Цель урока: повторение, обобщение, закрепление и корректировка знаний, полученных при изучении темы “Световые кванты”.
Задачи урока:
- Образовательные. Способствовать пониманию фотоэлектрического эффекта и его законов, фотона – как элементарной частицы электромагнитного излучения, основных свойств фотона, через решение качественных, практических и расчетных задач. Создать условия для практического применения накопленных знаний по теме через самостоятельную и групповую работу. Обобщить знания по теме, привести их в систему.
- Развивающие. Создать условия для развития умения учащихся применять полученные теоретические знания на практике, совершенствовать интеллектуальные способности и мыслительные умения учащихся, коммуникативные свойства речи, через решение качественных и расчетных задач, через обучение их умению анализировать, сравнивать, обобщать и систематизировать.
- Воспитательные. Продолжать работу по формированию у учащихся добросовестного отношения к учебному труду, с целью успешной сдачи ЕГЭ по физике, положительных мотивов учения. Способствовать воспитанию коммуникативных умений, дисциплинированности, через деловое сотрудничество в процессе деятельности на уроке. Способствовать формированию материалистического мировоззрения учащихся и нравственных качеств личности, через изучение исторического материала.
Форма учебной работы: классно-урочная.
Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация к уроку, раздаточный материал каждому (тест, текст “Найди ошибку”, условия задач, тестовая домашняя работа).
Форма проведения урока: практикум по решению задач.
Этапы урока | Цель | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Организационный момент. | Установление эмоционального контакта с учащимися и их настрой на работу. | Приветствие, фиксация отсутствующих, организация внимания. | Приветствуют учителя и гостей урока, слушают учителя, включаются в деловой ритм урока. |
2. Мотивация. | Подготовка учащихся к работе на уроке, определение цели и задач урока. Формирование умения слушать и думать. | Мотивация учебной деятельности
учащихся. Подводит к теме урока и цели. |
Слушают учителя, формулируют тему урока и его цель. |
3. Актуализация знаний: 1) фронтальный опрос по определениям; 2) работа с текстом “Найди ошибку”; 3) тестовая работа по вариантам. |
Способствовать развитию самостоятельности мышления, памяти, внимания. | 1) Зачитывает вопросы. 2) Ждёт, когда учащиеся проработают текст и найдут в нём 4 физические ошибки. 3) Раздаёт тесты, ждёт их выполнения. |
1) Отвечают на заданные вопросы. 2) Читают текс, находят физические ошибки, объясняют результат. 3) Отвечают на вопросы теста, взаимопроверка, выставление отметок. |
4. Обобщение и систематизация знаний. | Способствовать развитию самостоятельности мышления, формированию точности и гибкости мысли, развитию памяти, вниманию и речи. | Контролирует усвоение знаний, корректирует допущенные ошибки, помогает ориентироваться в выборе материала для решения данной задачи. | Записывают в тетрадях решения задач, принимают участие в обсуждении решения. |
5. Рефлексия. | Способствовать умению делать выводы, анализировать деятельность свою и одноклассников. | Побуждает учащихся проанализировать свою деятельность на уроке и своих одноклассников. | Высказывают своё мнение. |
6. Домашнее задание. | Отработка тех моментов, которые не получились на уроке. Подготовка к контрольной работе. | Комментирует домашнее задание. Раздаёт тестовые работы. | Слушают, задают вопросы. |
Ход урока
Организационный момент.
Доброе утро всем! Утро должно быть добрым, настроение хорошим, потому что у нас на уроке сегодня гости. Повернитесь к гостям, поприветствуйте. Присаживайтесь.
Мотивация.
Начну немного издалека. Вы, практически, уже заканчиваете изучать школьный курс физики. Наверняка вы осознали, что эта наука может быть интересной, трудной, парадоксальной, непонятной. Но чтобы понимать, надо учить. А для чего учить и понимать? Наверно для того чтобы уметь объяснять элементарные природные явления, для успешной сдачи экзамена.
- А как вы считаете, что необходимо делать для успешной сдачи экзаменов? (готовиться).
- Каким образом вы можете осуществлять подготовку?
(Например, решая задачи в том числе)
- Давайте вспомним, о чём мы говорили на протяжении нескольких уроков. Назовите общую тему, которую вы изучали на протяжении нескольких уроков (Световые кванты). На следующем уроке будет контрольная работа.
- А что делают перед контрольной работой? (Повторяют, обобщают, закрепляют, устраняют пробелы).
- Вот вы и сформулировали цель нашего урока. Но я думаю, что у вас у каждого ещё что-то найдётся личное, чего бы вы хотели добиться на этом уроке.
- А будем мы сегодня стремиться к цели урока через решение качественных, количественных, графических задач.
Слайд №1. Недаром эпиграфом нашего урока являются слова философа, политика и историка Бэкона “Лучше всего продвигается естественное исследование, когда физическое завершается в математическом”.
Все задания, которые вы будете выполнять, взяты из различных дидактических материалов для подготовки к экзаменам. Таким образом, вы не только подготовитесь к контрольной работе, но и параллельно к экзамену.
- Вы видите, что на доске не написана тема урока. Кто из вас мне скажет, какую тему урока я должна написать?
Слайд №2. (Подготовка к контрольной работе по теме “Световые кванты”.)
На экзамене по физике профессор пишет уравнение Е = h v и спрашивает студента:
-Что такое v?
- Постоянная планки!
– А тогда что такое h?
– А это высота этой планки!
- Я уверена, что вы прилежнее этого студента и справитесь с любым предложенным заданием.[3]
Актуализация знаний.
Слайд №3.1. Фронтальный опрос по определениям.
- Что изучает квантовая механика? (движение микрочастиц со скоростью сравнимой со скоростью света).
- Кто является основоположником квантовой механики? (М. Планк)
- В чём заключается суть теории Планка? (атомы испускают электромагнитную энергию отдельными порциями квантами).
- От чего зависит энергия кванта излучения? (от частоты излучения)
- Как ещё по-другому называют квант? (фотоном)
- Какие свойства фотона вы знаете? (существует только в движении, отсутствует масса покоя, движется со скоростью света, обладает импульсом, не имеет заряда)
- Что называют фотоэффектом? (вырывание электронов из вещества под действием света)
- Кто открыл явление фотоэффекта? (Г.Герц)
- Кто обосновал законы фотоэффекта? (Г.Столетов)
- Сформулируйте первый закон фотоэффекта (Число электронов выбиваемых за 1 сиз вещества, пропорционально интенсивности света, падающего на вещество).
- Сформулируйте второй закон фотоэффекта (кинетическая энергия фотоэлектронов не зависит от интенсивности падающего света, а зависит от частоты).
- Сформулируйте третий закон фотоэффекта (для каждого вещества существует красная граница фотоэффекта, т.е существует минимальная частота или максимальная длина волны при которой ещё возможен фотоэффект).
- Почему эта частота является “красной”? (монохроматические волны красного цвета обладают минимальной частотой, но максимальной длиной волны).
- В чём заключается суть теории Эйнштейна по фотоэффекту? (энергия фотона идет на работу выхода электрона с поверхности вещества и его кинетическую энергию).
Слайд №4.2. Работа с текстом “Найди ошибку”. Приложение №1 [5]
Слайд №5.3. Тестовая работа по вариантам. Приложение №2 [1]
IV. Обобщение и систематизация знаний.
Теперь приступаем к основной части нашего урока - решению количественных задач. Помните эпиграф урока? Физическое должно завершиться в математическом.
Слайд №6.№1. На рисунке приведены варианты графика зависимости максимальной энергии фотоэлектронов от энергии падающих на фотокатод фотонов. В каком случае график соответствует законам фотоэффекта?
Oтв. 3 вариант
(Энергия фотона прямо пропорциональна кинетической энергии, поэтому отпадает 4 график, энергия фотона не равна 0, поэтому отпадают графики 2 и 1, остаётся 3). [2]
Слайд №7.№2. Фотоны с энергией 2,1 эВ вызывают фотоэффект с поверхности цезия, для которого работа выхода равна 1,9 эВ. Чему равна максимальная кинетическая энергия фотоэлектронов?
(Еф = Авых + Ек =>Ек= Еф - Авых => 2,1 – 1,9 = 0,2эВ) [2]
Слайд №8.№3. Установите соответствие между физическими величинами и формулами, по которым их можно рассчитать (v - частота фотона, h - постоянная Планка, р - импульс фотона). К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. [2]
ФИЗИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ ФОРМУЛЫ
А) длина волны фотона 1. 2. 3. 4. h·v
Б) энергия фотона
А Б
Слайд №9.№4. Фотоэффект наблюдают, освещая поверхность металла светом с частотой v. При этом задерживающая разность потенциалов равна U. После изменения частоты света задерживающая разность потенциалов увеличилась на U=0,6В. Частота падающего света изменилась на... (В ответе выберите наиболее точное приближение из предложенных.)
1) 1,5*1014 Гц
2) 2,2*1014 Гц
3) 3,2*1014 Гц
4)3,6*1014 Гц
Решение. Запишем уравнение Эйнштейна для фотоэффекта для начальной частоты света hv = Авых + eUз и для измененной частоты h(v + v) = Авых + e( Uз + U). Вычтя из второго равенства первое, получим соотношение:hv = eU =>v =
Правильный ответ: 1. [2]
Слайд №10.№5. В опыте проводилось измерение запирающего напряжения для фотоэлектронов при двух разных значениях частоты падающего монохроматического света (vкр – частота, соответствующая красной границе фотоэффекта). При записи результатов измерения в таблицу одно значение было пропущено. Какое значение запирающего напряжения пропущено в таблице?
Частота падающего света v | 2vкр | 3vкр |
Запирающее напряжение Uзап | U0 | — |
1) U0/22) U03) 3U0/24) 2U0
Решение.
Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта: hv = Авых+ Ек = Авых+ eUз
Условие связи красной границы фотоэффекта и работы выхода:hvmin= Авых
Для первой пары значений получим: 2hvкр = hvкр + eU0U0 = .
Во втором случае получаем: 3hvкр = hvкр + eUнеизвUнеизв = = 2U0.
Ответ:4
Источник: СтатГрад: Тематическая диагностическая работа по физике 17.04.2015 Вариант ФИ10701 [2]
Слайд №11. №6. В опыте по фотоэффекту пластину из металла с работой выхода 3,4*10-19 Дж осветили светом частотой 3*1014 Гц. Затем число фотонов, падающих на пластину за 1 с, уменьшили в 2 раза, одновременно увеличив в 2 раза частоту света. В результате этого максимальная кинетическая энергия фотоэлектронов, покидающих пластину,
1) уменьшилась в 2 раза
2) увеличилась в 2 раза
3) стала отличной от нуля
4) не определена, так как фотоэлектронов не будет
Решение.
Согласно уравнению фотоэффекта, энергия фотона, работа выхода и максимальная кинетическая энергия электрона связаны соотношением: Еф = Авых + Ек. Сравним работу выхода и энергию падающего света: hv – А = 6,62*10-34(Дж*с) * 3*1014Гц – 3,4 *10-19 Дж <0
В первом случае энергии падающего света не хватит, чтобы фотоэффект начался. Если увеличить частоту света в 2 раза, то фотоэффект произойдёт и кинетическая энергия фотоэлектронов станет отличной от нуля, а изменение числа фотонов, падающих на пластину за секунду, изменит световой поток, который никак не влияет на кинетическую энергию фотоэлектронов.
Правильный ответ указан под номером 3.
Источник: ЕГЭ по физике 06.06.2013. Основная волна. Центр. Вариант 6. [2]
V. Рефлексия.
- Я рада, что на протяжении всего урока вы были внимательны, активно работали. Давайте вспомним цель нашего урока. Попробуйте проанализировать свою работу: что у вас получилось и над чем еще нужно поработать. А теперь я попрошу вас встать и развернуться к гостям. Все, кто работал хорошо – улыбнитесь, а кто чувствует в себе потенциал работать еще лучше – поаплодируйте. Спасибо. Присаживайтесь.
А сейчас я попрошу вас высказаться вслух, сказать комплимент в адрес своих одноклассников по поводу их работы на уроке.
VI. Домашнее задание. Каждому учащемуся выдаётся тестовое задание, состоящее из 3 частей: А, В, С (автор Анненкова В.С.в 2 вариантах). [4]
Слайд №12.“Тысяча неразгаданных тайн таит в себе наука и без вас, без вашей молодости, смелости, энтузиазма, они не будут разгаданы. Наука ждёт вас, друзья”
Этими словами советского академика Александра Николаевича Несмеянова мне бы и хотелось закончить урок. Спасибо большое всем.
Источники информации:
- http://nsportal.ru/shkola/fizika/library/2013/01/29/urok-resheniya-zadach-po-teme-svetovye-kvanty
- http://phys.reshuege.ru/
- promotionjob.ru/dokumenty/urok-...
- megdu.ru/nuda/annenkova-v-s-106-..
- Журнал “Физика в школе” №39/04