Создание заинтересованного отношения к учению – проблема, проходящая через всю историю школы, не потерявшая актуальность и сегодня. Интерес-это реальная причина действий, ощущаемая человеком, как особо важная. Он является одним из постоянных сильнодействующих мотивов деятельности. Надо иметь в виду, что “интерес” (по И. Герберту) – это синоним учебной мотивации. Если рассматривать все обучение в виде цепочки: “хочу – могу – выполняю с интересом – личностно – значимо каждому” (Якиманская И.С.), то мы видим, что интерес стоит в центре этого построения. Развить его можно посредством организации самостоятельной работы, поисковой деятельности, создания проблемной ситуации, эмоциональной составляющей урока, приёмов и методов, обеспечивающих учебный успех ученика на уроке.
В своей работе использую различные средства повышения мотивации обучения и приемы активизации познавательной деятельности учащихся. Это опыт, приобретённый в результате самообразования, практики, опыта моих коллег.
Само по себе содержание учебного материала не побуждает школьника к учебной деятельности. При планировании учебного процесса я опираюсь на особенности мотивационной сферы каждого ученика и класса в целом, отбираю оптимальное сочетание методов и приемов работы, которые дали бы возможность одним ученикам двигаться дальше, самосовершенствоваться и выходить на более высокий - творческий уровень, а другим - ликвидировать пробелы в знаниях, приобрести необходимые умения и навыки.
Одним из перспективных путей развития и повышения мотивации учения является методика КСО (коллективная система обучения), которая может применяться в разных возрастных группах, на различных уроках и этапах урока при отработке теоретических положений, практических умений, навыков и осуществлении контроля знаний (наиболее эффективна при изучении нового материала, обобщении и систематизации знаний). Различают 6 основных методик КСО:
- Методика Ривина
- Мурманская методика
- Методика взаимопередачи тем
- Методика взаимообмена заданиями
- Методика Ривина – Баженова
- Обратная методика Ривина.
Пример. 5 класс. Тема: “Уравнения” (учебник Виленкин Н.Я.)
Изучение нового материала уроке строится по алгоритму работы по ММ (Мурманская методика), который рассчитан на все возрастные группы; требует общих учебных умений: читать, задавать вопросы, умения выделять главное, пересказывать.
Карточка состоит из двух частей: в первой части - задание для самостоятельного изучения какого-то вопроса (с указанием параграфа, страницы учебника) или сам теоретический материал, выделяются те вопросы, на которые следует обратить особое внимание.
Во второй части - одно или несколько заданий для проверки понимания того, что выучили в верхней части карточки.
Все учащиеся получают карточку определенного цвета и самостоятельно выполняют 1 и 2 части карточки. Учитель помогает тем, кто не справляется – личное общение учителя и ученика. Если нужно, учащиеся фиксируют в тетрадь некоторые вопросы. По цветовому сигналу находят партнера с карточкой, отличного от него цвета. Задача каждого ученика – отработать все карточки блока. Можно установить маршрут движения. Вырабатывается интерес к познанию, а не к оценке. Ученик А, объясняет ученику Б 1-ю часть своей карточки до тех пор, пока ученик Б не поймет и не выучит материал. Цель ученика А – обучить партнера Б. Затем ученик Б учит ученика А, после чего обмениваются карточками и выполняют вторую часть новой для себя карточки (выучить так, чтобы партнер мог выполнить задание). В случае одинакового ответа пара распадается, в случае несогласия – приглашают учителя. Данный алгоритм можно использовать и для групповой работы.
Алгоритм работы по ММ.
- Получите карточку с цветовым сигналом.
- Выучите самостоятельно (или со своим соседом) материал, данный в первой части карточки (правила, определения, понятия, формулировка законов).
- Выполните самостоятельно задание второй части карточки.
- Найдите по цветовому сигналу, отличному от вашего, карточки партнера, запишите его фамилию и цвет карточки на полях своей тетради.
- Проработайте с ним первую часть вашей карточки.
- Ваш партнер прорабатывает с вами материал первой части своей карточки.
- Обменяйтесь карточками и выполните задание второй части новой для себя карточки самостоятельно.
- Обсудите результаты с партнером.
- Поблагодарите друг друга и найдите нового партнера по цвету карточки.
- Работайте с новым партнером, начиная с шага 4.
Карточка красная
1. Прочитать пункт 10 и ответить на вопросы:
- Какое равенство называют уравнением?
- Какое число называют корнем уравнения?
- Что значит решить уравнение?
- Как проверить, верно ли решено уравнение?
- Как найти неизвестное слагаемое?
2. Выполни № 363 (а,б)
Карточка синяя
1. Прочитать пункт 10 и ответить на вопросы:
- Какое равенство называют уравнением?
- Какое число называют корнем уравнения?
- Что значит решить уравнение?
- Как проверить, верно ли решено уравнение?
- Как найти неизвестное уменьшаемое?
2. Выполни № 363 (в,д)
Карточка желтая
1. Прочитать пункт 10 и ответить на вопросы:
- Какое равенство называют уравнением?
- Какое число называют корнем уравнения?
- Что значит решить уравнение?
- Как проверить, верно ли решено уравнение?
- Как найти неизвестное вычитаемое?
2. Выполни № 363 (г,е).
В условиях групповой и парной работы осуществляется позитивная зависимость учащихся друг от друга, т.к. рассматривается успех (неуспех) как результат их коллективной деятельности. Групповая форма работы позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся, продуктивное, творческое усвоение знаний и умений, создавая положительный эмоциональный фон. При такой форме работы ученик учится сопоставлять, сравнивать, оспаривать другие точки зрения, доказывать свою правоту. Умение сопоставлять различные способы позволит ученику не только анализировать, но и прогнозировать свою деятельность, что в свою очередь влияет на формирование самостоятельности, овладение способами самообразования. Развитие умений планировать, ставить задачи находится в прямой зависимости от мотивации. Работа в паре “ученик - ученик” особенно важна в сфере самоконтроля и самооценки.
С одним из методов привития интереса к изучению нового материала (метод индивидуально-группового обучения) я познакомилась в книге “Самообразование детей в школе”, авторами которой являются Левин Э.А.–кандидат философских наук, профессор, действительный член Академии творческих наук и учений и Прокофьева О.И. – учитель математики г. Москвы. Данный метод позволил мне по - новому взглянуть на получение новых знаний учащимися. Как правило, новые знания ученики получают из сообщения учителя. Сам по себе такой метод передачи знания вполне естественен. Но прочные знания не заключаются в простом запоминании информации. Они предполагают использование этой информации. А это возможно лишь при условии самостоятельной работы по переработке информации. Суть метода состоит в том, что учащиеся до изучения темы получают так называемый индивидуальный лист обучения (далее по тексту - ИЛО), в котором даны вопросы и поля для ответов. Учащиеся дома самостоятельно изучают материал параграфа, заполняют ИЛО, становясь активно обучающимися. Задания в ИЛО направлены на развитие самостоятельности в суждениях и даже элементов творческого подхода, содержат вопросы, предполагающие прояснение смысла некоторых слов или выражений, на выявление причинно-следственных связей. А на уроке задание обсуждается, ликвидируются пробелы в знаниях. Учитель расширяет и углубляет знания учащихся по теме. Такая работа позволяет школьнику в спокойной обстановке разобраться в материале, осмыслить его, сделать своим, любимым. А затем с помощью учителя приобрести навык и умения пользоваться полученными знаниями. Детям не нужно механически заучивать правила и формулы. Практика работы на уроке в режиме индивидуально-группового обучения показала, что на уроках ребята очень активны, каждому интересно узнать, правильно ли он дома понял материал. А так как иногда бывают разные ответы на вопросы, особенно на выявление причинно-следственных связей, то часто возникают дискуссии. Она возникает спонтанно, дети с большой уверенностью и азартом доказывают свою правоту. Детям интересно добывать знания самим. Тем более, что они делают это под руководством учителя, который незримо присутствует в листах индивидуального обучения, который придумал для них интересные вопросы и творческие задания, который относится к их труду с уважением и признанием. Каждый лист, каждый вопрос будет прочитан учителем, и каждому ученику будет оказана индивидуальная помощь. Предлагаемый метод меняет отношения между учителем и учащимися, так как нет необходимости одергивать на уроке учеников, пенять им на то, что они не выучили урок. Ребята приходят к пониманию, что прочные и осмысленные знания можно получить только самому.
Пример. Индивидуальный лист обучения. Параграф 25 (учебник “Математика 6” Н.Я. Виленкина). Тема “Шар”. ИЛО № 25.
Фамилия, имя ______________________ класс _______ число ____
- Нарисуй несколько предметов, дающих представление о шаре:__________________________
- Как показать на рисунке, что нарисован шар, а не круг? (Способов может быть несколько).______________________________________________
- Что называют радиусом шара?________________________________
- Какой отрезок называют диаметром шара?__________________________
- Найди в задачах параграфа, чему равны диаметры:
- Земного шара _____________________
- планеты Меркурий ________________
- планеты Венеры __________________
- планеты Марс ____________________
- Нарисуй эти планеты по мере возрастания их диаметров:_____________
- Что такое сфера?________________________________________________
- Как ты думаешь, в каких единицах измеряется площадь поверхности планет? (Подсказка есть в одной из задач).____________
- А в каких единицах можно измерить площадь
поверхности:
- воздушного шарика_______________________ ;
- мыльного пузыря _________________________?
Для повышения мотивации обучения на уроках математики я широко использую компьютерные технологии, что является одним из важнейших аспектов совершенствования и оптимизации учебного процесса, обогащения арсенала методических средств и приемов, позволяющих разнообразить формы работы и сделать урок интересным, привлекательным и запоминающимся для учащихся. Изложение новой темы в сопровождении презентации, упражнения для устного счета, математические диктанты, презентации, подготовленные самими учащимися, концентрируют внимание школьников, способствуют формированию устойчивого интереса к предмету математика.
В своей работе широко использую компьютерное тестирование. Тестирование проводится на сайте “Досье школьного учителя математики. Сервис проверки знаний по математике”. Использование обучающих и контролирующих тестов полезны для усвоения определений, формул, свойств и т.д. После прохождения теста ученики сразу видят свои ошибки, а многократное его прохождение дает возможность получить хорошие результаты. При регулярном использовании тестирования повышается активность работы на уроках, усиливается дух состязательности, желание самоутвердиться. Такой способ контроля вызывает положительные эмоции учащихся, являя собой нетрадиционный вид контроля знаний.
Эффективным способом повышения интереса учащихся к изучению предмета является использование на уроках программы “Живая математика”, которая визуализируют урок с помощью мультимедийных элементов, которые, в отличие от печатных средств обучения на бумажном носителе, можно корректировать по мере необходимости.
Большую роль в активизации познавательной деятельности учащихся на уроках математики играют практические работы. Одним из таких эффективных средств являются уроки расчетно-экспериментальных работ (далее по тексту – РЭР, учитель математики Бутырская Е.А., журнал “Образование Югры”). Это уроки нового типа, которые позволяют интегрировать знания по всем предметам. Главная ценность уроков расчетно-экспериментальных работ как уроков творчества, созидания, “учебного” исследования и эксперимента – их максимальное приближение к практическому применению математических знаний в повседневной жизни.
По теме урока составляются и разрабатываются задания в соответствии с изучаемым разделом математики, с возрастом учащихся, формой проведения урока РЭР и формой контроля выполненной работы.
Форма проведения уроков РЭР разнообразна, сюда могут быть включены элементы уроков моделирования, семинара, домашней, классной работ. Отличительной чертой является предварительная самостоятельная, поисковая работа учащегося и обязательная отчетность о проделанной работе.
Важным этапом в работе учителя при подготовке к уроку РЭР является разработка инструктивных карточек, структура карточек имеет вид:
- Тема изучаемого раздела математики.
- Проблема.
- Задание.
- Указания к началу построения примерного плана работы.
- Указания к оформлению отчета о выполненной расчетно-экспериментальной работе.
- Срок выполнения работы. Замечание.
- Примеры инструктивных карточек.
Расчетно-экспериментальная работа по теме “Формулы”.
Для здоровья важным критерием является “нормальная” или “оптимальная” масса тела, которая наиболее благоприятствует жизнедеятельности и сохранению здоровья человека.
Инструктивная карточка
Тема: “Формулы”.
Проблема. Определение нормальной массы тела.
Задание.
1. Способы определения нормальной массы тела различны, но наиболее простым и распространенным является индекс Брока: нормальный вес в килограммах равен длине тела в сантиметрах минус 100.
2. С помощью индекса Брока определите свою нормальную массу тела
Указания к началу построения примерного плана работы.
1. Составьте формулу для вычисления нормальной массы тела с помощью индекса Брока.
2. Рассчитайте по формуле, каким должен быть ваш вес
3. Сравните его со своим истинным весом. Сделайте вывод.
Указания к оформлению отчета о выполнении расчетно-экспериментальной работы.
- Опишите недостающие в задании данные.
- Запишите, полученную формулу.
- Предъявите выполненные расчеты по формуле.
Срок выполнения работы. 10 мин.
Примечание. Подготовьтесь к защите по своей работе
Форма работы: индивидуальная
Домашняя расчетно-экспериментальная работа по теме “Объем”
Общее количество воздуха, которое человек может выдохнуть после максимального вдоха, называют жизненной емкостью легких (ЖЕЛ). Однако и после выдоха в легких остается воздух. Это остаточный объем.
Для того, чтобы определить величину нормальной жизненной емкости легких людей, используют следующую формулу:
Средние показатели: для мужчин – 4,25 л, для женщин – 3,23 л.
Если реальная жизненная емкость легких окажется равной или большей, чем вычисленные величины, результаты следует считать хорошими, если меньше – плохими.
Инструктивная карточка
Тема. “Объем”
Проблема. Определить жизненную емкость легких (ЖЕЛ).
Задание.
1. Опытным путем определить жизненную емкость легких.
2. Вычислить ЖЕЛ с помощью формулы:
3. Сравните ЖЕЛ, полученную в опыте, с ее теоретическим значением.
Указания к началу построения примерного плана работы
Проведите опыт.
Налейте в ведро 4 л воды и отметьте уровень воды мелом.
Вдохните максимальное количество воздуха и выдохните в предварительно хорошо раздутый шарик. (Шарик можно заменить полиэтиленовым пакетом. Надутый пакет надо хорошо завязать, чтобы не вышел воздух.)
Опустив надутый шарик в ведро и отметить, на сколько изменился уровень воды.
Поскольку по объему количество вытесненной воды будет равно объему воздуха в шарике, то можно вычислить объем выдохнутого воздуха:
где V – объем;
R – радиус цилиндрического ведра;
Н – высота, на которую поднялась вода в ведре после опускания в нее надутого шарика.
- Вычислите свою жизненную емкость легких по приведенной выше формуле (2).
- Вычислите теоретическое значение жизненной емкости легких по формуле (1).
Указания к оформлению отчета о выполнении расчетно-экспериментальной работы.
- Опишите недостающие данные необходимые для проведения опыта.
- Составьте таблицу записи результатов опыта.
- Предъявите выполненные расчеты по формулам.
- Сделайте вывод о состоянии своего организма.
Срок выполнения работы. 1 час
Примечание. Подготовьтесь к защите по своей работе.
Форма работы: индивидуальная
Домашнее задание тоже может вызывать у школьников желание его выполнить, если задано оно в необычной форме, например, подготовить объяснение нового материала на следующий урок, придумать интересную задачу, составить проверочную работу для товарища по парте, изготовить модель к задаче, составить шпаргалку по изученной теме и пр.
Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как удивительное. Поэтому использую такие приемы, которые стимулируют внутренние ресурсы – процессы, лежащие в основе интереса. Это могут быть занимательные задачи, ребусы, познавательные материалы, связанные с другими школьными предметами, дидактические игры. При подготовке к уроку занимательные задачи, познавательные материалы, связанные с другими школьными предметами, отбираю из пособия “Тетрадь по математике. Задания для обучения и развития учащихся” (авторы Беленкова Е.Ю., Лебединцева Е.А.) издательства “Интеллект – Центр”. Наряду с формированием математических знаний, эти задания помогают развивать у детей логическое мышление, интерес к предмету, расширить кругозор, узнавая интересные факты из других областей знаний и получая эту информацию посредством математики. Игра как технология обучения направлена на формирование устойчивого интереса к предмету, является самым сильным мотивирующим фактором, который удовлетворяет потребность школьников в новизне изучаемого материала и разнообразии выполняемых упражнений. Каждая дидактическая игра имеет правила, которые определяют порядок действий и поведения учащихся в процессе игры. Поэтому правила дидактических игр должны подбираться с учетом цели урока и индивидуальных возможностей учащихся. В основном игры на уроках чаще применяю при проверке знаний. В организации игр на уроках математики помогает пособие “Учимся, играя” (авторы А.В.Бобровская, О.И.Чикунова, изд. - Шадринский государственный педагогический институт)
Пример. 5-6 классы Игра “Звездный лабиринт”. Тема “Действия с десятичными дробями”.
Познавательная ролевая игра с элементами астрономических сведений. Вначале все ученики проходят медицинскую комиссию, получают свидетельство “Здоров” и попадают в члены одного из экипажей космолетов “Метеор” и “Молния”. Ученики, не прошедшие комиссию, попадают в Лазарет и после выполнения “процедур” догоняют свой экипаж. Путешествие организовано по трем маршрутам. Маршрут 1 содержит простые примеры на вычисления, маршрут 2 – более сложные. Маршрут 3 содержит текстовые задачи с астрономическим содержанием. Выполняя Полетные Задания, ученик по ответу находит цветную карточку, переворачивает ее и складывает маршрут путешествия из объектов Солнечной системы.
Учитель должен понимать, что какими знаниями бы он ни обладал, какими методиками не владел, без положительной мотивации, без создания ситуации успеха на уроке, он пройдет мимо сознания учащихся, не оставив следа в нем.
Учение только тогда станет для детей радостным и привлекательным, когда они сами будут учиться проектировать, конструировать, исследовать, открывать, т.е. познавать мир в подлинном смысле этого слова - познание через напряжение своих сил, умственных, физических, духовных.
Современный учитель не транслятор знаний, а управленец, способный к педагогическому анализу содержания предмета, педагогических условий и ситуаций, средств, приёмов и методов учебной работы, и самого субъекта учебной деятельности – ученика. В этом – залог учебного успеха.