Компьютерные технологии в образовательном процессе

Разделы: Физика, Информатика, Начальная школа, Общепедагогические технологии


Начиная с начальной школы современных учащихся, охватывает мир компьютерных технологий. Разнообразие компьютерного мира позволяет детям окунуться в виртуальный мир и с огромной пользой осваивать и применять различные компьютерные технологии в учебной деятельности. В начальной школе то могут быть и тренажеры для счета, и мультимедийные энциклопедии, и программы для развития техники чтения. Привыкая к простейшим программам, со временем ребенок учится самостоятельно выполнять исследования, разрабатывать проекты, проводить эксперименты при помощи компьютерных технологий. Наблюдая за учениками, можно сделать вывод, что ребенок, который не боится экспериментировать и тянется к новому, не разведанному, никогда не будет пассивным слушателем, ему обязательно нужно все сделать самому.

Рассмотрим, каким образом можно научить ребенка пользоваться компьютером в младших классах, где основной формой обучения является игра. Именно в игровой форме мы и будем строить наш учебный процесс, но только не забудем, что основная цель – обучение.

Рисунок 1. Интерактивная игра "В лесу"

Игра “В лесу”, выполненная в форме интерактивной презентации, позволяет детям научиться пользоваться интерактивной доской, закрепляя материал, изученный на уроках окружающего мира. Нажимая на объекты слайда, ребенок сам поймет, правильно он отвечает или нет. Учащиеся с удовольствием участвуют в подобном виде работы, а со временем и сами учатся создавать интерактивные формы.

Мультимедийные презентации могут быть применимыми практически на каждом уроке и в форме викторины, и урока игры, и изучения нового материала. Учащиеся самостоятельно могут проводить исследования, а презентация в этом случае является формой доклада, публичного выступления. Например, в 5 классе это может быть работа “Я познаю мир”, посвященная возможностям современных технологий и способам познания окружающего мира. Со временем учащиеся совершенствуют свои навыки, как в исследовательской деятельности, так и в применении компьютерных технологий. Изучая строение объектов окружающего мира на уроках физики в старших классах, у учащихся нередко возникает множество вопросов, проведя небольшое исследование и выйдя за рамки учебника можно получить немало открытий, таким образом, было проведено исследование и создана работа “Частица Бога”, посвященная открытию новых элементарных частиц.

Рисунок 2. Исследовательская работа "Частица бога"

Компьютерные технологии позволяют осуществить многие опыты и эксперименты, смоделировать любой химический или физический процесс. Изучая закон всемирного тяготения, обратимся к электронным таблицам для построения диаграммы и более наглядного восприятия информации. Учащимся предлагается провести сравнительную характеристику силы Всемирного тяготения для различных небесных тел, произведя расчеты и построив диаграмму. Таким образом, они повторяют знания, полученные на уроках информатики, и лучше усваивают материал урока физики.

Рисунок 3. Закон Всемирного тяготения

Электронные таблицы позволяют в доступной форме проверять знания в форме кроссворда, теста и других форм. Подобные работы могут быть выполнены как самим учителем, так и старшеклассниками для более младших школьников, что более ценно и познавательно для учащихся. Например, кроссворд “Как мы познаем мир” выполнен в рамках изучения электронных таблиц учащимся 10 класса для 5-х классов.

Рисунок 4. Как мы познаем мир

Огромный интерес вызывают у учащихся работы с использованием сети Интернет. Например, учащиеся старших классов, с удовольствием участвуют в разнообразных конференциях и семинарах. Очень интересные формы проведения викторин и игр можно провести по поиску информации, а также в сотрудничестве с различными образовательными порталами. Например, игра “Код Кулибина”, которая позволила учащимся узнать много нового и интересного из жизни и деятельности изобретателя, а так же позволила повторить способы кодирования информации в двоичной системе. Интернет – это мир необыкновенных возможностей: виртуальные музеи, карты, разнообразные дистанционные формы обучения и многое-многое другое, что может разнообразить урок и заинтересовать учащихся.

В рамках данной статьи мы рассмотрели только небольшую часть способов применения компьютерных технологий на уроках в современной школе. Как можно заметить, только при помощи интегрированных уроков, в содружестве между учащимися и учителями подобная работа может быть выполнена с пользой и интересом. Конечно, это требует дополнительного времени желания научить и быть наученным, но конечный результат – самостоятельный, всесторонне развитый, заинтересованный в познании и обучении учащийся – это основная цель, которую может и должен достигнуть каждый учитель.