Экология как наука имеет огромное значение для человека. Человек, наблюдая природу и присущую ей гармонию, невольно стремился внести эту гармонию в свою жизнь и жизнь своих детей. Это желание стало особенно острым лишь сравнительно недавно, после того, как стали слишком заметными последствия неразумной хозяйственной деятельности, приводящие к разрушению природной среды. И это, в конечном итоге, оказало неблагоприятное влияние на самого человека. Поэтому изучение и правильное использование законов экологии, по которым живет природа, помогает людям сохранять природную среду, правильно и рационально использовать природные богатства. Знание основ экологии помогут разумно строить свою жизнь и обществу и отдельному человеку; они помогут каждому ощутить себя частью великой Природы, достичь гармонии и комфорта там, где ранее шла неразумная борьба с природными силами.
Данный курс позволит учащимся получить новые знания о жизни отдельных организмов и о законах организации жизни на планете. Ребята ознакомятся с новыми понятиями, объясняющими условия жизни и ресурсы организмов; получат представления о том, как достигается соответствие между организмами и средой их обитания. Учащиеся узнают о том, как устроены и как функционируют экологические системы, каким законам подчиняется их развитие.
Организационно-педагогические основы обучения
Выполнение программы рассчитано на один учебный год.
Возраст учащихся: 7-11 лет (1-4 классы общеобразовательной школы).
В процессе преподавания курса могут использоваться различные формы и методы ведения занятий: индивидуальные и групповые беседы, демонстрация фото и видео материалов, электронных презентаций, экскурсии и другие. Кроме обычных занятий, особое место в программе занимают следующие формы обучения: практическая работа; творческое задание; тестовое задание; дискуссия.
Изучение курса предполагает активное участие детей в подготовке и проведении занятии.
Цель курса: создание необходимых условий для формирования естественнонаучной картины мира на основе знакомства с экологическими закономерностями развития жизни на Земле.
Задачи курса:
- Повышение уровня компетенции учащихся по вопросам экологии как науки об отношениях всех живых организмов между собой и окружающей средой.
- Развитие у детей умений обобщать собственные наблюдения и понимать процессы, происходящие в окружающем мире.
- Формирование и развитие навыков грамотного и экологически безопасного поведения человека в природе и в быту.
Предполагаемый результат обучения
Учащиеся в конце учебного года должны знать:
- основные предпосылки экологических проблем человечества;
- экологические системы естественные и искусственные;
- что такое биосфера;
- что такое Красная книга;
- экологические особенности родного города.
Учащиеся должны уметь:
- объяснять основные понятия курса;
- объяснять экологические особенности Кемеровской области, ее природных ресурсов;
- предлагать свои решения экологических проблем семьи, класса, школы.
Учебный план
| № п/п | Наименование тем программы (основные обобщающие учебные элементы) |
Количество часов | ||
| теория | практика | всего | ||
| 1. | Введение | 1 | 1 | 2 |
| 2. | Живая и неживая природа – части биосферы | 10 | 10 | 20 |
| 3. | Биотопы планеты. | 5 | 5 | 10 |
| 4. | Экологические проблемы человечества. | 4 | 4 | 8 |
| 5. | Удивительный мир растений. | 4 | 4 | 8 |
| 6. | В мире животных. | 4 | 4 | 8 |
| 7. | Защита природы. | 5 | 5 | 10 |
| 8. | Заключительное занятие. | - | 2 | 2 |
| Всего | 33 | 35 | 68 | |
Учебно-тематический план
| № | Наименование разделов и тем | Количество часов | ||||||
| Теория | Практика | Всего часов | ||||||
| I. Введение в курс “Основы экологии” | ||||||||
| 1. | Вводное занятие. | 1 | 1 | 2 | ||||
| II. Живая и неживая природа – части биосферы | ||||||||
| 2. | Живая и неживая природа. | 1 | 1 | 2 | ||||
| 3. | Человек – часть природы. | 1 | 1 | 2 | ||||
| 4. | Звезды и планеты. | 1 | 1 | 2 | ||||
| 5. | Планета Земля и Солнечная система. | 1 | 1 | 2 | ||||
| 6. | Материки и океаны Земли. | 1 | 1 | 2 | ||||
| 7. | Происхождение и развитие жизни на Земле. | 1 | 1 | 2 | ||||
| 8. | Гидросфера – мир воды. | 1 | 1 | 2 | ||||
| 9. | Атмосфера и обитатели наземно-воздушной среды. | 1 | 1 | 2 | ||||
| 10. | Литосфера. Почва и ее обитатели. | 1 | 1 | 2 | ||||
| 11. | Биосфера, что это такое? | 1 | 1 | 2 | ||||
| III. Биотопы планеты | ||||||||
| 12. | Лес – богатство Земли. | 1 | 1 | 2 | ||||
| 13. | Тропические леса и их обитатели. | 1 | 1 | 2 | ||||
| 14. | Леса умеренных широт. | 1 | 1 | 2 | ||||
| 15. | Жизнь в пустынях. | 1 | 1 | 2 | ||||
| 16. | Луга и саванны. | 1 | 1 | 2 | ||||
| V. Экологические проблемы человечества | ||||||||
| 17. | Что такое природные ресурсы? | 1 | 1 | 2 | ||||
| 18. | Природные ресурсы Кемеровской области. | 1 | 1 | 2 | ||||
| 19. | Природные и искусственные экосистемы. | 1 | 1 | 2 | ||||
| 20. | Человечество в опасности. | 1 | 1 | 2 | ||||
| V. Удивительный мир растений | ||||||||
| 21. | Путешествие в мир растений. | 1 | 1 | 2 | ||||
| 22. | Комнатные растения. | 1 | 1 | 2 | ||||
| 23. | Лекарственные растения. | 1 | 1 | 2 | ||||
| 24. | Ядовитые растения. | 1 | 1 | 2 | ||||
| VI. В мире животных | ||||||||
| 25. | Путешествие в мир животных. | 1 | 1 | 2 | ||||
| 26. | Вымершие животные. | 1 | 1 | 2 | ||||
| 27. | В мире беспозвоночных животных. | 1 | 1 | 2 | ||||
| 28. | В мире позвоночных животных. | |||||||
| VII. Защита природы | ||||||||
| 29. | Исчезающие животные и растения. | 1 | 1 | 2 | ||||
| 30. | Что такое Красная книга? | 1 | 1 | 2 | ||||
| 31. | Экологический проект: от замысла к воплощению. | 1 | 1 | 2 | ||||
| 32. | Юннатское движение в России. | 1 | 1 | 2 | ||||
| 33. | Международный день эколога – день защиты окружающей среды. | 1 | 1 | 2 | ||||
| VIII. Заключительное занятие | ||||||||
| 34. | Заключительное занятие. | - | 2 | 2 | ||||
| Всего часов: | 33 | 35 | 68 | |||||
Список литературы
- Биологический энциклопедический словарь / Гл. ред. М.С. Гиляров.- М.: Сов. энциклопедия, 1989. - 864с.
- Ермаков Д.С., Зверев И.Д., Суравегина И.Т. Учимся решать экологические проблемы. Методическое пособие для учителя. - М.: Школьная Пресса, 2002. - 112 с.
- Зверев А.Т. Экологические игры. – М.: Дом педагогики, 1998. – 56 с.
- Петунин, О.В. Изучение экологии в школе. Программы элективных курсов, конспекты занятий, лабораторный практикум, задания и упражнения. – Ярославль: Академия развития, 2008. – 192 с.
- Прохорова С.Ю. Тропинка в природу: организация экологических исследований с младшими школьниками: учебно-методическое пособие / С.Ю. Прохорова, Н.М. Фоминых. – Ростов н/Д. Феникс, 2008. - 157 с.