Цель занятия: развивать у учащихся навыки словообразования при помощи суффиксов, закреплять знания о правописании суффиксов, устранять аграмматизм, развивать логическое мышление, память, внимание, воображение.
Задачи:
- познакомить учащихся со значениями суффиксов -ок-, -ик-, -чик-, -оньк-, -очк-, -еньк-, - щик-, -ер- (-ор-), -арь-, -ист-, -тель-;
- отработать умения детей подбирать родственные слова, выделять корень и суффикс в словах;
- активизировать и обогащать лексический словарь;
- развивать логическое мышление;
- развивать языковой анализ и синтез;
- развивать связную устную речь;
- воспитывать познавательный интерес к занятиям через использование игровых приёмов;
- воспитывать уверенность в своих силах.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Организационный момент (слайды 1, 2)
Здравствуйте, ребята. Сегодня я приглашаю вас на игру “Весёлый суффикс”. Но прежде чем приступить к заданиям, возьмите по жетончику и расположитесь за партами, согласно выбранному цвету. А теперь посмотрите друг на друга, улыбнитесь! Ведь...
Не берем мы в путь, друзья
Хмурых и сердитых!
Любознательных, активных
Приглашаем смело!
2. Активизация знаний по пройденному материалу
Ребята, уже несколько занятий мы посвящаем большой теме “СЛОВООБРАЗОВАНИЮ”, а в частности говорим о суффиксах.
– Что же такое суффикс? Для чего служит нам суффикс? Какие суффиксы вы знаете? (ответы детей)
В русском языке много суффиксов (слайд 3)
Сегодня мы продолжаем с вами работать над образованием новых слов с помощью суффиксов.
И первое задание таково: нужно добавить подходящий суффикс, чтобы получилось новое слово (слайд 4) . Работаем по командам.
БАРАБАНЩИК | ПЛОТНИК | ПЕРЕВОЗЧИК |
ЛЁТЧИК | НАСТРОЙЩИК | ЛЕСНИК |
ЧЕРТЁЖНИК | ВОЗЧИК | ТРАКТОРИСТ |
БЕТОНЩИК | ПОЖАРНИК | ФОКУСНИК |
БУФЕТЧИЦА | МЕБЕЛЬЩИК | БАЯНИСТ |
- А что за слова у вас получились? (ПРОФЕССИИ).
ПОДВОДИМ ИТОГИ.
Ребята, а давайте попробуем вырастить дерево.
(Открывается слайд 5)
Внизу даны корни слов. Ваша задача “обрастить” их суффиксами и приставками. Полученные слова записать. Выделить части слова.
Должны получиться слова:
Шумок, зашуметь, шумный. Звериный, зверек, зверюшка, озвереть.
ПОДВОДИМ ИТОГИ.
Следующее задание так и называется “КТО СКОРЕЕ?” (слайд 6)
Первая команда выписывает слова с суффиксом – К-, вторая с суффиксом –УШК-, третья с суффиксом – ЫШК-.
Коровка | хлебушко | пёрышко |
Головка | избушка | зёрнышко |
Картинка | скворушка | брёвнышко |
Травка | дедушка | стёклышко |
Песенка | коровушка | горлышко |
Глазки | головушка | солнышко |
Мышка | травушка | гнёздышко |
Зубки | бабушка | крылышко |
ПОДВОДИМ ИТОГИ.
Следующая игра “Назови ласково” (слайд 7)
дуб - дубок | яблоня - яблонька | ель - ёлочка |
лиса - лисичка | заяц - зайчик | коза - козочка |
сестра - сестричка | брат - братик | мама - мамочка |
солнце - солнышко | дорога - дорожка | зерно - зёрнышко |
яблоко - яблочко | ягода - ягодка | шапка - шапочка |
ПОДВОДИМ ИТОГИ.
Игра “Назови человека”
(слайд 8)В этой игре нужно подобрать к записанным прилагательным однокоренное существительное - название человека.
глупый – глупыш | храбрый - храбрец | хвастливый - хвастун |
сильный – силач | богатый – богач | ленивый - ленивец |
мудрый – мудрец | смелый – смоляк | крикливый - крикун |
старый – старик | маленький – малец | толстый – толстяк |
болтливый – болтун | дикий – дикарь | крепкий – крепыш |
ПОДВОДИМ ИТОГИ.
Ребята, я предлагаю вам отдохнуть и прочитать весёлый стишок (слайд 9)
Жил да был на свете ПАР,
С виду был он сед и стар,
Но с кипящею водой
Он плясал, как молодой.
Он из чайников струился,
Над кастрюлями клубился,
Никаких полезных дел
Делать вовсе не умел.
Жило-было слово ХОД,
В слове выход, в слове вход,
В слове ходики стучало,
И в походе вдаль шагало,
Так и жили ПАР и ХОД.
Жили врозь они, но вот
Вместе их соединили-
По воде они поплыли.
Паром ходит пароход
В паре ходят ПАР и ХОД.
Какая гласная соединила эти два слова? ( О).
Действительно, гласные О и Е соединяют два простых слова и получают сложное слово.
Сейчас и мы попробуем составить сложные слова (слайд 10).
Прочитайте слова и соедините со словами второго столбика и у вас получатся новые слова.
ТЕПЛО | КОСИЛКА |
СЕНО | КОМБИНАТ |
ГРОМ | ПРОВОД |
МЯСО | ХОД |
ВЕЗДЕ | ОТВОД |
Должны получиться слова: ТЕПЛОПРОВОД, СЕНОКОСИЛКА, ГРОМООТВОД, МЯСОКОМБИНАТ, ВЕЗДЕХОД.
ПОДВОДИМ ИТОГИ.
Ну, а сейчас мы напишем необычный диктант. Я показываю картинку, а вы называете животных, изображённых на фотографиях ласково, используя суффиксы –чик, -ек или –ик. Каких животных можно назвать по-разному? Заполнить таблицу, обозначить суффиксы: (слайды 11-21)
ПОДВОДИМ ИТОГИ.
А какая же игра без сказки! Я предлагаю вам прочесть сказочку и найти в ней слова, в которых есть суффиксы. Какую роль играют найденные в словах суффиксы? (слайд 22)
Кот Васька и мышки.
Кот Васька спал на подоконнике. В это время из норки тихонько вылезли две мышки. Они были серенькие. Хвостики у них длинные, лапки коротенькие. Ушки у мышек маленькие, а зубки остренькие. Стали мышки пробираться на кухню. Тут кот Васька уши навострил, втянул носом воздух и раскрыл широко глаза. Мышки замерли от страха. Прыгнул Васька с подоконника. Мышки бросились в разные стороны. Стал кот метаться по комнате: то за одной бросится, то к другой прыгнет. Да так никого и не поймал.
ПОДВОДИМ ИТОГИ.
Подведение итогов занятия (слайд 23)
Рефлексия.
На столе лежат смайлики веселые и грустные. Если вам понравилось занятие – вы выбираете веселый смайлик. А если не понравилось – выбираете грустный смайлик.- Ребята, о чем мы с вами говорили на занятии?
- Что вам больше всего понравилось на занятии?
- А что лучше всего у вас получалось?
Я хочу поблагодарить вас за плодотворную работу, вы все активно участвовали в игре, все вы МОЛОДЦЫ! Спасибо всем! Надеюсь, будете приходить на мои занятия с удовольствием.