В целях реализации постановления Правительства Москвы от 31.08.2011 года № 407-ПП “О мерах по развитию дошкольного образования в городе Москве”, внедрения принципов ФГОС дошкольного образования, повышения качества оказываемых жителям города Москвы образовательных услуг, наиболее полного удовлетворения потребностей московских семей в получении качественного и востребованного дошкольного образования, стимулирования педагогических коллективов государственных образовательных организаций к созданию комфортных, здоровьесберегающих условий в интересах жителей столицы” – 2 сентября 2015 года Департаментом образования города Москвы издан приказ № 2066 “О мерах по развитию дошкольного образования в г. Москве в 2015-2016 учебном году” (далее приказ № 2066), в котором говориться:
1. При формировании Государственного Задания на оказание государственных услуг по реализации образовательной программы дошкольного образования, осуществлению присмотра и ухода за детьми для государственных образовательных организации, подведомственных Департаменту образования города Москвы, определять плановое число “человеко-дней” исходя из численности обучающихся в Комплексной информационной системе “Государственные услуги в сфере образования в электронном виде” и 182 дней посещения образовательной организации в 2015 – 2016 учебном году.
2. Осуществлять внесение изменений в Государственное Задание на оказание государственных услуг по реализации образовательной программы дошкольного образования, осуществлению присмотра и ухода за детьми для образовательных организаций на 2015 – 2016 учебный год:
- при уменьшении фактически оказанного объема государственной услуги (фактического числа “человека-дней”) в 2015 – 2016 уч. году более чем на 15%
- при увеличении фактически оказанного объема государственной услуги (фактического числа “человека-дней”) более чем на 1%.
3. Осуществлять проверку выполнения образовательными организациями Государственного Задания на оказание государственной услуги по реализации образовательной программы дошкольного образования, осуществлению присмотра и ухода за детьми на 2015 – 2016 учебный год на основании данных учета фактической посещаемости образовательной организации (в том числе предоставляемых в электронной форме) и форм федерального статистического наблюдения.
4. Управлению экономического анализа департамента образования города Москвы осуществлять ежеквартально мониторинг влияния выполнения образовательными организациями Государственного Задания на 2015 – 2016 учебный год в “человеко-днях” на состояние здоровья обучающихся и уровень удовлетворенности дошкольным образованием жителей г. Москвы.
Большой проблемой любого детского сада является очень высокий процент пропусков посещения по причинам, не связанным с заболеванием воспитанников. Это свидетельствует о низком статусе детского сада как ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО учреждения. В школе, престиж которой именно как ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО учреждения высок, таких пропусков практически не наблюдается. Именно поэтому, сегодня перед каждым дошкольным корпусом Образовательного учреждения одной из приоритетных задач является задача по снижению числа пропусков воспитанниками детского сада без уважительных причин – для чего нам необходимо повысить статус детского сада как единицы образовательного комплекса.
Для начала я высчитала, какой же минимальный процент посещаемости нам необходим, для того, чтобы не было пересчитано финансирование Государственного задания в сторону минуса. За 100% были взяты все рабочие дни учебного 2015 – 2016 года цифра составила 253 дня. Мне необходимо было выяснить каков же будет процент для цифры 182 дня посещения, указанной в пункте 1 приказа № 2066, путем простых арифметических вычислений данная цифра составила 72%, т.е. 72% это тот минимум посещаемости в месяц, который обеспечит нам полный объем финансирования Государственного задания.
Необходимо констатировать, что я не сумела обнаружить ни одного документа, пытающегося хоть как-то влиять на процесс увеличения посещаемости детского сада, несмотря на то, что существует официальная статистика, фиксирующая уровень посещаемости детьми различных ДОУ (в масштабах города). Данная информация помещается в ежегодных статистических сборниках. Однако, документов, отражающих динамику этих процессов, тем более документов их регулирующих, я не нашла.
Была выработана стратегия решения данного вопроса:
1. При выработке стратегии необходимо было учитывать, что данный показатель 72% будет эталоном успешности функционирования каждого дошкольного корпуса, будет рассматриваться как основной и отслеживаться будет на каждом уровне системы образовательной организации.
2. Показатель посещаемости должен рассматриваться не столь однозначно. В нем необходимо рассматривать причины пропусков. Если пропуски детского сада по болезни рассматриваются как серьезные причины, то высокий процент “пропусков по другим причинам” рассматривается как факт прямой дисфункции корпуса в образовательной организации.
3. В выработке стратегии решения вопроса по снижению заболеваемости необходимо помнить о неоспоримом приоритете профилактики заболевания детей.
4. Следующим основным положением при выработке стратегии решения вопроса по повышению посещаемости детьми дошкольной организации является положение о неукоснительном выполнении всех санитарно-гигиенических норм при организации функционирования детского сада.
Необходимо заметить, что следование выработанной стратегии было бы не осуществимо без вложения личного труда каждого сотрудника нашего дошкольного корпуса.
Затем был разработан план мероприятий по улучшению эффективности деятельности дошкольных корпусов на 2015 – 2016 учебный год, который должен был способствовать улучшению эффективности деятельности каждого дошкольного корпуса, повышению посещаемости и снижению пропусков без уважительных причин:
- Организация эффективного контроля за учебно-воспитательным процессом, состоянием помещений, медицинской деятельностью в корпусе.
- Анализ и планирование деятельности с педагогами по улучшению качества учебно- воспитательного процесса, охраны жизни и здоровья детей.
- Создание комфортных психолого-педагогических условий для более успешной адаптации детей (и родителей) к условиям детского сада.
- Улучшение методического сопровождения учебно-педагогического процесса, обогащение развивающей среды, поддержка комфортной обстановки в каждой группе и учреждении в целом.
- Проведение ежемесячного мониторинга посещаемости и заболеваемости детей в группах, сравнительный анализ с предыдущими месяцами.
- Выявление и анализ причин непосещения ребенком детского сада.
- Работа с персоналом и родителями по устранению пропусков без уважительных причин.
- Разнообразить формы работы с детьми каждой группы, активно вовлекая в них родителей.
- Продолжать работу по формированию общественного позитивного отношения к детскому саду; вовлечению родителей в учебно-воспитательный процесс.
Поощрение педагогов по результатам высокой посещаемости детей в группе.
Для реализации последнего пункта плана мероприятий по улучшению эффективности деятельности дошкольных корпусов 2015 – 2016 учебный год был разработан и издан приказ “О стимулировании воспитателей дошкольных групп за качественный прогноз заказа продуктов питания и исполнение “человека-дня” в 2015 – 2016 учебном году”. В рамках, которого воспитатели, выполнившие установленные нормы “человека-дня”, ежемесячно поощрялись.
Работа педагогического коллектива дошкольного корпуса велась по всем направлениям, особое внимание уделялось популяризации педагогической деятельности в корпусе на уровне родителей. Главной задачей в было аккуратно и грамотно посеять в умах родителей мысль о том, что детский сад – это не просто учреждение, куда можно привести ребенка на какое-то время, чтобы сделать свои дела, а детский сад это учреждение которое оказывает КАЧЕСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ.
Мы старались более плотно информировать родителей о каждом дне пребывания их ребенка в детском саду. Для этого воспитатели делали наглядным еженедельный план работы в группе и выставляли на обозрение всем родителям. Также каждый родитель имел возможность увидеть, чем конкретно занимался ребенок ежедневно и какие развлечения проходили в детском саду за неделю – посетив официальный сайт нашего Учреждения. Значительно был расширен круг предоставляемых дополнительных услуг в корпусе. Все больше родители привлекались в жизнь их детей в детском саду путем разнообразия различных форм взаимодействия с семьей (в каждой группе использовались свои формы).
Рассмотрим анализ работы одного из дошкольных корпусов за 2015 – 2016 год в рамках выработанного плана стратегии решения вопроса популяризации дошкольного образования и подсчета “человека – дня”:
Таблица 1
сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | январь | февраль | март | апрель | май | ||||||||||
ГДП*до 3-х лет, за исключением инв-ов | 23 | 280 | 25 | 296 | 25 | 326 | 24 | 333 | 24 | 175 | 24 | 310 | 24 | 448 | 24 | 421 | 24 | 382 |
ГКП** до 3-х лет, за исключением инв-ов | 19 | 272 | 21 | 253 | 26 | 314 | 26 | 300 | 26 | 185 | 26 | 164 | 26 | 359 | 25 | 225 | 21 | 227 |
ГДП 3-5 лет, за исключением инв-ов | 99 | 1321 | 101 | 1351 | 100 | 1499 | 96 | 1420 | 98 | 1018 | 98 | 1264 | 98 | 1596 | 98 | 1428 | 98 | 1228 |
ГДП 5-7 лет за исключением инв-ов | 151 | 2442 | 149 | 2494 | 150 | 2358 | 145 | 2452 | 144 | 1738 | 144 | 2127 | 143 | 2609 | 143 | 2271 | 143 | 2173 |
Итого: | 292 | 4315 | 296 | 4394 | 301 | 4497 | 291 | 4505 | 292 | 3116 | 292 | 3865 | 291 | 5012 | 290 | 4345 | 286 | 4010 |
67,2% | 67,5% | 74,7% | 67,3% | 71,1% | 69,7% | 82% | 71,3% | 73,8% |
В данной таблице мы можем видеть красные цифры, которые говорят нам о том, что корпус сработал в эти месяцы не достаточно, и если бы данный дошкольный корпус был отдельной организацией, а не в составе образовательного комплекса, то этот корпус, скорее всего, лишился бы части финансирования Государственного задания.
И как вывод следует: что работу по популяризации дошкольного образования необходимо продолжать вести, ставить конкретные задачи и выполнять их, следуя намеченным планам, планы в свою очередь необходимо разрабатывать в каждом дошкольном корпусе отдельно, исходя из родительской удовлетворенности. Так же необходимо транслировать значимый и действенный опыт работы в данном направлении.