Педагогические задачи:
- образовательные: познакомить с правилом сложения чисел в пределах 1 000 с переходом через разряд в разряде десятков; научить пользоваться данным правилом при решении примеров; создать условия для закрепления умения выполнять сложение чисел с переходом через разряд в разряде единиц;
- коррекционно-развивающая: способствовать развитию мыслительных процессов, речи, внимания, памяти учащихся, чертежных навыков;
- воспитательная: содействовать воспитанию навыков сознательной дисциплины.
Ожидаемые (планируемые) результаты:
- Предметные: познакомятся с правилом сложения чисел в пределах 1 000 с переходом через разряд в разряде десятков; научатся применять данное правило при выполнении арифметических заданий.
- Познавательные: научатся строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте.
- Регулятивные: научатся оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.
- Коммуникативные: научатся формулировать собственное мнение и позицию.
- Личностные: получат возможность для формирования устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач.
Оборудование: карточки для индивидуальной работы; опоры; интерактивная доска.
Ход урока
Назовите правило сложения трехзначных чисел с двузначными числами. (Чтобы сложить трехзначное число с двузначным числом, надо числа записать в столбик так, чтобы единицы были под единицами; десятки под десятками. Складывать начинаем с разряда единиц.)
I. Устный счет.
1. Упражнение “Поработаем на счетах”.
– Отложить на счетах и прочитать числа, которые состоят из:
- 1 дес. (10)
- 1 дес. 5 ед. (15)
- 1 сот. (100)
- 1 сот. 5 дес. (150)
- 1 сот. 1 ед. (101)
– Отложите на счетах числа 203, 300, 23, 517 и дайте им характеристику. (Число 203 – трехзначное неполное число, принадлежит к классу единиц, состоит из 2 сот. и 3 ед. Число 300 – трехзначное число, относится к круглым сотням, принадлежит к классу единиц, состоит из 3 сот. Число 23 – двузначное число, состоит из 2 дес. и 3 ед. Число 517 – трехзначное полное число, принадлежит к классу единиц, состоит из 5 сот., 1 дес. и 7 ед.)
– Какое число “заблудилось”? (23, двузначное.)
2. Решение примеров “Укажите стрелками правильный ответ”.
Учитель демонстрирует примеры, записанные с обратной стороны доски или на слайде( можно сделать карточки каждому). Напротив них даны ответы в неопределенном порядке. Учащимся следует решить примеры из первого столбика и определить ответ из второго столбика. Если число из второго столбика совпадает, значит, пример решен верно. Задание выполняется у доски.
171 + 20 191 25 + 153 380 360 + 20 178 101 + 20 903 3 + 900 121
– Почему данные примеры можно решить устно? (Относятся к устным приемам сложения чисел в пределах 1 000.)
– Назовите правило сложения трехзначного числа с двузначным числом с переходом через разряд в разряде единиц. (Чтобы сложить трехзначное число с двузначным числом, надо числа записать в столбик так, чтобы единицы были под единицами; десятки под десятками. Складывать начинаем с разряда единиц.)
II. Актуализация чувственного опыта учащихся.
– С какими числами производили вычисления? (С целыми числами.)
– Как складывают целые числа в пределах 1 000 без перехода через разряд? (Поразрядно, начиная с высших разрядов.)
– Как складывают целые числа в пределах 1 000 с переходом через разряд? (Поразрядно, начиная с низших разрядов.)
– Какие из данных примеров 236 + 17; 345 + 123; 788 – 59; 503 – 3 относятся к устным приемам вычисления, а какие – к письменным? Докажите. (Примеры 236 + 17 и 788 – 59 относятся к письменным приемам вычислений, так как они с переходом через разряд. Примеры 345 + 123 и 503 – 3 относятся к устным приемам вычислений, так как они без перехода через разряд.)
III. Изучение нового материала.
– Сегодня познакомимся с правилом сложения чисел в пределах 1 000 с переходом через разряд в разряде десятков.
Учитель демонстрирует записанные на доске примеры.
– Рассмотрите и объясните решение примеров. (Высказывания учащихся.)
– Какое правило можно сделать? (Примеры на сложение чисел с переходом через разряд в разряде десятков решают так же, как и примеры на сложение с переходом через разряд в разряде единиц.)
IV. Коррекция и первичное закрепление знаний.
Работа по учебнику: выполнение заданий 332 (2) (1 ст.), 333 на с. 94.
– Напишите примеры столбиком и решите их.
- 471 + 18
- 23 + 785
- 352 + 254
Данная работа выполняется у доски под руководством учителя.
– Какие числа складывали в третьем примере? (Трехзначные.)
– Как записываем трехзначные числа в столбик? (Поразрядно; единицы под единицами, десятки под десятками, сотни под сотнями.)
– С какого разряда начинают сложение чисел в пределах 1 000 с переходом через разряд? (С низшего – разряда единиц.)
– Объясните решение примеров.
– Чем похожи данные примеры? (В слагаемых отсутствуют единицы. В сумме получились круглые сотни.)
V. Закрепление знаний.
1. Работа по учебнику: выполнение заданий 333 (2) (2, 3 ст.), 334 (1 ст.) на с. 94.
– Решите примеры, выполните проверку.
320 + 80 70 + 430 210 + 90 80 + 520 560 + 40 10 + 190
Работа выполняется у доски с полным объяснением. Работают учащиеся второго уровня, учащиеся первого уровня – самостоятельно.
– Решите примеры.
- 180 + 4 * 5
- 680 + 8 * 5
- 2 * 5 + 290
– Во сколько действий примеры? (В два.)
– Как решаем данные примеры? (Действия второй ступени выполняем первыми.)
– Как складываем числа в пределах 1 000 с переходом через разряд? (Примеры записываем в столбик так, чтобы единицы стояли под единицами, десятки под десятками, сотни под сотнями. Складывать начинаем с низшего разряда – разряда единиц.)
VI. Итог урока. Выставление оценок (самооценка).
– Как складывают числа в пределах 1 000 с переходом через разряд? (Примеры записывают в столбик так, чтобы единицы стояли под единицами, десятки под десятками, сотни под сотнями. Складывать начинаем с низшего разряда – разряда единиц.)