Разработка занятия по предмету “Инфокоммуникационные системы и сети”
Курс: 3-й
Тип занятия: Комбинированный: урок “открытия” новых знаний + практическая работа.
Учебно-методическое обеспечение:
- Попов И.И., Максимов Н.В. Компьютерные сети: Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования. - М.: ФОРУМИНФРА-М, 2013.
- Олифер В.Г., Олифер Н.А. Компьютерные сети. Принципы, технологии, протоколы. - СПб.: Питер, 2011.
- Таненбаум Э. Компьютерные сети. - Питер, 2011.
Необходимое оборудование и материалы для занятия: компьютерный класс, мультимедийный проектор, экран, презентация; раздаточный материал: инструменты для практического задания: отрезок кабеля “витая пара”, два защитных колпачка, два разъема RJ-45 и обжимной инструмент для этих разъемов;
Приложение: алгоритм выполнения практического задания.
Время реализации урока: 45 мин.
Цель занятия: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, расширение понятийной базы “Аппаратные компоненты компьютерных сетей”;
- познакомить учащихся со стандартами кабелей;
- формирование у учащихся знаний и умений смонтировать разъем RJ-45 на кабель “витая пара”
Планируемые результаты обучения: создание условий для формирования у учащихся УУД:
- Личностные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной деятельности.
- Метапредметные: развитие умения обращаться к использованию знаково-символических средств; умение анализировать собственную учебную деятельность с позиций соответствия полученных результатов учебной задаче, способам действий.
- Предметные: формирование представления об основных изучаемых понятиях.
- Регулятивные: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий.
- Коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера.
Задачи урока:
Образовательные: формировать представление о понятиях “Кабель патч-корд”, “Обжимной инструмент”, “Защитные колпачки”, “Разъемы RJ-45”;
- совершенствовать знания учащихся о сетевой среде передачи данных;
- продолжить формирование навыков работы с обжимным инструментом, кабелем.
Воспитательные:
- формировать представление о работе монтажника СКС;
- формировать чувство ответственности за результаты своего труда;
Развивающие: развивать у учащихся внимание, память, аккуратность и последовательность в выполнении заданий.
Формы и методы обучения: беседа, презентация, практическая работа, обсуждение.
План занятия
№ п/п | Этапы урока | Временная реализация |
1 | Организационный момент | 2 минуты |
2 | Подготовка к освоению нового материала | 3 минуты |
3 | Объяснение нового материала: беседа с использованием проектора фронтальная работа |
13 минут |
5 | Формулировка практического задания | 2 минуты |
4 | Закрепление нового материала: практическая работа учащихся |
15 минут |
5 | Заключительный контроль визуальная проверка работ, выполненных учащимися |
3 минуты |
6 | Подведение итогов урока | 2 минуты |
7 | Рефлексия | 2 минуты |
Ход занятия
I. Организационный момент
Приветствие, создание проблемной ситуации. Фиксация новой учебной задачи.
II. Подготовка к освоению нового материала
Выделение образовательной цели: знакомство с видами сетевых сред передачи данных, стандартами кабелей
III. Изложение нового материала
Прежде, чем приступить к практической деятельности, нам необходимо познакомиться с новым понятиями новыми терминами: стандарты кабелей, физическая передающая среда, локальная вычислительная сеть: коаксиальный кабель, витая пара, оптовое волокно;
Основу любой сети составляет среда передачи (transmission media), соединяющая компьютерные системы друг с другом и служащая для переноса сигналов между ними.
Наиболее часто в качестве среды передачи используются:
1). Медные кабели для пересылки электрических сигналов;
2). Волоконно-оптические кабели для пересылки световых сигналов;
3). Атмосфера для пересылки света или радиоволн.
Выбор среды для передачи должен основываться на следующих критериях:
1) Пропускная способность (частота передачи сигнала);
2) Будущее расширение сети (обычно расширение сети связано с ужесточением требований к сети и увеличением персонала компании);
3) Расстояние между компьютерами (для передачи данных на короткие дистанции прибегают к медным кабелям, при больших расстояниях используют оптоволокно);
4) Допустимый уровень отказоустойчивости (отказоустойчивость — способность системы сохранять работоспособность при критических неисправностях);
5) Окружение (наличие источников электромагнитных и радиочастотных помех).
Таким образом, существует два вида каналов связи: проводные и беспроводные (радио).
Для организации проводных каналов используют три вида кабеля: коаксиальный, витая пара и волоконно-оптический.
Рисунок 1
Тонкий коаксиальный кабель состоит из медного проводника, окруженного диэлектрическим монитором, который, в свою очередь, заключен в плетеный металлический экран и далее в защитную пластиковую оболочку. Центральный медный проводник служит для передачи электрического сигнала. Диэлектрик препятствует созданию электромагнитного излучения, сокращая как потери самого канала, так и влияние на него других сигналов. У плетеной оболочки двойное назначение: она используется и как проводник, и как экран. Внешняя пластиковая оболочка обеспечивает защиту кабеля от механического повреждения.
Основные достоинства: нечувствительность к помехам, надежное экранирование, относительно низкая стоимость. Недостатки: слишком сложная конструкция, плохая наращиваемость, низкая надежность, поддерживаемые топологии ограничены 10 Мбит/с Ethernet.
Стоимость одного фута (32,5 см) без разъемов составляет от $ 0,15 до $ 0,50.
Характеристики тонкого коаксиального кабеля:
- передаваемый сигнал — электрический;
- поддерживаемая топология — 10 Мбит/с Ethernet;
- максимальная длина кабеля — 600 футов (185 м);
- минимальная длина кабеля — 1,5 фута (0,5 м);
- максимальное число станций — 30 на один сегмент кабеля;
- максимальное число сегментов — зависит от топологии сети, для 10 Мбит/с Ethernet пять сегментов с повторителями, но только три могут содержать станции;
- максимальная общая длина сегмента — зависит от топологии сети, для 10 Мбит/с Ethernet — 3000 футов (925 м).
Соединители (разъемы) коаксиального кабеля обычно называются BNC-соединителями (от Bayonet Neill - Concealment, штырьковый соединитель Нейла-Концел-мана) и имеют Т-образную форму. Такой соединитель включает центральный контакт с вращающейся цилиндрической головкой и обеспечивает быстрое соединение и разъединение без специальных дополнительных приспособлений.
Кабель “витая пара” содержит четыре пары проводов (т. е. восемь проводников). Каждый проводник имеет пластиковую оболочку с цветовым кодированием, однозначно определяющим проводник в кабеле. Каждая пара проводников скручена для повышения защищенности передаваемых сигналов от внешних помех. Все пары размещаются в общей пластиковой защитной оболочке. В некоторых типах кабелей пары могут быть скручены все вместе.
Рисунок 2
Рисунок 3
В стандарте 568, выпущенном ANSI/EIA (American National Standards Institute/Electronic Industries Association, Американский национальный институт стандартов/Ассоциация электротехнической промышленности), все кабели разделены на три категории (обычно обозначаемые CAT), которые определяют возможную скорость передачи данных (в зависимости от конструкции кабеля). Стандарт определяет все характеристики кабеля — от используемого в кабеле материала до типов соединителей и соединительных блоков для данного типа кабелей.
Установлены следующие категории:
- САТ1 или 2 — передача звуковых сигналов или низкоскоростная передача данных (например, соединение по модему);
- САТЗ — передача звуковых сигналов или передача данных со скоростью до 10 Мбит/с;
- САТ4 — передача звуковых сигналов или передача данных со скоростью до 16 Мбит/с;
- САТ5 — передача звуковых сигналов или передача данных со скоростью до 100 Мбит/с.
Основные достоинства: широкое распространение, промышленное применение, простота установки, отказоустойчивость, высокая производительность, низкая стоимость. Недостатки: ограниченная длина, слабая помехоустойчивость.
Стоимость кабеля категории САТЗ составляет от $ 0,01 до $ 0,15 за фут, а кабеля категории САТ5 — от $ 0,15 до $ 0,40 за фут.
Характеристики кабеля “витая пара”:
- передаваемый сигнал — электрический;
- поддерживаемая топология— 10,100 Мбит/с и 1 Гбит/с Ethernet, FDDI, ATM;
- максимальная длина кабеля — 325 футов (100 м);
- минимальная длина кабеля — нет;
- максимальное количество станций — две на один кабель, 1024 на один логический сегмент;
- максимальное количество сегментов — зависит от топологии сети, для 10 Мбит/с Ethernet — пять сегментов с повторителями, но только три могут создавать станции;
- максимальная общая длина сегмента — зависит от топологии, для 10 Мбит/с Ethernet и 100VG- ANYLAN — 3000 футов (925 м), для ЮОТх и ЮОТи — 650 футов (200 м), для 1 Гбит/с Ethernet — 165 футов (50 м).
Наиболее часто для соединения кабелей “витая пара” применяются соединители RJ-11 и RJ-45 обжимного типа, установка которых требует специальных инструментов. Шестиконтактные соединители RJ-11 небольшого размера обычно используются в телефонии, восьмиконтактные соединители RJ-45 чуть большего размера — в системах передачи данных.
Рисунок 4
Волоконно-оптический кабель состоит из цилиндрического стеклянного сердечника (ядра) диаметром 62,5 мкм, окруженного оптической оболочкой, защищающей ядро и отражающей свет обратно в ядро. Оптическая оболочка заключена в силовую кевларовую оболочку. Весь кабель имеет дополнительную защитную оболочку из поливинилхлорида. В отличие от тонкого коаксиального кабеля или кабеля “витая пара”, в волоконно-оптическом кабеле для передачи данных используется свет. Источником света обычно служит светоизлучающий диод, формирующий сигнал в видимом инфракрасном диапазоне. На другом конце кабеля устанавливается другой светодиод, принимающий световой сигнал.
Передача света может происходить в одном из двух режимов — одномодовом (single mode) или многомодовом (multimode). Волоконно-оптический кабель для одномодового режима предполагает наличие источника, излучающего импульсы света одной частоты. Передача данных в многомодовом режиме предполагает использование нескольких частот. К недостаткам одномодового режима можно отнести высокую стоимость оконечного оборудования и сложность прокладки, недостаток многомодового режима — дисперсия светового импульса.
Основные достоинства: нечувствительность к помехам, возможность передачи секретной информации, высокая производительность, возможность промышленного использования. Недостатки: трудность установки, высокая стоимость.
Стоимость волоконно-оптического кабеля с соединителями длиной 3 фута (0,9 м) составляет от $ 50 до $ 60, длиной 10 футов — от $ 60 до $ 70.
Характеристики волоконно-оптического кабеля:
- передаваемый сигнал — инфракрасный свет;
- поддерживаемая топология— 10,100 Мбит/с и 1 Гбит/с Ethernet, FDDI, ATM;
- максимальная длина кабеля — 1,2 мили (2000 м);
- минимальная длина кабеля — нет;
- максимальное количество станций — зависит от топологии сети, для Ethernet — 1024 на один логический сегмент, FDDI — 500;
- максимальное число сегментов — зависит от топологии сети;
максимальная общая длина сегмента — зависит от топологии.
Сравнительные характеристики сетевых проводников
Тип Кабеля (10 Мбит/с = около 1 Мб в сек) | Скорость передачи данных (мегабит в секунду) | Макс официальная длина сегмента, м | Макс неофициальная длина сегмента, м* | Возможность восстановления при повреждении / Наращивание длины | Подвержен-ность помехам | Стоимость |
Витая пара | ||||||
Неэкранированная Витая пара | 100/10/1000 Мбит/с | 100/100/100 м | 150/300/100 м | Хорошая | Средняя | Низкая, 3-6 руб/метр |
Экранированная витая пара | 100/10/1000 Мбит/с | 100/100/100 м | 150/300/100 м | Хорошая | Низкая | Средняя, 8 руб/метр |
**Кабель полевой П-296 | 100/10 Мбит/с | ------ | 300(500)/800 м | Хорошая | Низкая | Высокая, 12-30 руб/метр |
**Четырехжильный телефонный кабель | 30/10 Мбит/с | ------ | Не более 30 м | Хорошая | Высокая | Очень низкая, 2 руб/метр |
Коаксиальный кабель | ||||||
Тонкий коаксиальный кабель | 10 Мбит/с | 185 м | 250(300) м | Плохая Требуется пайка | Высокая | Низкая |
Толстый Коаксиальный кабель | 10 Мбит/с | 500 м | 600(700) | Плохая Требуется пайка | Высокая | Средняя |
Оптоволокно | ||||||
Одномодовое оптоволокно |
100-1000 Мбит | До 100 км | ---- | Требуется спец оборудование |
Отсутствует | 1-3$ за метр |
Многомодовое оптоволокно |
1-2 Гбит | До 550 м | ---- | Требуется спец оборудование |
Отсутствует | 1-3$ за метр |
IV. Формулировка практического задания
Учитель формулирует цель выполнения практического задания: смонтировать разъем RJ-45 на кабель “витая пара”;
- напоминает учащимся, что на столах у них лежит раздаточный материал, который содержит алгоритм выполнения задания;
- с помощью презентации объясняет назначение инструментов;
V. Закрепление нового материала
- Пример выполнения работы учителем
- Парная работа учащихся.
- Обсуждение в группах результатов работы.
VI. Заключительный контроль
Учитель и учащиеся сравнивают свою работу.
Обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
VII. Подведение итогов
– Что нового мы сегодня узнали на уроке? Чему научились?
VIII. Рефлексия
– Что на уроке запомнилось больше всего?
– Какое задание вызвало затруднение?
– Сегодня я узнал...
– Сегодня я понял...
– Сегодня мне было интересно/безразлично/скучно...