Урок литературного чтения. Сравнительный анализ стихотворений А.С.Пушкина "Зимний вечер", "Зимнее утро". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели:

  • создать условия для выявления сходства и различий стихотворений А.С. Пушкина “Зимний вечер” и “Зимнее утро”;
  • прививать детям любовь к поэзии;
  • развивать навыки выразительного чтения, анализа и сравнения;
  • учить понимать смысл стихотворения и настроение лирического героя;
  • учить самооценке;
  • слушать одноклассников, давать оценку ответов, принимать критику, адекватно на нее реагировать.

Материалы, оборудование: таблица для сравнения стихотворений, презентация, раскраски для творческой работы, учебник “Родная речь” Горецкого.

Ход урока

1) Оргмомент. Проверка готовности к уроку.

2) Звуковая разминка.

Прочитайте слова, записанные на доске. Переставьте их так, чтобы получилось предложение. Начните с выделенного слова.

ведёт, мраморная, в, парка, аллею, арка.

- Что за предложение у вас получилось?

Чтение скороговорки. (С разной интонацией).

3) Проверка домашнего задания.

- Что выполняли дома?

Дома вы читали выразительно стихотворения Пушкина “Зимнее утро” и “Зимний вечер” и учили наизусть по выбору.

Выразительное чтение стихотворений.

Сейчас мы поработаем в парах: вполголоса вы расскажете выученные стихи друг другу и оцените друг друга. А потом послушаем некоторых из вас.

4) Сообщение темы урока.

Сегодня на уроке мы продолжим работу со стихотворениями А.С. Пушкина “Зимнее утро” и “Зимний вечер”.

- Ребята, кто считает, что эти стихотворения чем-то похожи? А чем они могут быть похожи?

- А теперь, кто считает, что эти стихотворения абсолютно разные? Почему вы так думаете?

Сейчас мы сравним эти стихотворения, чтобы потом высказать своё мнение об этих стихах. Для этого нужно выполнить ряд заданий. Работать будем по вариантам:

  • 1 вариант – над стихотворением “Зимнее утро”,
  • 2 вариант – над стихотворением “Зимний вечер”.

Результаты проведённой работы будем записывать в таблицу. Приложение 1. А в конце урока подведём итог нашей работе и сделаем вывод.

5) Работа над темой урока.

  • 1 задание – Укажите, какое время года описывает поэт.
  • 2 задание – Запишите, какое состояние природы описывает автор.

В стихотворениях “Зимний вечер” и “Зимнее утро” встречаются обращения, благодаря которым мы можем понять отношение лирического героя к адресатам этих стихов.

  • 3 задание - Найти в текстах стихотворений слова-обращения.

Слова, использованные Пушкиным в стихах, помогают нам понять внутреннее состояние лирического героя.

  • 4 задание – выписать слова с положительной окраской.

Слова с положительной окраской способствуют формированию чувства радости, веселья, счастья.

  • 5 задание – выписать слова с отрицательной, негативной окраской.

Слова с отрицательной окраской показывают, что герою тоскливо, грустно.

6) Подведение итога выполненной работы.

Чем же похожи эти стихи?

1. Время года – зима. Описание состояния природы;

2. Обращение к собеседнику;

3. Присутствуют слова - положительно окрашенные и слова - отрицательно окрашенные.

Чем отличаются?

1. Разные состояния природы;

2. Разные собеседники.

3. В стихотворении “Зимнее утро” больше положительно окрашенных слов, а в “Зимнем вечере” больше негативно окрашенных слов.

4. Разное внутреннее состояние автора стихотворений;

Стихотворение “Зимнее утро” было написано поэтом в селе Павловском (под г. Петербургом). Там Александр Сергеевич гостил зимой у родственников, общался с друзьями.

Стихотворение “Зимний вечер” А.С.Пушкин написал в ссылке, в селе Михайловском, где находился 2 года, не имея права выезжать. Надежда на освобождение была потеряна; план побега за границу не удался, поэт серьезно поссорился с отцом, после чего вся семья Пушкина уехала в Петербург, оставив его одного. В это тяжкое время с ним была единственная близкая, любящая душа - Арина Родионовна, няня поэта. (Презентация)

Сравнение этих стихотворений показало, что с помощью слов можно показать разные состояния природы, состояние души автора. За это умение и ценится во всём мире творчество А.С. Пушкина.

7) Творческая работа. Перед вами абсолютно одинаковые картинки. Приложение 2.

Ваша задача – по-разному их раскрасить.

  • 1 вариант – чтобы картинка соответствовала стихотворению “Зимнее утро”,
  • 2 вариант – чтобы картинка соответствовала стихотворению “Зимний вечер”.

Подумайте, какие краски выбрать для этого. Выберите строки из стихотворения, которые больше всего соответствуют вашей картинке, подпишите их под рисунком.

8) Рефлексия:

А теперь оцените свою работу на уроке. Напишите несколько предложений, начиная со слов:

  • На уроке я узнал....
  • Я понял, как.....
  • Мне понравилось.....