Одним из условий успешной реализации задач программы по формированию элементарных математических представлений является организация и проведение занятий. Очень важно на занятиях мотивировать детей на решение игровых задач, ориентированных на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества.
Решая задачи занятия по ФЭМП, мы учим детей не только считать, сравнивать, мы учим их слушать и слышать, работать в коллективе и самостоятельно, чтобы у них появилось желание, и выработалась привычка думать, стремление узнавать что-то новое. На занятиях по ФЭМП у дошкольников вырабатывается умение целенаправленно владетьволевыми усилиями, формируется умение рассуждать, доказывать, развивается воображение, логическое мышление, речь.
Программное содержание.
- Закреплять умение составлять из меньших чисел большее число в пределах 7;
- Продолжать учить составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитани
- Развивать умение сравнивать числа в пределах 10, умение использовать для записи сравнения знаки “>”, “<” или “=”;
- Совершенствовать умение в ориентировке на листе бумаги в клетку;
- Развивать внимание, логическое мышление.
Оборудование:
Демонстрационный: карточки с заданиями, презентация, ТСО.
Раздаточный: карточки на состав числа в пределах 7; карточки на сравнения, математический набор, карандаши, тетрадь в клеточку, карточки с ребусом на каждого ребенка.
Ход занятия
1. ч. Организационный момент.
Дети входят в группу, здороваются с родителями.
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в группу пришло письмо. Сейчас почитаем: Добрый день, дорогие ребята, вам пишет старый Филин. Я живу с моими друзьями в лесу, в большом доме. Приглашаю Вас в гости, но чтобы попасть к нам вам, необходимо выполнить несколько наших заданий. Выполнив задания, вы узнаете, кто проживает в большом доме, и как мы его называем! Удачи вам!”.
- Вы, готовы к выполнению заданий?”
Слайд № 1. (Приложение 1)
2.ч. Основная часть.
Воспитатель: От кого, первое задание вы узнаете, отгадав загадку.
Окраской – сероватая,
Повадкой – вороватая,
Крикунья хрипловатая –
Известная персона.
Кто она? (Ворона)
Задание первое от вороны: По дороге к домику растут ели, на ветках которых висят шишки. Все шишки были посчитаны и записаны, но кто-то нарушил порядок и некоторые записи исчезли. Ворона просит вас, навести порядок. Сделать так, чтобы количество шишек на ветках соответствовало номеру ели. Что же мы будем делать, чтобы выполнить это задание? (На каждого ребёнка карточки с силуэтом ели, на состав числа из 2-х меньших чисел). (Рисунок №1)
Дети выполняют задания, по ходу занятия, спросить детей как они выполнили задание
Слайд №2 появляется смайлик- солнышко.
Воспитатель: Филин сообщает, что выполнив первое задание, вы помогли птицам, от которых будет второе задание. Ребята, кто из птиц любит семена еловых и сосновых шишек (щеглы, свирестели, клесты).
(Слайд №3).
- Что вы видите в клювах у клестов? (Знак вопроса).
- Как вы, думаете, что это значит? Снегири очень любят решать задачи! Они для вас, приготовили задачи. Назовите части, из которых состоит задача? (Условие, вопрос).
- Что такое “условие задачи”? Что такое “вопрос задачи”?
- Чтобы ответить на вопрос задачи, что надо сделать?
Задачи дети составляют самостоятельно по картинке на слайдах. Дети записывают решение задач с помощью цифр. Два ребёнка записывают на магнитной доске.
Слайд № 4; Слайд №5
Слайд №6. После решения задач на слайде появляются смайлики солнышко.
Физкультминутка. (Слайд №7) .
- Голуби приглашают нас на физкульминутку.
Хороводная игра “Летели две птички”.
Летели две птички ростом невелички. Дети встают парами, бегут по кругу и поют Как они летели, все люди глядели. Машут руками-крыльями. Как они садились, все люди дивились. На слова “садились” все приседают Как они вставали, крепко обнимались. На слово “вставали” - поднимаются, машут крыльями. Затем обнимают друг друга.
Воспитатель: А теперь задание от воробья и сороки. Они постоянно спорят, что больше или меньше, например, в кормушке больше зерняшек или семечек, и никак не могут найти решение, предлагаю им помочь.
(Слайд №8).
- Птицы прислали предметные карточки, посчитайте фигуры и поставьте необходимый знак “<”, “>” или “ =”. Постарайтесь быстро с этим заданием справиться!
Слайд№9. Появляется дом с филином.
Воспитатель: Филин тоже приготовил вам задание. Чтобы выполнить его, откройте тетради, найдите точку, от которой будем работать, графический диктант. Но перед диктантом пальчиковая гимнастика.
“Птичка”.
Птичка летала, Машут руками-крыльями. Птичка устала. Птичка крылышки сложила, сделать замок, Птичка пёрышки помыла. вращение замком. Птичка клювом повела Выпрямленные соединённые мизинцы Птичка зёрнышки нашла. изображают клюв, Птичка зёрнышки поела, соединённые мизинцы, стучат по столу. Снова крылышки раскрыла, Полетела. Скрещенные ладони делают взмахи..
Воспитатель: Графический диктант.
3 клетки вправо, 1 вниз, 1 вправо,1 вниз, 1 вправо, 1 вниз,1 в право,1 вниз,1 влево, 3 вниз, 7 влево, 3 вверх,1 влево, 1 вверх, 1 вправо,1 вверх,1 вправо, 1вверх, 1 вправо, 1 вверх.
Получился домик, как у наших героев.
Слайд №10.
3. ч. Заключительная
Воспитатель: последнее задание от кого вы узнаете, если отгадаете ребус.
Синица – 3-Н, 2-И, 1-С, 4-И, 6-А, 5-Ц, у каждого ребенка карточка с ребусом.
- Синица просит вас, вместе отгадать ребус, который она приготовила, и вы узнаете, что это за загадочный дом. Слайд №11 (по щелчку появляется буква).
Зимовье птиц 2-И, 7-Е, 1-З, 3-М, 6-Ь,4-О, 5-В; 4-Ц, 1- П, 3-И,2-Т
- Расскажите, кто же живет в домике Филина. Как называется этот дом. Что мы с вами сегодня выпоняли.
Слайд №12.
Литература.
- Интернет-ресурсы (картинки для презентации; пальчиковая гимнастика и физкультминутка).
- Петерсон Л.Г., Холина Н.П. Методические рекомендации по курсу: "Раз - ступенька, два - ступенька..." - Издательство: Ювента, 2008. – 256 с.
- Помораева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений: Подготовительная к школе группа.- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. - 176 с.