Тип занятия: внеклассное мероприятие
Направление: духовно-нравственное.
Категория учащихся: 5 класс
Технология занятия: кейс - технология, здоровье сберегающая технология, групповая работа.
Цель:
- сформировать представления о России, как едином доме для всех граждан;
- воспитать уважение к государственной символике как проявлению уважения к своей стране;
- развивать речь учащихся и культуру общения, творческие способности, умение работать в группе, прислушиваться к мнению других ее членов, работать с различными источниками информации;
- воспитывать гражданственность и патриотизм, чувство гордости за свою страну.
Задачи:
- обобщить и актуализировать знания о России;
- воспитывать чувства гражданственности и патриотизма;
- прививать интерес к многонациональной культуре нашей страны;
- формировать умения действовать сообща, прислушиваться к мнению окружающих;
- формировать понятийный аппарат.
Формирование УУД:
Личностные: умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения.
Регулятивные:
- оценка своей деятельности;
- постановка и сохранение учебной задачи в сотрудничестве с учителем;
- проявление познавательной инициативы в сотрудничестве.
Коммуникативные: развивать сотрудничество с педагогом, сверстниками, формулировать собственное мнение.
Познавательные:
- проводить классификацию по заданным критериям; строить логические рассуждения;
- осуществлять поиск и выделение необходимой информации;
- развивать познавательный интерес и воображение
Оборудование:
- мультимедийный проектор;
- презентация “Что мы знаем о России?” (Приложение 2);
- выставка книг о России,
- макет дома;
- “камни” для фундамента дома, “кирпичи” и “крыша”;
- разноцветные стикеры-окошки;
- карточки с заданиями для работы в группах (Приложение 1);
- аудиозапись (песня “Наш дом – Россия”)
Место проведения: классная комната.
Предварительная подготовка
1. Дети получают задание:
а) найти и принести книги о России, о великих деятелях России;
б) пишут мини-сочинения “Для меня Родина – это...”
2. Перед началом занятия ребята выбирают понравившийся им домик – магнит: красного, синего, зелёного цветов. Разбиение для работы в группах происходит по цветовой гамме.
Структура занятия:
I. Мотивационный этап
II. Этап актуализации знаний
III. Поиск решения проблемы.
1. Слайд - викторина “Что мы знаем о России?”
2. Знакомство с правами граждан России.
3. Физ. минутка “Строим дом”
IV. Организация взаимодействия учителя с учащимися по овладению темы занятия.
1. Работа в группах
2. Постановка проблемы
3. Выдвижение гипотезы
V. Рефлексия.
Технологическая карта внеурочного занятия по ФГОС
Этап занятия | Действия учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1. Мотивационный этап | - Здравствуйте, ребята. Садитесь. За
окном осенний день, унылая пора, сыро, холодно. Я
улыбнулась вам, и вы улыбнитесь друг другу. От
улыбки станет всем теплей. И это тепло, добрые
мысли, добрые чувства и хорошее настроение
давайте передадим друг другу. - Как вы думаете, как это сделать? (по цепочке, касаясь ладошки соседа). |
Дети предлагают свои варианты. | Регулятивные УУД: самостоятельно организовывать свое рабочее место. |
II. Этап актуализации знаний | - Тему нашего занятия попробуйте определить самостоятельно по музыкальному отрывку. | Учащиеся слушают песню “Наш дом – Россия”, авторы: Игорь Николаев и Михаил Танич. | Личностные УУД: ценить и
принимать базовые ценности “ родина”, “дом”.
Уважение к своей родине, радость и гордость от
того, что мы родились и живем в России. Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге, высказывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной речи. Регулятивные УУД: определять цель учебной деятельности. Познавательные УУД: определять круг своего незнания, самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию |
Звучит песня “Наш дом –
Россия”, авторы: Игорь Николаев и Михаил Танич. – О чём эта песня? |
Ответы детей: - О том, что наш дом – Россия. |
||
– Правильно, ребята, наш дом – Россия. Почему вы так думаете? | – Потому, что мы родились в России. - Потому, что в России находится родная станица, где живёт моя семья. |
||
- Молодцы, ребята! Сегодня на уроке мы с вами постараемся понять, почему все живущие в России люди, считают её своим домом и с гордостью говорят: “Наш дом – Россия!”. А для этого мы попробуем построить модель дома под именем “Россия”. | - Потому, что я живу на Кубани, а Кубань - часть России. | ||
III. Поиск решения проблемы | - Многие из вас наверняка видели, как
строятся дома. С чего начинается строительство
любого дома? - В основание любого дома закладывается фундамент. А чтобы постройка не разрушалась, прослужила людям не один год, фундамент должен быть прочным, как прочными должны быть наши знания о России. |
- С фундамента | Личностные: умение вести
диалог на основе равноправных отношений и
взаимного уважения. Регулятивные: оценка своей деятельности; постановка и сохранение учебной задачи в сотрудничестве с учителем; проявление познавательной инициативы в сотрудничестве. Коммуникативные: развивать сотрудничество с педагогом, сверстниками, формулировать собственное мнение. Познавательные: проводить классификацию по заданным критериям; строить логические рассуждения; развивать познавательный интерес и воображение |
1. Слайд - викторина “Что мы знаем о России?” | Предлагаю вам слайд – викторину (Приложение 2). Ответив правильно
на вопросы викторины, вы получаете модели камней,
из которых будете закладывать фундамент. (Дети прикрепляют “камни” к модели дома на доске. Из камней фундамента складывается слово – Россия.) |
Дети слушают учителя, смотрят презентацию и отвечают на вопросы викторины. Ответивший на вопрос, получает “камень”, который закладывает в фундамент. | |
2. Знакомство с правами граждан России | - А для чего, по-вашему, необходима Конституция? | – Чтобы защитить своих граждан. | |
- Правильно, ребята. В Конституции
перечислены важнейшие права граждан России,
защищающие их. И эти права все обязаны знать. Мы заложили основу дома – крепкий фундамент с названием Россия. А сейчас займёмся кладкой кирпичных стен нашего дома. Ведь стены дома, также как и государство, защищают своих жителей. На фундамент нашего домика мы положим кирпичи, а на каждом из них записаны права граждан России: - все равны перед законом - каждый имеет право на жизнь - каждый имеет право на жилище - неприкосновенность личности и жилища - каждый имеет право на образование - каждый имеет право на медицинскую помощь - каждый имеет право на труд - каждый имеет право на отдых - свобода слова |
Ребята по желанию берут “кирпичи”, на которых записаны некоторые права граждан России. Зачитывают вслух, объясняют, как они понимают это право. Затем, “кирпичик” кладётся на фундамент. Так возводятся стены дома. | ||
3. Физкультминутка | Раз, два, три, четыре, пять. Будем строить и играть. Дом большой, высокий строим. Окна ставим, крышу кроем. Вот какой красивый дом! Будет жить все дружно в нём |
Дети выполняют прыжки на месте. Встают на носочки и тянутся руками вверх. Показать руками окно, крышу - сомкнуть руки над головой Указательным жестом вытягивают руки вперед. Приседают. |
|
IV. Организация взаимодействия учителя с учащимися по овладению темы занятия | - Фундамент заложен, выстроены стены
и, судя по всему, наш дом – Россия, прочный и
надёжный. Но что надо ещё соорудить? – Для чего необходима крыша? – Правильно, ребята. Как у каждого дома своя крыша, без неё дом не дом, так и у каждого государства свои символы. Без них не обходится ни одно важное событие для страны. А какие государственные символы вы знаете? |
– Крышу. – Крыша нужна, чтобы в доме было тепло и уютно. - Крыша защищает от дождя и палящих лучей солнца. – Герб, гимн, флаг. |
Личностные УУД: Ценить и принимать следующие базовые ценности: “желание понимать друг друга”, “понимать позицию другого”, “символ”. Уважение к своей родине, ее символам, “терпение”, радость и гордость от того, что мы родились и живем в России. Коммуникативные УУД: участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом, слушать и понимать других, читать про себя информацию и понимать прочитанное. Познавательные УУД: перерабатывать, систематизировать информацию, выбирать нужную информацию. Регулятивные УУД: самостоятельно организовывать рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий, определять цель учебной деятельности, план выполнения задания, самоконтроль. |
1. Работа в группах | - И сейчас, прежде чем укрыть наш дом, вы
будете настоящими учёными – исследователями. В
своих группах в течение 5 минут вы изучите
предложенный материал о государственных
символах и поделитесь своими открытиями с
одноклассниками. Для этого я раздаю кейсы, в
которых лежат задания. Раскройте их, выложите материал на парту и внимательно прочтите инструкцию. Не забудьте о распределении обязанностей в группе и правилах поведения при работе в группе. |
Дети выкладывают содержимое кейса Защита своей работы |
|
2. Постановка проблемы 3. Выдвижение гипотезы |
За коллективный ответ группа получит
право укрыть дом крышей. (Подборку материала смотри в приложении 1). |
Получив фрагмент крыши, дети кроют дом. | |
V. Рефлексия | – Итогом нашей совместной работы - стал
дом, имя которому Россия. Осталось вставить окна,
расселить жильцов. У каждого из вас на столе
лежат стикеры - окошки жёлтого и голубого цвета.
Если вам на уроке было интересно, хотелось
творить, строить, познавать, учиться быть
добрыми, дружными, если урок заставлял вас думать
- выберите жёлтое окошко. Если вам на уроке было скучно, неинтересно, непонятно о чём говорили – выберите голубое окошко. Нарисуйте себя в этих окошках, подпишите свой портрет и укажите свою национальность, а затем прикрепите на стены нашего дома в том месте, где вам хотелось бы поселиться. - Посмотрите, ребята, какие разные у нас жильцы поселились в доме: русские, украинцы, татары, узбеки, грузины, армяне, чуваши. Да, много народов живет в России. Каждый народ имеет свой язык, свои обычаи и свою культуру. Но все люди в нашей стране равноправны независимо от национальности и вероисповедания. И все они составляют единую дружную семью. У каждого народа Один – рыбак с рожденья, Одним – милее осень, – Вот и закончилась наша стройка. Посмотрите, какой замечательный получился у нас дом – Россия. Он прочный, надёжный, всегда защитит нас от врагов и разных бед, поможет сделать нашу жизнь лучше и уютнее. А смогли бы вы построить этот дом, если бы всё время ссорились, спорили и мешали друг другу? Конечно, нет! Мне бы очень хотелось, чтобы вы всегда помнили, что вы - граждане великой страны, имеющей богатую и славную историю, чтили ее символы, гордились своей страной. Вы граждане многонациональной страны объединенной одними государственными символами. У каждого человека есть своя дорога в жизни и только от него зависит, каким будет его путь и его будущее. Наш дом – Россия, вы - дети России - вы надежда и будущее нашей страны. Все в ваших руках! Россией зовется общий наш дом, |
(Дети выбирают окошко, рисуют свой портрет, подписывают и заселяют дом. В это время звучит песня “Наш дом – Россия”) | Личностные УУД: Уважение к своей
родине, ее символам, радость и гордость от того,
что мы родились и живем в России. Коммуникативные УУД: участвовать в коллективном обсуждении, осуществлять контроль. Познавательные УУД: выполнять логические операции: сравнивать, синтезировать, классифицировать, систематизировать информацию, выбирать нужную. Регулятивные УУД: способность к преодолению препятствий, оценивать результаты своей и чужой деятельности, самоконтроль, самооценка. |