Сложение чисел в пределах 1000 с переходом через разряд в разряде десятков. 5-й класс

Разделы: Математика

Класс: 5


Педагогические задачи:

  • образовательные: познакомить с правилом сложения чисел в пределах 1 000 с переходом через разряд в разряде десятков; научить пользоваться данным правилом при решении примеров; создать условия для закрепления умения выполнять сложение чисел с переходом через разряд в разряде единиц;
  • коррекционно-развивающая: способствовать развитию мыслительных процессов, речи, внимания, памяти учащихся, чертежных навыков;
  • воспитательная: содействовать воспитанию навыков сознательной дисциплины.

Ожидаемые (планируемые) результаты:

  • Предметные: познакомятся с правилом сложения чисел в пределах 1 000 с переходом через разряд в разряде десятков; научатся применять данное правило при выполнении арифметических заданий.
  • Познавательные: научатся строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте.
  • Регулятивные: научатся оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.
  • Коммуникативные: научатся формулировать собственное мнение и позицию.
  • Личностные: получат возможность для формирования устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач.

Оборудование: карточки для индивидуальной работы; опоры; интерактивная доска.

Ход урока

Назовите правило сложения трехзначных чисел с двузначными числами. (Чтобы сложить трехзначное число с двузначным числом, надо числа записать в столбик так, чтобы единицы были под единицами; десятки под десятками. Складывать начинаем с разряда единиц.)

I. Устный счет.

1. Упражнение “Поработаем на счетах”.

– Отложить на счетах и прочитать числа, которые состоят из:

  • 1 дес. (10)
  • 1 дес. 5 ед. (15)
  • 1 сот. (100)
  • 1 сот. 5 дес. (150)
  • 1 сот. 1 ед. (101)

– Отложите на счетах числа 203, 300, 23, 517 и дайте им характеристику. (Число 203 – трехзначное неполное число, принадлежит к классу единиц, состоит из 2 сот. и 3 ед. Число 300 – трехзначное число, относится к круглым сотням, принадлежит к классу единиц, состоит из 3 сот. Число 23 – двузначное число, состоит из 2 дес. и 3 ед. Число 517 – трехзначное полное число, принадлежит к классу единиц, состоит из 5 сот., 1 дес. и 7 ед.)

– Какое число “заблудилось”? (23, двузначное.)

2. Решение примеров “Укажите стрелками правильный ответ”.

Учитель демонстрирует примеры, записанные с обратной стороны доски или на слайде( можно сделать карточки каждому). Напротив них даны ответы в неопределенном порядке. Учащимся следует решить примеры из первого столбика и определить ответ из второго столбика. Если число из второго столбика совпадает, значит, пример решен верно. Задание выполняется у доски.

171 + 20 191
25 + 153 380
360 + 20 178
101 + 20 903
3 + 900 121

– Почему данные примеры можно решить устно? (Относятся к устным приемам сложения чисел в пределах 1 000.)

– Назовите правило сложения трехзначного числа с двузначным числом с переходом через разряд в разряде единиц. (Чтобы сложить трехзначное число с двузначным числом, надо числа записать в столбик так, чтобы единицы были под единицами; десятки под десятками. Складывать начинаем с разряда единиц.)

II. Актуализация чувственного опыта учащихся.

– С какими числами производили вычисления? (С целыми числами.)

– Как складывают целые числа в пределах 1 000 без перехода через разряд? (Поразрядно, начиная с высших разрядов.)

– Как складывают целые числа в пределах 1 000 с переходом через разряд? (Поразрядно, начиная с низших разрядов.)

– Какие из данных примеров 236 + 17; 345 + 123; 788 – 59; 503 – 3 относятся к устным приемам вычисления, а какие – к письменным? Докажите. (Примеры 236 + 17 и 788 – 59 относятся к письменным приемам вычислений, так как они с переходом через разряд. Примеры 345 + 123 и 503 – 3 относятся к устным приемам вычислений, так как они без перехода через разряд.)

III. Изучение нового материала.

– Сегодня познакомимся с правилом сложения чисел в пределах 1 000 с переходом через разряд в разряде десятков.

Учитель демонстрирует записанные на доске примеры.

– Рассмотрите и объясните решение примеров. (Высказывания учащихся.)

– Какое правило можно сделать? (Примеры на сложение чисел с переходом через разряд в разряде десятков решают так же, как и примеры на сложение с переходом через разряд в разряде единиц.)

IV. Коррекция и первичное закрепление знаний.

Работа по учебнику: выполнение заданий 332 (2) (1 ст.), 333 на с. 94.

– Напишите примеры столбиком и решите их.

  • 471 + 18
  • 23 + 785
  • 352 + 254

Данная работа выполняется у доски под руководством учителя.

– Какие числа складывали в третьем примере? (Трехзначные.)

– Как записываем трехзначные числа в столбик? (Поразрядно; единицы под единицами, десятки под десятками, сотни под сотнями.)

– С какого разряда начинают сложение чисел в пределах 1 000 с переходом через разряд? (С низшего – разряда единиц.)

– Объясните решение примеров.

– Чем похожи данные примеры? (В слагаемых отсутствуют единицы. В сумме получились круглые сотни.)

V. Закрепление знаний.

1. Работа по учебнику: выполнение заданий 333 (2) (2, 3 ст.), 334 (1 ст.) на с. 94.

– Решите примеры, выполните проверку.

320 + 80 70 + 430
210 + 90 80 + 520
560 + 40 10 + 190

Работа выполняется у доски с полным объяснением. Работают учащиеся второго уровня, учащиеся первого уровня – самостоятельно.

– Решите примеры.

  • 180 + 4 * 5
  • 680 + 8 * 5
  • 2 * 5 + 290

– Во сколько действий примеры? (В два.)

– Как решаем данные примеры? (Действия второй ступени выполняем первыми.)

– Как складываем числа в пределах 1 000 с переходом через разряд? (Примеры записываем в столбик так, чтобы единицы стояли под единицами, десятки под десятками, сотни под сотнями. Складывать начинаем с низшего разряда – разряда единиц.)

VI. Итог урока. Выставление оценок (самооценка).

– Как складывают числа в пределах 1 000 с переходом через разряд? (Примеры записывают в столбик так, чтобы единицы стояли под единицами, десятки под десятками, сотни под сотнями. Складывать начинаем с низшего разряда – разряда единиц.)