Пояснительная записка
Программа разработана для занятий разделом борьбы (элементами единоборств) среди учащихся общеобразовательных учреждений.
В данной программе отражен учебный процесс для учащихся 5-9 классов, в соответствии с требованиями основного общего образования, особенностями МОУ Маливской средней общеобразовательной школы, образовательных потребностей и запросов обучающихся.
Особенностью планирования программного материала являются сведения максимальных возможностей параметров нагрузок, средств, методов, контроля в одну схему проведения занятий.
Целью физического воспитания в школе является содействие всестороннему развитию личности посредством формирования физической культуры личности школьника. Слагаемыми физического воспитания при занятиях борьбой являются: крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, знания и навыки в области борьбы, осуществлять освоенные умения в оздоровительной и спортивной деятельности.
Практическая целесообразность программы обусловлена тем, что в процессе урока решаются следующие задачи:
- гармоничное физическое развитие учащихся;
- разносторонняя подготовка;
- обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам;
- овладение основами техники выполнения упражнений;
- приобретение необходимых знаний в области единоборств, физической культуры и спорта;
- выявление способных учащихся;
- воспитание потребности и умения самостоятельно применять физические упражнения в жизни, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья:
- содействие воспитанию нравственных и волевых качеств, психических процессов и свойств личности:
- содействие воспитанию патриотизма.
Общая характеристика раздела
В возрасте 12 – 13 лет условные рефлексы у детей обладают стойкостью, движения становятся точнее, быстрее, улучшается процесс автоматизации, но полностью формирование центральной нервной системы не завершено и продолжается в, более старшем возрасте.
В 14 – 15 лет развиваются качества, связанные с различными формами выносливости и силы. По показаниям обмена веществ и энергетических затрат организм подростка еще не подготовлен для выполнения нагрузок, равным более взрослым детей.
Начиная с 5 класса, в содержание программного материала включены элементы борьбы (единоборств). Этот материал, способствует овладению учащимися жизненно важными элементами борьбы (единоборств), оказывает разностороннее воздействие на развитие координационных (ориентирование в пространстве, быстрота реагирования и перестроения двигательных действий, равновесие, вестибулярная устойчивость, способность к произвольному расслаблению мышц, дифференцирование силовых параметров движений) и кондиционных (скоростно-силовых, силовых, силовой выносливости) способностей. Занятия борьбой содействуют воспитанию волевых качеств: смелости, решительности, уверенности в себе.
Занятия по овладению техническими приемами борьбы (единоборств) требуют тщательной подготовки мест занятий, соблюдения гигиенических правил и техники безопасности. При соответствующей подготовке учителя и учеников программный материал может быть расширен за счет изучения более сложных приемов борьбы.
Место учебного раздела в школьной программе
Учебная программа по физической культуре МОУ Маливской средней общеобразовательной школы предусматривает изучение элементов борьбы (единоборств) в 5-6 классах – 9 часов (вариативная часть), в 7 классе – 9 часов (6 часов – базовая часть, 3 часа – вариативная часть), 8-9 классах – 9 часов (базовая часть).
Содержание раздела
Основная направленность | 5 – 6 классы |
На овладение техникой приемов борьбы | Стойки, передвижения в стойке. Дистанции. Захваты рук, туловища. Освобождение от захватов. Упражнения по овладению приемами самостраховки и страховки. Приемы борьбы стоя: выведение из равновесия рывком и толчком, передняя подножка, задняя подножка, захватом двух ног. Приемы борьбы лежа: переворачивание стоящего на четвереньках захватом шеи и руки, двух рук, удержание сбоку. Болевые приемы: узел и рычаг локтя от удержания сбоку. |
На развитие координационных способностей | Акробатические элементы: кувырки вперед, назад, через плечо в длину (высоту) с места (разбега). Подвижные игры типа “Салки кувырками”, “Бой наездников”, “Бой петухов”, “Паук”, “Регби на коленях” и т.п. |
На развитие силовых способностей и силовой выносливости | Силовые упражнения, единоборства в парах. |
На знания о физической культуре | Виды единоборств. Правила безопасности и поведения учащихся во время занятий. Гигиена борца. Влияние занятий единоборствами на организм человека и развитие координационных, кондиционных способностей. Оказание первой помощи при травмах. |
Самостоятельные занятия | Проведение учащимися подготовительной части занятия (общих, специальных упражнений, а также элементов акробатики). |
На овладение организаторскими способностями | Подготовка мест занятий. Оказание помощи слабоуспевающим товарищам в овладении программным материалом. |
Основная направленность | 7 – 9 классы |
На овладение техникой приемов борьбы | Способы подготовки к проведению бросков. Упражнения по овладению приемами самостраховки и страховки. Приемы борьбы стоя: бросок рывком за подколенный сгиб, бросок через бедро, бросок захватом руки под плечо. Приемы борьбы лежа: переворачивание лежащего на животе захватом туловища, двух ног, удержание сверху. Болевые приемы: узел и рычаг локтя от удержания сверху. |
На развитие координационных способностей | Совершенствование изученных приемов борьбы лежа и стоя. Акробатические элементы: кувырки вперед, назад, через плечо в длину (высоту) с места (разбега) через партнеров лежащих на животе, стоящих согнувшись. Переворот боком. Подвижные игры типа “Салки кувырками”, “Бой наездников”, “Бой петухов”, “Паук”, “Регби на коленях” и т.п. |
На развитие силовых способностей и силовой выносливости | Силовые упражнения, единоборства в парах. Эстафеты с включением элементов акробатики и бросков. Силовые элементы единоборств в парах. |
На знания о физической культуре | Правила безопасности и поведения учащихся во время занятий. Краткие сведения о строении и функциях организма человека. Закаливание, режим дня, питание, самоконтроль. |
Самостоятельные занятия | Проведение учащимися подготовительной части занятия (общеразвивающих, специальных упражнений, а также элементов акробатики). |
На овладение организаторскими способностями | Выполнение учащимися на занятии роли помощника учителя. Оказание помощи слабоуспевающим товарищам в овладении программным материалом. |
Планируемые результаты
Личностные результаты:
– формирование чувства гордости за свою Родину, формирование ценностей многонационального российского общества;
– формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
– развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
– развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
– формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
– развитие этических качеств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
– развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
– формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни;
Метапредметные результаты:
– овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
– формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
– формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
– определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
– готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
– овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты:
– формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, социального и психологического), о ее позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учебы и социализации;
– овладение умениями организовать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.);
– формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данными мониторинга здоровья (длины и массы тела и др.), показателями основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости)
– взаимодействие со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
– выполнение простейших акробатических и гимнастических комбинаций на высоком качественном уровне, характеристика признаков техничного исполнения;
– выполнение технических действий единоборств, применение их в игровой и соревновательной деятельности.
По окончании 5-9 класса учащиеся должны уметь:
– планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, использовать средства физической культуры в проведении своего отдыха и досуга;
– излагать факты истории развития физической культуры, характеризовать ее роль и значение в жизни человека;
– использовать физическую культуру (элементы единоборств) как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовленности человека;
– измерять (познавать) индивидуальные показатели физического развития (длины и массы тела) и развития основных физических качеств;
– оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, проявлять доброжелательное и уважительное отношение при объяснении ошибок и способов их устранения;
– организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры с элементами единоборств и элементарные соревнования, осуществлять их объективное судейство;
– соблюдать требования техники безопасности к местам проведения занятий физической культурой;
– организовывать и проводить занятий физической культурой с разной целевой направленностью, подбирать для них физические упражнения и выполнять их с заданной дозировкой нагрузки;
– характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса;
– выполнять простейшие акробатические и гимнастические комбинации на высоком качественном уровне;
– выполнять технические действия борьбы, применять их в игровой и соревновательной деятельности;
– выполнять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных условиях.
знать (понимать):
- исторические сведения о древних Олимпийских играх и особенностях их проведения;
- название известных единоборств.
- основные показатели физического развития.
- правила закаливания организма способами обтирания, обливания, душ.
- правила соблюдения личной гигиены во время и после занятий физическими упражнениями.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- проведения самостоятельных занятий по формированию телосложения, коррекции осанки, развитию физических качеств, совершенствованию техники движений;
- включения занятий физической культурой и спортом в активный отдых и досуг.
Календарно-тематическое
планирование
5 класс
№ урока | Тема урока | Домашнее задание |
Плановая дата проведения урока | Скорректированная дата проведения урока |
1 | Правила безопасности и поведения учащихся во время занятий. Виды единоборств. Гигиена борца. Общеразвивающие упражнения борцов на месте и в движении. | Отжимание в упоре лежа – до 15 раз. | ||
2 | Общеразвивающие (специальные) упражнения борцов. Упражнения по овладению приемами самостраховки при падении на бок, спину, грудь. Страховка. | Отжимание в упоре лежа – до 15 раз. | ||
3 | Общеразвивающие (специальные) упражнения борцов. Упражнения по овладению приемами самостраховки при падении на бок, спину, грудь. Страховка. | Отжимание в упоре лежа – до 15 раз. | ||
4 | Стойки, передвижения в стойке. Дистанции. Захваты рук, туловища. Освобождение от захватов. | Лежа на спине с упором на локтях, держать прямые ноги под углом 30 градусов (до 15 с). | ||
5 | Приемы борьбы лежа: переворачивание стоящего на четвереньках захватом шеи и руки, двух рук. | Лежа на спине с упором на локтях, держать прямые ноги под углом 30 градусов (до 15 с). | ||
6 | Приемы борьбы лежа: удержание сбоку. Болевые приемы: узел и рычаг локтя от удержания сбоку. | Лежа на спине с упором на локтях, держать прямые ноги под углом 30 градусов (до 15 с). | ||
7 | Приемы борьбы стоя: выведение из равновесия рывком и толчком. | Приседание на одной ноге – до 7 раз. | ||
8 | Приемы борьбы стоя: передняя подножка. | Приседание на одной ноге – до 7 раз. | ||
9 | Силовые элементы единоборства в парах. Подвижные игры: “Салки кувырками”, “Бой наездников”, “Бой петухов”, | Приседание на одной ноге – до 7 раз. |
Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение
Учебно-методическое обеспечение
- Общеобразовательная программа основного общего образования (БУП) МОУ Маливской средней общеобразовательной школы
- Комплексная программа физического воспитания обучающихся 1-11 классов. Ред. В.И. Ляха, А.А. Зданевича, изд. "Просвещение", 2012 г.
- УМК “Школа России” под редакцией В.И.Ляха
- 100 уроков САМБО, ред. Е.М. Чумакова, изд. "Фаир-Пресса", 1988 г., г. Москва.
- САМБО, ред. С.А. Селиверстов, 1997 г., г. Москва.
- САМБО: первые шаги ред. П.А.Эйгминас, изд. “Физкультура и спорт”, 1992 г., г. Москва.
Материально-техническое обеспечение
Место для занятий:
- Спортивный и тренажерный залы.
Для уроков борьбы:
- Маты, пояса, секундомер, набивные мячи (1-3 кг.), скакалки, медицинские весы, зеркало.