Интегрированный мини-проект «Свечение живых организмов»

Разделы: Физика, Химия, Биология


Работа в классах с углубленным изучением гуманитарных предметов: литература, музыка, изобразительное искусство, театр, хореография требует от педагогов естественнонаучного цикла внедрения нетрадиционных форм уроков и занятий. Интеграция предметов естественно-научного цикла, которые кажутся школьникам недостаточно привлекательными, позволяют успешно повышать интерес к биологии, физике, химии развивать мотивацию ее изучения. Изучение заданной темы “Свечение живых организмов” предполагает обобщение собранной информации по трем направлениям. С точки зрения биологии как живые организмы используют свечение для своей жизнедеятельности. С позиции химии, какие химические процессы вызывают свечение. И с позиции физики, что представляют собой процесс свечения и какие источники света существуют.

Название проекта: Свечение живых организмов

Учебный предмет, в рамках которого разрабатывался проект: физика, биология, химия

Тип проекта:

  • по доминирующей деятельности: исследовательский, информационный творческий
  • по комплексности: межпредметный;
  • по продолжительности: мини-проект
  • по составу: групповой

Цель проекта: Объяснить природное явление свечение живых организмов с научной точки зрения

Задачи проекта:

1. Изучить теоретический материал из курса физики, химии и биологии, связанный с данным природным явлением

2. Обобщить собранную информацию и объяснить природное явление свечение живых организмов с позиции химии, физики и биологии.

3. Создать карту-схему по данной теме

Руководитель проекта: Корнева О.Ю., Побежимова Г.Д., Прочик Н.И.

Состав проектной группы: учащиеся 8 классов

Возраст участников проекта: 14 лет

Аннотация проекта:

Изучение заданной темы предполагает обобщение собранной информации по трем направлениям. С точки зрения биологии как живые организмы используют свечение для своей жизнедеятельности. С позиции химии, какие химические процессы вызывают свечение. И с позиции физики, что представляют собой процесс свечения и какие источники света существуют.

Продукт проекта: Обобщающая карта-схема по данной теме.

Этапы работы над проектом:

Целеполагание: каждой группе ставится задача по сбору и систематизации информации по поставленной проблеме

Разработка проекта: составление матрицы ответа и составление маршрутного плана

Выполнение проекта: работа по сбору информации из разных источников и систематизация полученного материала.

Продукт проекта: карта-схема по данной теме

Необходимое оборудование и ресурсы: учебные пособия по физике, химии, биологии, энциклопедические словари по предметам, интернет-ресурсы, презентация.

Ход занятия

1 этап Мотивационно-проблемный (Этап постановки целей и задач урока)

Учитель биологии: В беседе с учащимися раскрывает смысл эпиграфа урока “Окружающий мир - это лаборатория” и обращает внимание обучающихся на то, что урок необычный, перед ними сразу три учителя. Для определения темы урока предлагает посмотреть слайд презентацию светящихся организмов и при обсуждении увиденного видеоряда ученики предлагают свою формулировку темы урока, определяют цель урока и задачи.

2 этап Деятельностный (Открытие новых знаний)

Учитель химии: предлагает каждой рабочей группе “биологов”, “химиков” и “физиков” разобрать маршрутные листы, в которых описан алгоритм работы ученика в соответствии с его темой, заполнить маршрутный лист, используя различные источники информации.

3 этап Представление продукта проекта (Первичное закрепление)

Под руководством учителя происходит отчет каждой группы учащихся по своим вопросам, касающимся темы урока. “Физики” объясняют свечение как физическое явление, “химики” - с точки зрения химии, “биологи” с позиции биологии.

4 этап Заключительный (вывод по цели урока)

Учитель биологии: подводит учеников к выводу о том, что свечение – это оптическое явлениес точки зренияя физикм, реакция горения с позиции химии и с биологической точки зрения - приспособление.

5 этап Рефлексия

Учитель физики: предлагает учащимся оценить свою работу и работу в группе, заполнив лист самооценки, согласно критериям, изложенным в них. А так же сдать маршрутные листы для формирования портфолио мини-проекта.

Маршрутные листы “Химиков”

Маршрутный лист №1

  • Ученика 8 “ ” класса.
  • Фамилия имя:
  • Какие химические реакции относят к реакциям окисления? Приведите примеры. (Учебник “Химия 8”. Свойства кислорода)
  • Запишите уравнения реакций окисления простого и сложного вещества.
  • Реакции окисления - это ....
  • Например:
    Уравнения реакции окисления:

Маршрутный лист №2

  • Ученика 8 “ ” класса.
  • Фамилия имя:
  • Используя учебник химии 8 класса (Признаки химических реакций. Свойства кислорода) перечислите, по каким внешним признакам можно различить химический процесс от других явлений? Приведите примеры.
  • Перечислите признаки, по которым можно определить протекание реакции окисления.
  • Признаки химических реакций:

1.

2.

3.

4.

5.

  • Признаки реакции окисления:

1.

2.

  • Маршрутный лист №3
  • Ученика 8 “ ” класса.
  • Фамилия имя:
  • Используя учебник химии 8 класса (стр 63) и Книгу для чтения по неорганической химии (стр 82) классифицируйте реакции окисления. Приведите примеры.

Например: Например:

Маршрутный лист №4

  • Ученика 8 “ ” класса.
  • Фамилия имя:
  • Используя учебник химии 8 класса (стр 63) и “Книгу для чтения по неорганической химии” (стр 82) объясните по каким внешним признакам можно определить процесс медленного окисления? Какую опасность для деятельности человека представляют эти реакции?
  • Признаки реакции медленного окисления:
  • Примеры реакций медленного окисления и их роль в деятельности человека:

Маршрутный лист №5

  • Ученика 8 “ ” класса.
  • Фамилия имя:
  • Используя учебник химии 8 класса (стр 56) и книгу “Я познаю мир” (стр 75) объясните:
  • Что представляет собой реакция быстрого окисления?
  • По каким внешним признакам можно определить процесс быстрого окисления?
  • Какую опасность для деятельности человека представляют эти реакции?
  • Реакция быстрого окисления –
  • Признаки реакции:
  • Роль реакций в деятельности живых организмов и человека:

Маршрутный лист №6

  • Ученика 8 “ ” класса.
  • Фамилия имя:
  • Используя материалы из учебника химии 8 класс ( стр 51-52) зарисуйте строение пламени и объясните как зажечь другую спички от пламени ( можно зарисовать)

Маршрутный лист №7

  1. Ученика 8 “ ” класса.
  2. Фамилия имя:
  3. Используя учебник химии 8 класса ( стр53-56), справочник по химии “Основные понятия в таблицах и схемах” ( стр 32 - 34), Энциклопедический словарь юного химика ( стр 114-115) дайте характеристику кислороду по плану:
    1. Химическая формула вещества
    2. Относительная молекулярная масса вещества
    3. Нахождение в природе
    4. Физические свойства
    5. Применение кислороде в деятельности человека

Маршрутный лист №8 – руководитель группы

  • Ученика 8 “ ” класса.
  • Фамилия имя:
  • По представленным материалам, собранными членами вашей группы:
    • Обобщите материал
    • Представьте его в виде схемы на листе бумаги формата А3:

Сделайте вывод о химических источниках света

Маршрутные листы “физиков”

Маршрутный лист №1

  • Ученика 8 “ ” класса.
  • Фамилия имя:

1. Объяснить значение слова “свечение”. Использовать Толковый словарь по русскому языку С.И. Ожeгова.

Свечение –

2.Что такое свет?

а) толковой словарь:

б) учебник физики 8 класс А.В. Перышкин стр.147:

3. Сформулируйте, использую найденный материал определение понятия “свечение” с точки зрения физики.

Свечение –

Маршрутный лист №2

Ученика 8 “ ” класса.

Фамилия имя:

1. Используя учебник 8 класса а по физике А.В. Перышкина стр.147, сформулируйте определение источника света.

Источник света –

2. Используя учебник 8 класса а по физике Л.Э. Генденштейна стр.175, классифицируйте источники света по происхождению в виде схемы.

Маршрутный лист №3

  • Ученика 8 “ ” класса.
  • Фамилия имя:
  • Используя учебник 8 класса а по физике А.В. Перышкина стр.148 и. учебник 8 класса а по физике Л.Э. Генденштейна стр.177, классифицируйте источники света по размеру в виде схемы.

Маршрутный лист №4

  • Ученика 8 “ ” класса.
  • Фамилия имя:
  • Используя учебник 8 класса а по физике А.В. Перышкина стр.147 и. учебник 8 класса а по физике Л.Э. Генденштейна стр.174, классифицируйте источники света по степени нагретости в виде схемы.

Маршрутный лист №5

  • Ученика 8 “ ” класса.
  • Фамилия имя:
  • Составьте классификацию холодных источников света в виде схемы, используя справочное пособие стр358 и учебник физики 11 класса Г.Я. Мякишева стр. 240

Маршрутный лист №6

  • Ученика 8 “ ” класса.
  • Фамилия имя:
  • Используя результаты группы №2,3,4,5 составьте общую классификацию источников света в виде схемы по трем основаниям: по происхождению, по размеру, по степени нагретости.

img7.gif (3181 bytes)

Маршрутный лист №7

  • Ученика 8 “ ” класса.
  • Фамилия имя:
  • Используя учебник 8 класса а по физике Л.Э. Генденштейна стр.178, ответьте на вопрос, что представляет собой свечение живых организмов?
  • Свечение живых организмов это -
  • Использую результаты работы всех участников группы, охарактеризуйте светящиеся живые организмы с точки зрения физики:

Маршрутные листы “биологов”

Маршрутный лист №1.

  • Ученика(цы) 8 “ ” класса.
  • Фамилия и имя:
  • Прочитайте текст, дайте определение термину биолюминесценция.
    • Биолюминесценция — способность живых организмов светиться, достигаемая самостоятельно или с помощью симбионтов. Свет создаётся у более высоко развитых организмов в специальных светящихся органах (например, в фотофорах рыб), у одноклеточных эукариот — в особых органоидах, а у бактерий — в цитоплазме. Как выяснилось в природе не существует светящихся растений, но есть светящиеся бактерии и грибы.
    • Биолюминесценция -

Маршрутный лист №2.

Ученика(цы) 8 “ ” класса.

Фамилия и имя:

  • Прочитайте текст, объясните значение слова биолюминесценция
    • Само название “биолюминесценция” буквально означает “слабое живое свечение”. Биолюминесценция основывается на химических процессах, при которых освобождающаяся энергия выделяется в форме света, который зависит от частота испускаемого света. Коэффициент полезного действия живого свечения фантастически велик: он достигает 80-90%.
  • От чего зависит цвет свечения?

Маршрутный лист №3.

  • Ученика(цы) 8 “ ” класса.
  • Фамилия и имя:
  • Прочитайте текст.
    • Эта история началась 4 января 1761 г., когда датский военный корабль вез из Копенгагена в Смирну научную экспедицию, одним из участников которой был зоолог Форскол. Однажды в начале марта, когда корабль плыл по Северному морю, пассажиры заметили в воде странное свечение. Причиной оказались медузы, “способные светиться внутри”. Если медуз тревожили, они ярко светились зеленым фосфорическим светом. Форскол заспиртовал несколько экземпляров медуз и записал по-латыни в своем походном дневнике: “при раздражении и гибели светятся”.
  • В каком веке приступили к изучению биолюминесценции?
  • Кто начал изучать биолюминесценцию?
  • Почему светились медузы?

Маршрутный лист №4.

  • Ученика(цы) 8 “ ” класса.
  • Фамилия и имя:
  • Прочитайте текст.
    • У бактерий люминофорные белки рассеяны по всей клетке, у одноклеточных эукариотических организмов они находятся в окруженных мембраной пузырьках в цитоплазме. У многоклеточных животных свет обычно излучают специальные клетки – фотоциты. Фотоциты кишечнополостных и других примитивных животных светятся непрерывно или в течение нескольких секунд после механического или химического раздражения. У животных с развитой нервной системой она управляет работой фотоцитов, включая и выключая их в ответ на внешние раздражители или при изменении внутренней среды организма.
  • Местоположениелюминофорных белков
    а) у бактерий -
    б) у одноклеточных -
    в) у многоклеточных -
  • Какие причины обеспечивают свечение?

Маршрутный лист №5.

  • Ученика(цы) 8 “ ” класса.
  • Фамилия и имя:
  • Прочитайте текст.
    • У многих глубоководных головоногих тело разрисовано узором из разноцветных световых пятен, а фотофоры устроены очень сложно, наподобие светящего только в нужном направлении прожектора с отражателями и линзами.
      Световые вспышки отпугивают хищников от медуз, гребневиков и других беспомощных и нежных созданий. Кораллы и другие колониальные животные светятся в ответ на механическое раздражение, а их соседи, которых никто не трогал, тоже начинают мерцать.
  • Какие организмы используют явление свечения?
  • Почему возникает явление свечения?
  • Для чего используют явление свечения?

Маршрутный лист №6.

  • Ученика(цы) 8 “ ” класса.
  • Фамилия и имя:
  • Прочитайте текст.
    • Насекомоядные личинки новозеландских комаров Arachnocampa плетут ловчую сеть и подсвечивают ее собственным телом, привлекая насекомых.
      В Бразилии и Уругвае водятся красновато-коричневые светлячки с рядами ярко-зеленых огоньков вдоль туловища и ярко-красной лампочкой на голове. Известны случаи, когда врачи производили операции при свете светлячков, насыпанных в бутылку.
  • Какие организмы используют явление свечения?
  • Для чего используют явление свечения?

Маршрутный лист №7.

  • Ученика(цы) 8 “ ” класса.
  • Фамилия и имя:
  • Прочитайте текст.
    • Самое яркое применение биолюминесценции – создание трансгенных растений и животных. Первую мышь с геном GFP, внедренным в хромосомы, создали в 1998 году. Первых светящихся рыб создал тайваньский ученый доктор Гун (Zhiyuan Gong) в 2001 г.
  • Для чего человек создает искусственно светящиеся живые организмы?

Маршрутный лист №8.

  • Ученика(цы) 8 “ ” класса.
  • Фамилия и имя:
  • Дайте определение термину биолюминесценция
  • В каком веке приступили к изучению биолюминесценции?
    От чего зависит цвет свечения?
  • Причины, обеспечивающие свечение?
  • Какие организмы используют явление свечения?
  • Для чего используют явление свечения?