Проектная деятельность по формированию экологических представлений с детьми раннего возраста "Осени листик золотой"

Разделы: Работа с дошкольниками


Актуальность проекта.

Учитывая особенности детей раннего возраста, минимальный жизненный опыт и знания, а так же то, что малыш может понять только то, что находится непосредственно перед его глазами, и с чем он может действовать сам, что малыши очень любознательны и хотят всё знать, мы решили привлечь детей и их родителей к изучению темы проекта, мотивируя родителей совершать с детьми целевые прогулки, изготовлять совместно с детьми поделки из природного материала.

Цель проекта: обратить внимание детей на красоту природы родного края, буйство осенних красок, формировать элементарные представления о времени года – осень.

Задачи проекта:

  • Расширять знания детей об осени, её признаках и явлениях, расширить представление о многообразии и пользе овощей и фруктов.
  • Развивать умения видеть красоту осеннего пейзажа. Учить любоваться листьями, относиться к ним бережно.
  • Развивать познавательную активность, мышление, воображение, коммуникативные навыки, эмоциональную отзывчивость на музыкальные произведения.
  • Развивать творческие способности детей, совершенствовать навыки и умения в рисовании, лепке, аппликации.
  • Формировать умение слушать, понимать и отвечать на вопрос воспитателя.
  • Формировать бережное отношение к собственным поделкам и поделкам сверстников. Побуждать рассказывать о них.

Участники проекта: воспитатели, родители, дети.

Целевая группа проекта: проект предназначен детям младшего дошкольного возраста, средней продолжительности.

План мероприятий по реализации проекта:

1. Подготовительный этап:

  • определение целей и задач проекта
  • составление плана работы по реализации проекта
  • подготовка развивающей среды
  • подбор иллюстраций осенней тематики, материалов для игр
  • подбор методической литературы, художественной литературы для чтения, аудиозаписей
  • изготовление дидактических игр, мобиля “Приметы осени”
  • пополнение сюжетно-ролевой игры “Семья”
  • сбор природного материала

2. Основной этап:

Работа с детьми:

  • беседа “Осень золотая в гости к нам пришла”, “Здравствуй, Осень!”, “И вкусно и полезно”
  • НОД: “Урожай с грядки”
  • рассматривание иллюстраций, картин, альбома по теме ежедневное наблюдение за погодой во время прогулок, рассматривание “ковра” из опавшей листвы, наблюдение из окна за дождём
  • мультконцерт “Дождик, дождик” - отрывки из мультфильмов, в которых звучат песни о дожде
  • безопасность: знакомство с правилами поведения на природе: “нельзя брать в рот растения”
  • чтение художественной литературы: В. Нирович “Листопад, листопад”, стих. В. Авдиенко “Осень”, Т. Бокова “Праздник урожая”, С. Островский “На деревьях листьев мало”, Ю. Тувим “Овощи”, И. Винокуров “Осень”, А. Плещеев “Осенняя песенка”, И Токмакова “Осенние листья”, потешка “Солнышко-вёдрышко”, В Шипунова “Листья падают, летят”, сказка “Репка”, В Сутеев “Мешок яблок”, А. Толстой “Осень”.
  • рассказывание сказки “Репка”, игра “Попробуй на вкус”
  • дидактические игры: разрезные картинки, игра “Корзина” (дары осени), “Разложи овощи и фрукты”, “Найди большой и маленький листок”, “Узнай по вкусу”, “Волшебный мешочек”, пазлы, лото “Овощи и фрукты”, игра на ковролине “Ёжик”, “Оденем куклу на прогулку”, “В лес за грибами”, “Кто быстрее найдёт красный листик” (на прогулке), “Найди кленовый лист и раскрась его”, “Найди такой же листик”, “С какого дерева листок?”
  • сюжетно-ролевая игра: “Магазин овощей”, “Поездка в лес”, “Машины везут овощи и фрукты в детский сад”, “Готовим овощной суп”
  • пальчиковая гимнастика: “Осенние листья”, “Ветерок”, “Капуста”, “Листья”, “Осень”, “Листья полетели”, “Дождик, чаще! Дождик пуще!”, “У Зиночки в корзиночке”, “Собираем листочки”
  • утренняя разминка: комплекс “Репка”
  • подвижные игры: “Овощи в корзину”, “Дует, дует ветер”, “Листопад”, “Солнышко и дождик”, “Осенние листочки”, “Огород”, “С какого дерева листок? К нему беги”
  • дыхательное упражнение “Сдуй листок со стола”
  • слушание: “Шум листьев”, “Шум дождя”, А. Вивальди “Времена года. Осень”, “Осенняя песенка” муз. А, Александрова, сл. Н Френкеля, детская песенка “Осень”, “Золотой листопад”, “Мы в лесу гуляли” О. Дементьева, “Листик жёлтый, листик красный” Ю. Селивёрстова, “Дождик” А. Седой, “Про дождик” Я. Савина, “Про грибочки” И. Слепова, “Осенний вальс” Ф. Шопен
  • трудовые поручения: поможем дворнику собрать листья, сбор листьев для поделок
  • рисование: “Дождик, чаще, кап-кап-кап” (ватными палочками), “Листья расписные” (“принт”-печать), книжки-раскраски (овощи, фрукты, листья), “Листопад”или осень на дворе (пальчиками), “Осенний ковёр” (примакивание)
  • лепка: плоскостная “Листочки” (налеп), рельефная “Падают, падают листья”
  • аппликация: коллективная работа “Осеннее дерево” (с использованием природного материала), “Листопад, листопад, листья по ветру летят”, “ Вот какие у нас листочки”

Работа с родителями:

  • папка-передвижка “Осенние наблюдения”
  • консультация на тему: “Одежда для прогулок осенью”
  • рекомендация “ Безопасность ребёнка на приусадебном участке”
  • маршрут выходного дня “Экскурсия в осенний лес (парк)”
  • беседа с родителями по изготовлению модной осенней шляпки из природного материала.
  • помощь в сборе природного материала

3. Заключительный этап:

  • выставка совместных работ детей и родителей из природного материала “Осенняя шляпка”
  • выставка детских работ “Листопад, листопад, листья жёлтые летят”
  • развлечение с родителями “Осенние посиделки”
  • участие поделки в интернет-конкурсе
  • Методы и формы реализации проекта.
  • исследовательские: наблюдения
  • словесные: беседы, чтение художественной литературы, объяснения
  • наглядные: рассматривание тематических альбомов, иллюстраций, фотографий
  • игровой: сюрпризные моменты, игры
  • технология моделирования
  • творческие: тематические выставки работ, книжки-самоделки

Результаты:

Дети:

  • у детей сформированы элементарные представления об осени, возрастет интерес к наблюдениям за явлениями природы.
  • познакомятся с нетрадиционными техниками изображения красоты родной природы
  • станут чаще прибегать к активной речи, как средству общения и выражения своих чувств
  • совместно с музыкальным руководителем разучат песни и пляски для осеннего развлечения

Педагоги:

  • составили план проекта, разработали конспекты нод и развлечения, наработали картотеки
  • музыкальный руководитель подобрал музыкальное сопровождение, танцевальные комплексы
  • создали развивающую среду
  • организовывали работу с родителями
  • стимулировали художественно-эстетическую деятельность детей, а так же развитие творческого воображения

Родители:

  • повысился уровень экологической воспитанности; родители будут с детьми проводить больше времени на прогулке и привлекать детей к совместному труду в природе
  • родители активно вовлечены в совместную с детьми познавательно-творческую деятельность; укреплены семейные связи
  • приняли участие в выставке и развлечении