Осень”.
Релаксация.
Педагог-психолог:
- Какие инструменты вы услышали?
- Какой характер у этого произведения? Что изображает клавесин?
Ну, что ж, мои милые друзья, надеюсь, что вам понравились эти музыкальные произведения. А умеете ли вы в рисунках отражать своё впечатление о музыке, о её настроении.
Работы детей (по выбору: гуашь акварельные краски, цветные карандаши, восковые мелки).
Воспитатель: Я предлагаю рассмотреть ваши работы. Расскажите, что вы изобразили?
Итог:
С музыкальными произведениями какого композитора вы сегодня познакомились?
- В чьём исполнении они прозвучали?...
- Что нового для себя вы узнали?
- Что вам было интересно...
- Приглашение в “Осеннее кафе”.
Просмотр мультфильма “Сказки старого пианино”.