НОД по развитию зрительного восприятия "Встреча с волшебницей Зимой" для детей с нарушением зрения подготовительно к школе группы

Разделы: Работа с дошкольниками


Образовательная область: Познавательное развитие.

Программное содержание:

Образовательные задачи:

Обучающие

  • Обобщить и систематизировать представление о характерных признаках зимы.
  • Учить активно, использовать в речи пространственные термины, зрительно соотносить предметы по величине, раскладывать сериационный ряд по величине в названном направлении.
  • Побуждать высказываться аргументированно, рассуждать, объяснять.

Развивающие

  • Развивать зрительное восприятие, внимание, мышление, слуховое внимание (умение слышать и различать звуки зимы), тактильную чувствительность.
  • Развивать умение отвечать на вопросы полным ответом, высказывать своё мнение.
  • Развивать умение слушать взрослого и выполнять его инструкции.
  • Совершенствовать навыки зрительно-моторной координации при рисовании по точкам.
  • Развивать активную речь детей.
  • Развивать зрительные функции прослеживания, фиксации взора.

Воспитательные

  • Воспитывать интерес к познанию природы.
  • Воспитывать умение слышать ответы товарищей во время занятия.

Материал:

  • Демонстрационный - конверт, “снежное покрывало”, “снежок”, набор картинок для игры “Льдинки-холодинки” с изображением разных предметов среди которых картинки, относящиеся к теме “Зима”, удочка, рельефные снежные картинки. Мультимедийная презентация по теме занятия со встроенными звуковыми файлами: песня Е.Крылатова “Ка бы не было зимы”, звук вьюги, скрип снега.
  • Раздаточный – набор снежинок (по 7 шт.) разной величины, карточка с точечным рисунком “морозные узоры”, фломастеры, картинка к игре “Четыре времени года”.

Оборудование: Мультимедийный комплекс, ноутбук, акустические системы.

Ход непосредственно образовательной деятельности

1. Организационный момент. Педагог обращает внимание детей на конверт, лежащий на столе.

- Дети, как вы думаете, кто нам прислал это письмо? (Выслушиваются варианты ответов)

Педагог вскрывает конверт и читает:

Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки.
Радость детям подарила
И на санках прокатила.

- Кто из вас догадался, о чём эта загадка? (О зиме)

- Значит, это письмо нам прислала сама волшебница Зима.

- Любите ли вы зиму?

- По календарю, сколько длится зима?

- Назовите первый (второй, третий) зимний месяц.

- Какой зимний месяц самый короткий?

Основная часть. Смотрите, а вот и сама волшебница Зима. (На экране появляется изображение Волшебницы Зимы, которое сопровождается звуковым файлом)

Зима: - Здравствуйте, дети! Вы меня узнали?

Я зимушка холодная,
Из кружев мой наряд.
Пришла к нам на занятие
В чудесный детский сад.

- Мы рады встрече с тобой. Ребята расскажут, за что они полюбили зиму (Выслушиваются ответы детей).

Зима: - А готовы ли вы отгадать мои загадки?

Загадки Волшебницы Зимы.

1.

Невидимкой, осторожно
Он является ко мне
И рисует, как художник,
Он узоры на стекле... (мороз)

(На экране проецируется матрица, состоящая из трёх рядов и трёх столбиков заполненная картинками, среди которых находятся картинки-отгадки).

- Дети, есть ли здесь картинка-отгадка? Если есть, то опишите её координаты расположения. При описании координат помните, что сначала называем номер ряда, затем номер столбца.

2.

В белом бархате дома
И заборы и деревья
А как ветер нападает,
Этот бархат опадает...(иней)

3.

Бел, да не сахар.
Ног нет, а идёт.
На всех садится,
Никого не боится...(снег)

Дид. игра: “Четыре времени года”

Педагог: У вас у каждого на столе картинка с четырьмя временами года. Найдите картинку с изображением зимы. Расскажите, по каким признакам вы догадались, что на картинке изображена зима. Опишите местоположение данной картинки.

Дид. упр.: “Разложи в ряд”

Педагог: Ребята, смотрите, волшебница Зима посылает зимний ветерок и пушистый беленький снежок. (На экране проецируется картинка, которая сопровождается звуком ветра).

- Как называется такое явление?

- Мы тоже поиграем с ажурными снежинками. Разложите снежинки перед собой.

- Одинаковые снежинки? (Внешне одинаковые, но разные по величине).

- Разложите снежинки в ряд в направлении сверху - вниз от самой маленькой до самой большой.

- Сколько снежинок выложили в ряд? (Семь снежинок).

- Опишите величину каждой снежинки в направлении сверху-вниз. (Самая маленькая, чуть побольше, ещё больше, ещё больше...... и самая большая).

- Сколько лучиков у каждой снежинки? (Шесть лучиков).

Дид. упр.: “Звуки зимы”

(Детям предлагается отгадать на слух звуки зимы:

1. “Звук вьюги”.

- А что такое вьюга? (Вьюга-это сильная метель. Сильный ветер поднимает снег с поверхности земли и кружит его в воздухе. Объяснение сопровождается показом слайда).

2.“Скрип снега”.

- Отчего получается такой скрип снега? (Снег скрипит от того, когда мы идём, то под тяжестью нашего тела ломаются звёздочки и лучики у снежинок).

Игра “Кто спрятался в сугробе?”

Под детскую песню Е.Крылатова “Ка бы не было зимы” дети имитируют разные движения: катание на лыжах и санках, игры со снежками и т. д. По окончанию мелодии дети приседают, склонив голову, педагог накрывает одного из детей “снежным покрывалом”. Дети отгадывают, кто спрятался в сугробе?

Дид. игра: “Льдинки-холодинки”

Педагог: Ребята, волшебница Зима сегодня к нам пришла и льдинки-холодинки для игры нам принесла. В озере “плавают” льдинки-холодинки. Они необыкновенные. На каждой льдинке имеется картинка. Выловите при помощи удочки те льдинки, на которых имеются “зимние картинки” и расскажите о своём выборе.

Дид. упр.: “Морозные узоры”

Педагог: Дети, послушайте и постарайтесь отгадать следующую загадку волшебницы Зимы.

Какой это мастер.
На стёкла нанёс,
И листья, и травы,
И заросли роз? (мороз)

- На столах лежат карточки с точечным рисунком морозного узора. Прорисуйте фломастерами морозные узоры.

- На что похожи морозные узоры?

Зрительная гимнастика “Снежинка”

Мы снежинки увидали
Со снежинками играли
Снежинки вправо полетели
Дети вправо посмотрели.
Снежинки влево полетели
Дети влево посмотрели.
Ветер снег вверх поднимал
и на землю опускал.
Дети смотрят вверх и вниз
Все! На землю улеглись.
Смотрят вдаль


Смотрят вправо, не поворачивая головы

Смотрят влево, не поворачивая головы


Смотрят вверх-вниз, не поворачивая головы

Дид. игра: “Снежные картинки”

Педагог: Следующая игра волшебницы Зимы называется “Снежные картинки”. На одной стороне вы видите чёрно-белое изображение предметов. (Дети называют: ёлка, снеговик, ёлочный шар, звезда, санки, снежинка и др.)

На другой стороне эти же картинки, но в рельефном изображении. Вам предстоит с закрытыми глазами отгадать изображение снежной картинки.

Заключительная часть.

Педагог: Наше занятие подошло к концу. Я предлагаю вам встать в круг. Передавая из рук в руки “волшебный снежок” скажите, что вам на занятии понравилось больше всего.

А сейчас внимание на экран.

Зима: - Молодцы, ребята! Вы все справились с моими заданиями. Я услышала, что все мои игры и задания вам очень понравились. А сейчас мне пора уходить. Ведь в лесу ещё не все ёлочки укрыты снегом. До свидания!