Цель: познакомить с условностью языка орнамента, его символическим значением, стилизацией.
Задачи:
- развивать любовь и интерес к народному творчеству, любовь к Родине и её культуре на примере изучения русской народной вышивки на полотенцах, её обрядовой роли в народном быту;
- развивать навык работы над композицией, самостоятельность в выборе композиционных решений;
- воспитывать аккуратность и творческое воображение.
Планируемые результаты
Предметные умения:
Графические: владение карандашом, фломастерами, правильно проводить горизонтальные, вертикальные, наклонные линии.
Учебно-творческие: искать сходство с природными формами, уметь стилизовать реальные образы в фантастические.
Речевые: умение анализировать, сравнивать и делать выводы.
Личностные УУД: сформировать уважительное отношение к культуре и искусству своей страны. Потребность в самостоятельной практической творческой деятельности.
Регулятивные УУД:
- высказывать своё предположение на основе учебного материала;
- выражать в творческой работе своё отношение к древним образам;
- работать по предложенному плану, инструкции;
- обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку своей деятельности на уроке
Познавательные УУД:
- находить ответы на вопросы в иллюстрациях и слайдах презентации;
- ориентироваться в учебнике;
- уметь пользоваться разными графическими материалами;
Коммуникативные УУД:
- использовать коммуникативную компетентность в общении со сверстниками;
- слушать и понимать речь других;
- уметь выражать свои мысли,
- уметь критически оценивать свои работы и работы своих товарищей
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Форма проведения: урок - исследование с элементами творческой деятельности.
Технические средства обучения
для учителя:
- Мультимедийный проектор, компьютер, магнитная доска, иллюстрации с изображением вышитых изделий, таблицы с изображением знаков символов, рисунки вышивок, презентация в формате PowerPoint
Для ученика:
- учебник по изобразительному искусству 5 класс Н.А. Горяева, О.В. Островская “Декоративно-прикладное искусство в жизни человека”, бумага, карандаш, ластик, фломастеры, краски, кисти, тонкая белая бумага, ножницы, клей.
План урока
1. Беседа о символическом значении вышивки и полотенца в жизни русского человека.
2. Постановка художественной задачи.
3. Практическое выполнение задания.
4. Рефлексия
5. Подведение итогов урока
Ход урока
1. Организационный момент.
Приветствие. Проверка готовности к уроку.
2. Сообщение темы и целей урока.
Наш сегодняшний урок будет посвящён русскому полотенцу. Презентация.
В современном быту это привычный для нас всех предмет первой необходимости. А в старину полотенце играло очень важную роль в разных обрядах и обычаях, участвовало в важных моментах жизни человека и сопровождало его от рождения до самой смерти.
- Что такое вышивка?
Вышивка - это украшение изделий из различных материалов орнаментальным узором, выполняемым нитками вручную с помощью иглы.
- Для чего украшают изделия вышивкой?
Вышивка, по народному поверью, должна была приносить человеку счастье, оберегать его от всякого зла и беды, сближать с окружающей природой
Искусство вышивки на Руси известно с глубокой древности. Все, что окружало человека в каждодневном быту, было заботливо украшено трудолюбивыми руками женщины.
С древнейших времен почитали на Руси умение создавать на ткани дивные вышитые узоры. Занимались этим искусством на протяжении многих веков женщины любого возраста и сословия.
Вышивать девочки начинали с 7-8 лет и с этого момента они должны были готовить себе приданое: свадебный наряд, выходную одежду, постельное бельё, скатерти, полотенца и многое другое. Полотенце служило подарком, знаком благодарности. В праздничные дни узорчатым полотенцем украшали стены каждой избы, обрамляли ими окна, зеркало, рамы с портретами, красный угол и иконы.
Виды полотенец (сообщение ученика Приложение №1)
Полотенце играло в народной жизни важную роль. Полотенце всегда было очень сильным оберегом, перешедшим из языческой традиции в христианскую.
На полотенце вышивали узор красными нитками - это был древний оберег дома от злых духов.
Древние славяне считали, что жизнь человека имеет начало и конец и полотенце сопровождает его всю жизнь от рождения до смерти. Родился маленький человек, бабка - повитуха принимает его на полотенце, которое любовно вышивала его мать. Будучи ещё в девушках, она позаботилась о своём малыше, снабдив полотенце богатой защитной символикой. Это полотенце называется родильным.
У наших далёких предков существовал ежедневный магический ритуал очищения водой. Утром - от ночных страхов и ужасов, вечером - от дневных тягот, забот и усталости. В обряд очищения входило и вытирание лица полотенцем и называли его вытиральное.
На свадьбе жениха и невесту родители встречали и благословляли с полотенцем в руках, на котором были хлеб да соль. Это полотенце называли свадебным.
И в последний путь, на кладбище, провожают человека, неся его на полотенцах, на них же опускают в могилу. Это погребальные полотенца. На погребальном полотенце изображались символы души и погребального (жертвенного) костра. Погребальные полотенца после совершения обряда отдавали в храм, на помин души.
Вот видите, какой глубокий символический смысл у самого распространённого и древнего предмета народного быта - полотенца.
Все полотенца имели вышитый узор. В вышивках находили свое воплощение древние народные символы и образы. Вышивка - это не просто узоры. Научиться понимать язык узоров в вышивке - значит научиться понимать человека, разбираться в собственном прошлом, знать и следовать ценностям своего народа.
- Какие знаки-символы использовались в узорах деревянной резьбы при украшении изб? (солнце, конь, птица)
Образы и мотивы, используемые в вышивке (сообщение ученика Приложение №2)
Из поколения в поколение передавались узоры и приемы мастерства, и художественные особенности в древних вышивках.
Откройте учебник на странице 42, рассмотрите изображения полотенец и найдите древние символы.
Символика цвета на полотенце (сообщение ученика Приложение №3)
Слово "орнамент” в переводе с латинского означает "украшение”.
Орнамент – это узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов, предназначенный для украшения различных предметов. Он имеет обобщенные декоративные формы, заимствованные от внешних форм животных, растений путем упрощения и стилизации. Орнамент служит украшением предметов декоративно-прикладного искусства, широко применяется в архитектуре и книжной графике.
Орнамент появился еще в глубокой древности – несколько тысячелетий назад. Источником для создания оригинальных композиций стала для человека природа. Любуясь природой, человек находил в ней множество необычных форм и цветовых оттенков (цветы, плоды, листочки различных растений, узоры на крыльях бабочек и птиц).
На Руси орнамент служил не только украшением, но и защитой от недобрых, злых духов. На рукавах и воротниках рубашек делались вышивки, которые "охраняли” от всякой нечисти.
Орнамент строится из многократно повторяющегося рисунка или мотива. Мотивом в орнаменте называют декоративный элемент, положенный в основу орнаментальной композиции. В зависимости от мотива, используемого в орнаментальной композиции, орнамент может быть геометрический, растительный и зооморфный.
В геометрическом орнаменте в качестве мотива выступают геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник и т.д. В растительном – формы заимствованные из мира природы, например: листья растений, плоды, цветы, веточки и т.д. А в зооморфном – силуэты животных.
3. Постановка художественной задачи.
Сегодня на уроке вы должны выполнить эскиз вышитого полотенца по мотивам народной вышивки.
Представим, что наш белый лист - льняная отбеленная ткань. Перед началом работы подумаем о композиции. Желательно выбрать один центральный крупный сюжет (цветущее дерево, пара птиц, женская фигура), а сверху и снизу поместить ленточные узоры разного цвета (показывается последовательность выполнения и приёмы работы). Мелкие детали в композиции можно выполнить красным или чёрным фломастером. Край полотенца будет украшать “кружево”, которое мы вырежем из бумаги. Для этого сложите тонкий лист бумаги “гармошкой”. С каждой стороны полоски вырезайте узоры. Во время работы соблюдайте аккуратность и осторожность при обращении с ножницами и клеем.
4. Практическая работа
- Разделить лист А4(книжная ориентация) пополам по вертикали простым карандашом.
- Придумать композицию в центре листа из знаков-символов (цветущее дерево, птицы, женская фигура)
- Соблюдать симметрию (если выбран симметричный узор)
- Соблюдать чёткое чередование элементов, если выбран узор в полосе.
- Обвести все узоры красным и чёрным фломастером, либо гуашью.
- Из тонкой бумаги вырезать “кружево” и украсить им полотенце, приклеив его под край листа.
5. Рефлексия
Давайте составим синквей со словом вышивка
Синквейн имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
Пример синквейна:
Вышивка
Народная, красивая
Вышивать, украшать, создавать
"Поспешишь, людей насмешишь"
Украшение
Самооценка
Дать самооценку выполненной работы по следующим критериям:
А) целостность композиции
Б) насыщенность цветовых оттенков
В) аккуратность выполнения работы
6. Подведение итогов.
В конце урока на доске организуется экспресс - выставка готовых работ
Выставка работ учащихся и их обсуждение.
- Какое настроение у вас возникает, когда вы смотрите на эти композиции?
- Какие трудности испытали во время работы?
- Что нового вы узнали на уроке?
- Чему научились на уроке?