Задачи:
- Познакомить детей с животным миром Северного полюса и Антарктиды. Дать представление о географическом положении Северного и Южного полюсов. Знакомство с глобусом.
- Продолжать работать над развитием словарного запаса детей, умением сопоставлять и анализировать факты.
- Закреплять методику работы-оригами на примере выполнения “пингвина”; формировать навыки сгибания, складывания бумаги; развивать логическое мышление, фантазию, внимательность, пространственные представления, творческие способности; воспитывать эстетический вкус, любовь к природе, аккуратность.
Оборудование: глобус; фотографии; ноутбук; видеоролик “Ребятам о зверятах” (“Пингвины”, “Белые медведи”); бумага, клей, ножницы для работы детям; музыкальная фонограмма.
Ход занятия
1. Организационный момент
Нас сегодня ждут большие открытия и приключения, а поможет нам их сделать волшебный шар (показ глобуса).
На ноге стоит одной,
Крутит, вертит головой.
Нам показывает страны,
Реки, горы, океаны.
Он земли изображение
И не любит искажения. (глобус).
В. Ребята, как называется этот волшебный шар? Правильно, глобус. Это модель Земли. Он окрашен в разные цветы. Голубой цвет – это вода. На земле много океанов и морей. Коричневым, желтым, зеленым – обозначают сушу, горы. Посмотрите, а какого цвета больше? Правильно, больше голубого, ведь воды на земле больше, чем суши.
- Интересно, а почему здесь белый цвет, что он означает?
Короной снежной с двух сторон
Наш шар прекрасный окружен!
Два полюса, два братика –
Антарктида и Арктика.
- А давайте, отправимся в путешествие и все сами разузнаем!
Поможет нам отправиться сказочный цветок: “Цветик-семицветик”.
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли,
Быть по-нашему вели.
Вели, чтобы мы сейчас же
Оказались на Северном полюсе!
Раз, два, три, оглянись, повернись – на Северном полюсе очутись! (Звукозапись ветра, вьюги). Показ картины “Арктика”.
Мы с вами оказались на Северном полюсе – это центр Северного Ледовитого океана, а прилегающие к нему земли называют Арктикой, что означает – медведь. А вот и он бродит среди льдин (показ картины). Какой он пушистый и очень большой: если медведь встанет на 2 лапы, то его рост 3 метра! Густая длинная шерсть, широкие лапы, белый цвет меха – все это нужно для жизни на севере. Белый медведь питается рыбой, но иногда не против полакомиться и тюленем. В разгар зимы у белых медведей рождаются крошечные медвежата, которые по размеру не крупнее котят. В берлоге морозы и ветры медвежатам не страшны. Мать кормит их молоком, согревает. Когда медвежата подрастут и вместе с матерью выйдут из берлоги, медведица научит их ловить рыбу и охотиться на тюленей. Еще здесь живут тюлени, моржи, песец, олени. Давайте, заглянем и посмотрим, как они живут. (Просмотр видеоролика).
- Что-то стало очень холодно, давайте вместе согреемся, повторяйте за мной:
Топай, Мишка!
Хлопай, Мишка!
Приседай со мной, братишка!
Руки в стороны и вниз,
Улыбнись всем и садись!
- Вы внимательно смотрели сюжет? (Да).
- Тогда ответьте на вопрос: “Где живут белые медведи?” (На Северном полюсе.)
- Чем они питаются? (Рыбой и тюленями.)
- Почему у медведя такая длинная шерсть? (Она спасает его от морозов.)
- Почему она белого цвета? (Белый цвет шерсти делает медведя незаметным на снегу. Это помогает ему охотиться.).
Мы отдохнули и можем отправляться дальше.
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли,
Быть по-нашему вели.
Вели, чтобы мы сейчас же
Оказались на Южном полюсе!
Раз, два, три, оглянись, повернись – на Южном полюсе очутись! (Показ картины). Фонограмма ветра, вьюги.
Антарктида – суровый материк,
По размерам ни мал, ни велик.
Чаще “холодильником” его зовут,
И это правда, ведь нежарко тут.
Здесь живут пингвины и моржи,
Но не могут здесь жить ежи.
Льдом и снегом покрыты берега,
Каждый день здесь сильная пурга.
В Антарктиде все не так, как везде, -
Например, вот лето в январе.
Странный климат там всегда, -
У нас лето, там, естественно, зима.
В Антарктиде ребята еще холоднее, чем в Арктике, это самое холодное место на Земле, температура бывает -80оС. Такой холод даже белые медведи не переносят, потому они не могут там жить. А пингвинам такая стужа нипочем!
Рост пингвинов около метра. Голова и спина черные, а на брюшке перья ослепительно белые. Пингвины не умеют летать, зато они отлично плавают. Рост пингвинов достигает около метра. В Антарктиде, где живут пингвины, всегда холодно. В самый разгар морозов пингвиниха откладывает яйцо. Затем она отдает его папе пингвину, и тот прячет его в жировую складку на брюшке, чтобы будущий птенец не замерз. Так папа будет держать яйцо два месяца, стоя на трескучем морозе и сильном ветре, почти не двигаясь. Все это время пингвин не ест и живет за счет жира, накопленного летом. А мама–пингвиниха в это время ныряет в море за рыбой, нагуливает жир. Но вот появился птенец, и теперь его воспитанием занимается мама. Но это длится недолго. Как только пингвиненок встанет на ножки, его отправят в пингвиний детский сад, где он будет находиться среди других пингвинят под присмотром взрослых. Главный враг пингвинов – это касатка, у нее очень большие зубы, один зуб достигает 20 см. (Показать картинку касатки). Еще здесь плавают киты, морской слон. Посмотрим, как они живут! (Просмотр видеоролика).
- О ком мы смотрели фильм? (О пингвинах)
- Чем питаются пингвины? (Рыбой)
- Почему пингвин прячет яйцо в жировой складке на брюшке? Чтобы птенец не замерз)
- Как вы думаете Северный и Южный полюсы похожи? (Ледяные)
- Почему? (Да потому что на Северном и Южном полюсах вечные льды и очень холодно)
- Охотится ли белый медведь на пингвинов? Почему? (Нет, белые медведи не живут в Антарктиде)
- Что-то опять стало холодать, нам нужно срочно согреться.
2. Физкультминутка
Антарктида – белый край!
Ты за мною повторяй!
Руки вверх, шире, ниже,
Поверти-ка головой, а теперь глаза закрой!
Помечтаем о пингвинах, о холодных белых льдинах!
О тюленях, о китах, о суровых холодах!
А теперь глаза открой, возвращаемся домой!
Хорошо мы с вами путешествовали, побывали в гостях у белого медведя и пингвинов, но мне стало очень грустно, потому что белый медведь и пингвин никогда не встретятся, только лишь в зоопарке. Что же делать? А давайте мы сделаем подарок белым медведям, все вместе сделаем пингвинов и отошлем их на Северный полюс, к белым медведям. Для этого нам понадобится цветная бумага, клей, ножницы.
3. Анализ технологии изготовления
- Из какого материала мы будем делать? (Из цветной бумаги)
- Тонкую цветную бумагу удобно складывать. Наметим план. (Вывешивается инструктивная карта-схема)
- Что сделаем сначала? (Разметим сгибанием квадрат, лишнюю часть отрежем)
Давайте вспомним правила безопасности при работе с ножницами.
Далее будем складывать по схеме.
- А как завершим работу? (Приклеим модель к основе).
- А что возьмем за основу? (Картон).
- Почему картон, а не цветную бумагу? (Бумага выгибается, приобретает не эстетичный вид. Картон не будет деформироваться при контакте с клеем).
Вспомним правила работы с клеем.
Какая чудесная Антарктида у нас получилась! Я думаю, белым медведям на Северном полюсе очень понравится.
4. Итог занятия
- О ком мы с вами сегодня говорили? (О белых медведях и пингвинах).
- Какие животные населяют Антарктиду? (Тюлени, пингвины и др.).
- Где обитают белые медведи? (На Северном полюсе).
- Что помогает животным выжить в таких суровых условиях? (Подкожный жир, густой мех).
Вы сегодня славно потрудились, и я Вам тоже приготовила снежные лакомства, давайте угощаться!