ТИП УРОКА: Урок открытия новых знаний
Цель: Расширение знаний учащихся о полезных ископаемых.
Задачи:
- Обобщить знания учащихся о горючем полезном ископаемом торфе.
- Расширить и углубить знания о каменном угле
- Развивать память, умение наблюдать, анализировать, обобщать;
- Воспитывать интерес к родной природе, бережное отношение к ней.
Техническое обеспечение: ПК учителя, интерактивная доска, мультимедиа проектор, экран, слайд-презентация “Каменный уголь”, карта – “Полезные ископаемые РФ”
Основные понятия: антрацит, каменный уголь, бурый уголь, шахта, шахтер, каменноугольная смола, кокс, светильный газ
Оборудование и наглядные пособия: учебники, тетради для самостоятельной работы, карточки, молоток, каменный уголь.
ХОД УРОКА
I. Организованный момент.
Звенит заливистый звонок,
Вас ждёт интересный и полезный урок
Чудесным пусть будет у вас настроенье,
Легко и радостно даётся ученье.
Учитель: – Что такое полезные ископаемые?
Учащиеся: Полезные ископаемые* - это породы и минералы, которые человек использует в хозяйстве.
Игра “Запомни полезное ископаемое” (10 сек) гранит, песок торф, каменный уголь, известняк, глина, нефть, природный газ. Запиши в один столбик п.и горючие в другой строительные. Проверяем.
Учитель: - Полезные ископаемые бывают...
Учащиеся: - твердые, жидкие, газообразные.
На доске слова, выбери какими свойствам обладает торф. 1 твердое 2 жидкое 3 прозрачное 4 плотное 5 рыхлое 6горючее 7 негорючее.
Свойства торфа более конкретно
- Цвет .................
- Состоит из .........
- Между частицами много ............... в них ........................
- Торф проводит тепло .................
- Очень хорошо ....................., выделяя много ...............
Выберите и расставьте правильно, как добывают торф
5 --- разрезают на кирпичики
3 --- перекачивают на ровные участки
1 --- снимают специальными ножами дерн (растущие растения)
2 --- размывают водой
4 --- дают время высохнуть
Найди слова (применение торфа) печь, удобрение, газ, керосин, плиты, яма.
II. Физминутка
III. Введение в новую тему.
Рассмотрите П,И. которое лежит у вас на . Кто знает, как оно называется?
- Каменный уголь.
Опыты:
- Какого он цвета?
- Можно ли его разломить руками?
- Тонет ли он?
- Выходит ли воздух?
IV. Изложение новой темы.
Цвет: черный или буро-черный
Прочность:
- Прочный нельзя разломить руками.
- При ударе молотком разбивается на части.
- Тонет в воде, плотный.
- Загорается медленно, хорошо горит, выделяет много тепла.
Три вида:
- антрацит самый лучший
- обыкновенный каменный уголь.
- бурый каменный уголь.
V. Физминутка
- Найти в учебнике стр.134-135 (заполнить таблицу)
Антрацит | Обыкновенный каменный уголь | Бурый каменный уголь | |
Цвет | черный | черный | Темно-бурый |
Блеск | блестящий | меньше блестит | не блестит |
Количество тепла | много тепла | меньше тепла | мало тепла |
- Какой вид угля изображён? Бурый каменный уголь, Антрацит Как догадались?
Просмотр фильма Добыча каменного угля.
Сейчас предлагаю к вашему вниманию фильм Добыча каменного угля. Посмотрите, какими способами добывают уголь? Как называются предприятия, на которых добывают уголь? Куда грузят уголь? Как поднимают на поверхность? Беседа об увиденном.
Где используется каменный уголь?
Учебник страница 137 (из угля при нагревании в огнеупорных камерах получают каменную смолу, кокс- при выплавке чугуна, светильный газ- как топливо. Краски, лекарства, духи)
Закрепление нового материала
Какими свойствами обладает к.у. (твердый, хрупкий, плотный, загорается медленно, хорошо горит, выделяет много тепла, тонет в воде)
Задания на карточках 13, 14.
VI. Оценки
VII. Д/З страница 133-135 прочитать, ответить на вопросы.
VIII. Итог урока
- С каким полезным ископаемым познакомились?
- Каковы его свойства?
- Где основное применение?
- На уроке мне понравилось...
- На уроке мне запомнилось...
- На уроке я научилась...