Дидактические игры являются одним из видов активного обучения. Дидактическую игру можно применять как при изучении нового материала, так и для закрепления уже пройденного. Данный урок – игра направлен на закрепление и обобщение темы “Законы Ньютона”.
По мимо своих образовательных и развивающих функций, урок-игра так же формирует интерес учащихся к предмету, участники игры стремятся показать свои интеллектуальные способности, при этом еще и сравнить багаж своих знаний с объемом знаний других участников своей группы и класса в целом, то есть игра развивает самокритичность. А так как правила игры подразумевают наличие победителя, то урок направлен и на развитие целеустремленности учащихся.
Цели урока:
- Образовательные: повторение и обобщение темы “Законы Ньютона”.
- Развивающие: развитие аналитического и критического мышления, наблюдательности.
- Воспитательные: воспитание коммуникативных навыков, целеустремленности и активности при работе на уроке.
Задачи урока:
повторение законов Ньютона,
закрепление навыков решения качественных и
количественных задач на данную тему.
Тип урока: урок повторения и закрепления пройденного материала.
Оборудование: мультимедийный проектор.
Ход урока-игры
В начале урока учитель объявляет, что сегодня на уроке учащиеся будут играть в физическое лото на тему “Законы Ньютона”. (слайд 1) Для того, чтобы начать игру, класс должен поделится на 5 групп.
Деление можно проводить как произвольно, по желанию учащихся, так и по правилу: попросить учащихся рассчитаться на 1-5. Все, кто был первый объединяются в одну группу, кто вторым – во вторую, третьим – в третью и т.д. Фамилии учащихся и номер команды записываются на листок и сдаются учителю.
Каждой группе учитель раздает большую карточку с цифрами, обозначающими номера вопросов (приложение 1). Всего на карточке 6 цифр, то есть каждая команда должна будет в ходе игры ответить на 6 вопросов. Если на какой-то вопрос команда не знает ответа или дает его неправильно, возможность ответить предоставляется другой команде. Если ответить желают несколько команд, то преимущество у той команды, которая первая подняла руку. В случае правильного ответа на чужой вопрос команде выдается малая карточка с изображением яблока. Этой карточкой можно закрыть поле на большой карточке с номером вопроса, на которой команда не смогла ответить, или она может быть бонусом при оценивании команды по итогам игры. Малые карточки и карточки с изображением яблока есть в приложении 2.
На учительском столе в произвольном порядке разложены малые карточки с цифрами лицевой стороной вниз. Учитель раскладывает малые карточки заранее перед началом урока. На экране появляется слайд презентации №2. И начинается игра–лото.
Учитель берет любую карточку показывает и называет ее номер, нажимает на кружок с аналогичным номером в презентации на слайде 2. На экране появляется вопрос. Команда, у которой есть данный номер вопроса на большой карточке должна дать на него ответ. Если она отвечает правильно, то получает малую карточку себе, если нет, то право ответа переходит к другой команде (дальнейшие действия описаны выше). После обсуждения вопроса, учитель нажимает на изображение с яблоком в правом нижнем углу слайда и возвращается к слайду 2. Затем учитель берет следующую произвольную карточку и действия повторяются по аналогии с описанными выше.
Все малые карточки, на которые команда не ответила откладываются в сторону в одну из пяти стопочек, в соответствии с номером команды. Учет этих карточек может быть использован при оценивании работы каждой команды, например, для подсчета количества своих вопросов на которые команда не дала ответа.
Игра заканчивается, как только какая-нибудь команда закроет все поле большой карточки малыми карточками.
По окончании игры учитель подводит итоги урока и, если считает возможным, оценивает работу каждой команды и (или) каждого участника команд в отдельности.