Программное содержание: Познакомить детей с творчеством художника-иллюстратора Е.И.Чарушина. Сформировать умение у детей рисовать животных в технике тычок жёсткой полусухой кистью, закрепить их знания о внешнем виде и повадках белок. Продолжать учить детей рисовать гуашью. Систематизировать представления детей о и приспособленности животных к зимним условиям. Учить анализировать свои работы и рисунки товарищей. Развивать эстетическое восприятие, цветоощущение, умение передавать в работе особенности животного, используя нетрадиционные техники рисования, а также любознательность, память и связную речь детей; расширять словарный запас. Воспитывать наблюдательность, гуманное отношение к животным.
На каждого ребенка: напечатанный силуэт белки для раскрашивания, гуашь, твёрдая кисточка, баночки с водой, черный фломастер.
Ход деятельности
I. Организационная часть.
Воспитатель сообщает детям о том, что когда она пришла в детский сад, то нашла под дверью письмо – приглашение, а чтобы узнать от кого оно надо отгадать загадку.
Хвост пушистою дугой,
Вам знаком зверек такой?
Острозубый, темноглазый,
По деревьям любит лазать.
(Белка)
В.- Правильно! А теперь давайте прочтем письмо:
Приходите в гости!
Путь совсем не длинный-
Лесом прямиком.
Угощу орешком,
Угощу грибком.
II. Основная часть.
Воспитатель: Ребята, вы хотите отправиться в сказочный лес, в гости к белочке?
Дети: Да
Воспитатель: Но прежде чем отправиться к ней в гости давайте вспомним все, что мы о ней знаем. Где она живет? Как выглядит? Чем питается?
(Ответы детей)
Воспитатель показывает детям картинку “Белочки”, уточняет и дополняет ответы детей.
Воспитатель: Белочка очень маленькая, с ладошку. У нее ушки с кисточками, лапки с коготочками, хвост с пушинками – (пушистый). Белка хорошая хозяйка. Запасливая. Она запасает на зиму желуди, грибы и шишки.
Воспитатель: Дети, а как вы думаете зачем белке такой пушистый хвост?
Ответы детей.
Воспитатель: Белка быстро прыгает с ветки на ветку, а хвостом управляет, как рулем. Когда белка спит, сворачивается в клубочек и укрывается хвостом, как теплым одеялом.
Воспитатель:
(Воспитатель предлагает детям встать и изобразит белку) .
Воспитатель: Хоть белка быстрая и ловкая. Белка беззащитный зверек. От врагов прячется на деревьях.
Она очень доверчивая. Может подойти к человеку и взять с руки угощение.
К зиме белки готовят свои дома. Дом у белок называется “дупло”. Но если дупла нет, то белка строит себе гнездо. Это шар из веточек и кусочков коры с одним входом. Внутри гнезда белочка кладет мох, птичьи перья, чтобы было теплее. Она затыкает мхом и травой щели. Гнездо белка строит очень высоко на дереве, чтобы никто в него не забрался. Зимняя шубка у белки серебристая, похожая на снег. А летом-рыжая.
Белка заботливая мама. У нее есть маленькие бельчата. Она ухаживает за ними, кормит, оберегает от врагов – ворон и куниц.
Физкультурная разминка
Скучно белочке в дупле, веселее на земле.
И. п. – о. с. потянуться, хлопок над головой.
Прыг-прыг, прыг-прыг- по стволу сбежала вмиг,
Прыжки вокруг себя с руками спереди (имитация движений белочки)
По дорожке по лесной побежала в лес густой,
Бег на месте с доставанием пятками ягодиц.
А лиса – навстречу ей, прячься, белочка, скорей!
Присесть, закрывая голову руками.
А теперь вокруг себя повернитесь и в ребят превратитесь.
Сейчас, мы разбудим наши пальчики, чтобы они у нас хорошо работали, красиво рисовали.
Пальчиковая гимнастика:
Сидит белка на тележке, (Хлопки ладонями и удары кулачками
Продает она орешки. Друг о друга попеременно.)
Лисичке – сестричке, (Загибают по одному пальчику, начи-
Воробью, синичке, ная с большого.)
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому.
Кому в платок, (Ритмичные хлопки ладонями и удары
Кому в зубок, кулачками) .
Кому в лапочку.
Воспитатель: Вот мы с вами и побывали в гостях у белочки, узнали о ней много интересного и нового. Давайте в память о нашем незабываемом знакомстве нарисуем маленьких, рыженьких бельчат.
III. Практическая часть.
Показ и анализ образца.
– Какого цвета шерсть у бельчат на моём рисунке? (рыжего). В какое время года они имеют такой окрас? (летом). Посмотрите внимательно, что есть на голове у бельчат? (чёрные маленькие глазки, носик, усы и ушки с кисточками) .
- Какой формы их туловище? Опишите их лапки (на лапках острые коготки, ими бельчата цепляется за кору деревьев). Опишите хвост бельчат. (В холодную погоду бельчата хвостом накрывает себя, как теплым одеялом, чтобы согреться. Когда бельчонок прыгает, он поднимает хвост над собой, распушает, и он, как парашют, помогает бельчонку приземлиться плавно) .
- Подумайте и скажите, какую словесную характеристику можно дать белке. Какая она? (красивая, пушистая, запасливая, пугливая, чистоплотная, трудолюбивая, проворная, сообразительная, ласковая, добродушная, и т д.)
Игровая ситуация:
- Ребята, а сейчас мы с вами превратимся в художников, а наша группа – в художественную мастерскую.
У вас на столе стоит гуашь оранжевого цвета. Мы возьмём вот такую кисть. Чем она отличается от беличьей? (более жесткие щетинки) .Посмотрите, как мы будем раскрашивать шерстку бельчат? Сначала по контуру всего рисунка белочки наносим вот такие тычки, для того, чтобы шерсть наших бельчат получилась более пушистой и густой. Кисть держим вертикально и совершаем вот такие отрывистые движения от бумаги, а не размазываем гуашь. Затем таким же образом раскрашиваем середину рисунка. Кто справится с заданием, может нарисовать ветку дерева чёрным фломастером, на котором будет сидеть бельчонок. Этим же фломастером раскрасим нос у бельчонка.
IV. Заключительная часть.
Какие замечательные бельчата у вас получились. Белочка благодарит вас за работу и таких красивых пушистых друзей.
- Чем мы с вами рисовали шёрстку белочки? (жёсткой кистью в технике “тычок”) .
Анализ детских работ: выставка “Наши бельчата” - Какая работа вам понравилась больше всего? Почему?
Рефлексия: - Что больше всего вам понравилось делать во время занятия?
- Как вы думаете, для чего вам в будущем пригодятся полученные во время занятия знания?
Молодцы, всем спасибо за хорошую работу и полные ответы.