Учебник: Вигасин А.А. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: учеб. Для общеобразоват. учреждений/А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая; под ред. А.А. Искендерова. – 2-еизд. – М.: Просвещение, 2013
Тип урока: изучение нового материала
План урока:
- Страна двух рек
- Города из глиняных кирпичей
- Башни от земли до неба
- Письмена на глиняных табличках
Цели урока:
Предметные
- Познакомить с природными особенностями Двуречья и древней цивилизацией шумеров
- Показывать на исторической карте реки Тигр и Евфрат, рассказывать о разливах рек, их последствиях и влиянии на особенности ведения хозяйства древними шумерами
- Знать названия городов древних шумеров Ур и Урук, находить и показывать на исторической карте
- Характеризовать особенности строительства и архитектурные особенности сооружений в городах Южного Двуречья
- Анализировать и выстраивать связь природных условий Двуречья с верованиями и взглядами на мир древних шумеров, а также методами хозяйствования жителей Южного Двуречья
- Объяснять значение слов шумеры, клинопись, глиняная табличка, “отец школы”, “сыновья школы”
- Понимать и рассказывать, кому принадлежат имена Шамаш, Син, Эа, Иштар
- Рассказывать о письменности в Двуречье, школах и занятиях в них
Метапредметные:
- Анализировать исторические объекты и проводить сравнение
- Составлять рассказ и представлять его устно
- Выполнять задания при работе с исторической картой, уметь читать легенду карты, наносить знаковые обозначения в контурной карте и выполнять задания
- Последовательно излагать учебный материал по плану
- Понимать и соотносить иллюстративный, знаково-графический и текстовый материал в учебнике
- Аргументировать свою точку зрения при рассуждении
- Отвечать на вопросы
- Делать выводы в форме умозаключений
Личностные:
- Определить свое отношение к истории и культуре древних шумеров
- Развивать эстетические чувства, знакомясь с произведениями искусства древних шумеров
- Понимать ценности образования
- Уважать культуру и традиции других народов
- Ценить труд, воспитывать у себя трудолюбие, понимать и уважать ценности коллективизма, взаимопомощи
- Воспитывать толерантность к другим религиозным взглядам и традициям
- Развивать любознательность, критическое мышление
- Усвоить правила ведения диалога, выслушивать и понимать другую точку зрения
Ход урока
1. Мотивация и актуализация знаний и умений обучающихся
- Работа с исторической картой на странице 33 учебника. Ответы на вопросы (проверка домашнего задания и подготовка к изучению нового материала)
- Рассмотреть дома внимательно карту на станице 33
- Найти две реки, в долине которых, как и в долине Нила, было развито земледелие
- Запомните название этих рек (Тигр и Евфрат), они пригодятся нам в новом историческом путешествии на следующем уроке
- Найдите в долине этих рек города, прочитайте их названия
- Обратите внимание на город Вавилон и подумайте, чем он на карте отличается от других городов (там сходятся важнейшие торговые пути)
- Прочитайте название местности между двумя реками, какие географические особенности местности вы заметили вокруг этой территории
2. Изучение нового материала
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
а) Природные условия Южного Двуречья Задание: Прочитать пункт 1 на странице 65-66 и ответить на вопросы: Что общего в природных условиях Египта и Двуречья? В чем разница? |
1. Страна двух рек Читают и анализируют материал Ожидаемые ответы: Разливы рек, плодородные почвы, теплый климат, природные условия благоприятны для земледелия Разливы Тигра и Евфрата проходили бурно и могли наносить вред людям и их хозяйству |
б) Работа с историческим документом Познакомить с иллюстрацией на странице на странице 70 учебника “Глиняная клинописная табличка” Задание: прочитать миф о потопе на странице 70 учебника Поставить вопрос: Почему именно в Двуречье возник миф о потопе? |
Миф о потопе (по клинописному тексту на
глиняной табличке) Самостоятельное чтение Ожидаемый ответ: Из-за бурных разливов рек Тигр и Евфрат потоки воды обрушивались на селения и пастбища, сносили жилища и загоны для скота, гибли люди. Такие трагические события отразились в рассказах людей, обросли фантастическими подробностями и превратились в миф |
в) Города древних шумеров Задание: Прочитать пункт 2 “Города из глиняных кирпичей” на страницах 66-67 учебника Изучить иллюстрацию “Поселок шумеров” на странице 66 учебника По плану на странице 69 учебника рассказать о поселке шумеров |
2. Города из глиняных кирпичей Самостоятельное чтение, осмысление учебного материала Соотнесение иллюстративного и текстового учебного материала Рассказ по плану |
г) Боги древних шумеров Задание: Выписать имена богов в тетрадь и их характеристики Объяснить, зачем шумеры строили ступенчатые башни |
3. Башни от земли до неба Выполнение задания Ожидаемый результат: Работа в тетради: Шамаш – бог Солнца Син – бог Луны Эа – бог воды Иштар – богиня плодородия и любви Объснение: Башня – храм бога, покровителя города Вверху святилище, куда поднимались только жрецы Жрецы “беседовали” с богами – Солнцем и Луной, по звездам предсказывали судьбу Проводили астрономические наблюдения, вычисляли затмения солнца и луны, создали календарь; сделали открытия в области метематики |
д) Письмо древних шумеров Объяснение учителя : Глиняные таблички Понятие клинописи Объяснение значения рисунков Чему учили в шумерской школе |
4. Письмена на глиняных табличках Слушают и осмысливают рассказ учителя Рассматривают и анализируют иллюстрацию “Превращение рисунков в клинописные знаки” на странице 68 учебника Чтение, понимание и осмысление исторического документа “Сказания о Гильгамеше” на странице 69 как пример того, что изучали в шумерской школе Пересказ содержания сказания |
3. Закрепление изученного материала
Выполнение заданий на странице 69 учебника:
- “Объясните значение слов”
- “Проверьте себя”
- “Подумайте”
4. Рефлексия
Составление кластера на доске
Ожидаемый результат:
б) ПОПС-формула
Опираясь на кластер, составьте мини рассказ по одной-двум стрелочкам-направлениям
Ожидаемый результат:
а) Древнее Двуречье расположено в долине рек Тигр и Евфрат. Они очень бурные, разливаются и затопляют берега. Следовательно, люди должны были строить крепкие земляные насыпи.
б) В Древнем Двуречье жили шумеры. Они построили города Ур и Урук. При строительстве они использовали кирпичи из необожжённой глины. Кирпичи были непрочными и крошились. Следовательно, крепостные стены приходилось делать такой толщины, что по верху могла бы проехать повозка.
в) В Древнем Двуречье люди изобрели рисунчатое письмо, как в Египте. Но в Двуречье было мало растительности, деревьев. Зато много было такого материала, как глина. Следовательно, ее и использовали жители для изготовления табличек для письма.
г) В Древнем Двуречье нашли глиняную табличку с текстом, где рассказывалось о приключениях царя Гильгамеша. Там рассказывается о подвигах легендарных героев и фантастических существах. Следовательно, древние шумеры умели фантазировать и сочиняли мифы.
в) Составление синквейна
шумеры —> древние жители Двуречья —> изобрели клинопись, построили города из глиняных кирпичей, возвели ступенчатые башни, где поклонялись богам —> древняя культура шумеров очень интересная —> они сочинили мифы о потопе и о Гильгамеше —> благодаря древним жителям Двуречья мы делим час на 60 минут, а окружность на 360 градусов —> достижения шумеров имеют большое значение для людей
5. Организация домашнего задания
Прочитать параграф 13, ответить на вопросы и выполнить задания на странице 68 учебника, выполнить задания в контурной карте на странице 2